Павлов В.В. Значения исходного словообразующего слова и смыслового слова. Процесс чтения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №1. – С. 32-44.

ЗНАЧЕНИЯ ИСХОДНОГО СЛОВООБРАЗУЮЩЕГО СЛОВА И СМЫСЛОВОГО СЛОВА. ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ

 

В.В. Павлов

Тульский политехнический институт

(Россия, г. Тула)

 

Аннотация. В статье рассматривается, как строится словарная статья в словообразовательном словаре. Приводится различие между смысловым словом и словообразующим. Рассматриваются различие значений и признаков глаголов на примере слов «чтение» и «читать». Приводится определение категории «понятие». Сравнивается толкование слов «чтение» и «читать». Рассматривается, в общем, вопрос обучения чтению и иностранному языку.

Ключевые слова: словообразование, понятие, толкование слов, разбор слова, лексическое значение, признаки, процесс чтения, обучение, иностранный язык.

 

 

Рассмотрим, как строится словарная статья в словообразовательном словаре.

Словообразовательное гнездо это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Гнездо это совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Словообразовательная цепочка это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

В одно гнездо объединяются слова, имеющие внешнее сходство, общую часть корень, который выступает в них как носитель общего, для всей семьи слов, значения.

 

смелость

смело

Смелый смельчак

смелеть осмелеть

 посмелеть

осмелиться

 

Однако чтобы объединить те или иные слова в одно гнездо, внешнего сходства недостаточно, необходимо иметь и внутреннее, смысловое сходство. Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень, внутренним смысловое слово.

Исходное словообразующее слово цепочки часто не является смысловым словом.

В гнездах зрелых слов (слов имеющих устойчивые морфологические признаки) всегда находится смысловое слово (смелость).

В толковании лексического значения слова участвует смысловое слово (понятие имеющее толкование), а в происхождении слов участвует исходное словообразующее слово и производные слова.

Рассмотрим, например, толкование слов «чтение» и «читать».

ЧТЕНИЕ, -я, ср.1.см. читать. 2. То, что читается, читаемое произведение, сочинение. Интересное, занимательное ч. 3. обычно мн. Собрание, на к-ром читают вслух (устар.). Литературные чтения. 4. мн. Цикл лекций или докладов в память выдающегося ученого, писателя. Ломоносовские чтения в университете.

ЧИТАТЬ, -аю, -аешь; читанный; несов. 1. что. Воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя. Ч. книгу. Ч. вслух. Ч. про себя (не вслух). Ч. по слогам. Ч. бегло. Ч. на двух языках. Ч. с губ глухонемых: воспринимать словесную речь по движениям губ). 2. кого-что. Воспринимать зрительно и интеллектуально какое-н. произведение. Юноша много читает. Ничего не читает кто-н. Ч. ноты (перен.: различать их и воспроизводить их голосом или на музыкальном инструменте). Ч. географические карты, чертежи (перен,: уметь пользоваться). 3. перен.. что. Воспринимать, угадывать что-н. по внешним проявлениям. Ч. настроения по лицам. Ч. в сердцах (угадывать чьи-н. мысли, желания). Ч. сомнение на лице у кого-н. 4. кого-что. Произносить, декламировать (ка-кой-н. текст). Ч. стихи с эстрады. Ч. наизусть басни Крылова. 5. что. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения. 6. что. Излагать устно перед аудиторией. Ч. лекцию. Ч. курс русской литературы. 7. читай(те). Употр. в знач.: это нужно понимать так-то, это значит то-то. Нежелание вмешиваться читай равнодушие. II сов. прочесть, -чту, -чтешь; -чтенный (-ен, -ена) 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.) и прочитать, -аю, -аешь; -ита-нный 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). II многокр. читывать, наст. не употр. (ко 2 и 4 знач.). И сущ чтение, -я, ср. 1,2,3,4,5 и 6 знач.), читание, -я, ср. (ко 2 и 5 знач.) и прочтение, -я, ср. 1,4 и 6 знач.). Взять книгу для прочтения. II прил. читальный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

ЧИТАТЬСЯ (-аюсь, -аешься. 1 и 2 л. не употр.), -ается; несов, 1. Быть таким, что можно читать 1 и 2 знач.); подвергаться чтению. Надпись читается с трудом. Роман читается с интересом. 2. безл., кому. О желании читать, о настроенности к чтению (разг.). В таком шуме не читается.

ЧИТАЛКА, -и, ж. (прост.). Читальня, а также читальный зал.

ЧИТАЛЬНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. читать. 2. читальный зал в библиотеке: зал для чтения.

ЧИТАЛЬНЯ, -и, род. мн. -лен, ж. Учреждение, место, где посетители читают книги, периодику. Библиотека-ч. Университетская ч.

ЧИТАТЕЛЬ, -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями. 2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей. I) ж. читательница, -ы. II прил. читательский, -ая, -ое. Читательская аудитория. Ч. билет.

ЧИТКА, -и, ж. 1. Чтение вслух перед группой слушателей (разг.). Коллективная ч. газет. 2. Репетиционное чтение ролей (спец.). Застольная ч. (т. е. первое чтение за столом, не на сцене).

ЧТЕЦ, -а, м. I. Человек, к-рый читает; тот, кто занят чтением (устар.). 2. Человек, к-рый читает кому-н. вслух, вообще тот, кто читает вслух. 3. Артист, выступающий с художественным чтением. Конкурс чтецов. 11 ж. чтица, (ко 2 и 3 знач.). II прил. чтецкий, -ая, -ое (ко 2 и 3 знач.). Чтецкая секция театрального общества.

ЧТИВО, -а, ср. (разг. пренебр-). Низкопробное, низкокачественное чтение (во 2 знач.).

«С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г».

С учетом смыслового слова «чтение» будет:

ЧТЕНИЕ 1. Объект, информация (объект несущий информацию). Это то, что читается, читаемое. И соответствующие типы объектов книги, собрания, цикл лекций и т.д.

Интересное, занимательное чтение. Литературные, Ломоносовские чтения. Лексическое слово. Читать чтение.

2. Действие, объект, информация. Действие, объединяющее процессы в мозгу человека связанные с восприятием текстовой информации. Чтение вслух. Читать вслух.

3. Действие, воспроизведение, информация. Воспроизведение информации из памяти. Чтение стихотворения (без использования текстовой информации). Чтец.

4. Понятие, действие, объект, информация. Это рецептивный вид речевой деятельности связанный с восприятием и пониманием информации. Содержится признак общности (понятия).

Смысловое, понятийное слово. Процессы в мозгу человека связанные с восприятием и обработкой текстовой информации.

Чтение совокупность сложных психофизиологических процессов, посредством которых извлекается информация из графически зафиксированного текста. В чтении принимают участие зрительный, двигательный, слуховой анализаторы, с помощью которых человек реагирует на письменные графические знаки (буквы) и переводит их в слова, смыслы, значения.

Чтение имеет несколько лексических значений, в основе которых лежит понятие.

ЧИТАТЬ Действие, чтение соответствующие переносные значения объекты информации, цели, понимания и т.д.). Действие, объект, информация.

Действие, объединяющее процессы в мозгу человека связанные с восприятием текстовой информации. Понимание информации может и не происходить. Словообразующее слово.

Читать это совершение действий по осуществлению процесса чтение.

Содержится признак конкретности. Что?

Объект. ЧИТАТЬСЯ 1. Быть таким, что можно читать 1 и 2 знач.); подвергаться чтению. Надпись читается с трудом. Роман читается с интересом. 2. безл., кому. О желании читать, о настроенности к чтению азг.). В таком шуме не читается (не подвергается чтению).

«С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г».

ЧИТАЛКА место, чтение, отношение одержится выражение отношения к месту, где читают: снисходительная, уменьшительно-пренебрежительная).

ЧИТАЛЬНЫЙ качество, место, чтение.

ЧИТАЛЬНЯ место, чтение.

ЧИТАТЕЛЬ, -я, м. Человек, чтение (про себя и вслух).

ЧИТКА, -и, ж. Действие, чтение (вслух). Сокращение от слова «читать».

ЧТЕЦ, -а, м. Человек, чтение (вслух).

ЧТИВО, -а, ср. Объект, информация, отношение (объект несущий информацию) (содержится выражение отношения к информации, к слову книга: отрицательно-пренебрежительная). Книга информация, чтение.

В различных предложениях слово «читать», везде можно заменить словом «чтение». Они не синонимы, но имеют одностороннюю синонимию.

Читать книгу. Читать вслух. Читать про себя (не вслух). Читать по слогам. Читать бегло. Читать на двух языках. Читать с губ и т.д. (Действие).

Чтение книги. Чтение вслух. Чтение про себя (не вслух). Чтение по слогам. Чтение бегло. Чтение на двух языках. Чтение с губ и т.д. (Процесс).

Читать чтение. Здесь чтение не понятие, а опредмеченное существительное. У слова «чтение» больше признаков.

А вот слово «чтение», в предложении не везде заменяется словом «читать».

Интересное, занимательное чтение. Интересное, занимательное читать чтение. Но, интересное, занимательное чтение читать? Говорит о разной зависимости и о разных признаках слов. Нарушение фонетической сочетаемости предложения.

При толковании слов, в словарях необходимо использовать смысловые слова (понятия-существительные и понятия-глаголы), а не словообразующие.

Имя существительное, как бы опредмечивает действие. И возникает смысловое слово понятие-существительное «чтение» и словообразующее слово понятие-глагол «читать».

Разбор исходного слова словообразующего гнезда слова «читать».

Разбор гнезда слова «читать».

 

 

 

чт-ение

 

 

 

чит-к-а

 

 

 

чита-тель

читатель-ниц-а

 

 

 

читатель-ск-ий

 

 

чита-ль-н-я

 

 

читать

чита-н-ый

 

 

 

в-читать-ся

вчитыва-ться

 

 

вы-читать

вычит-ыва-ть

вычитывать-ся

 

до-читать

дочит-ыва-ть

дочитывать-ся

 

 

 

дочитыва-ние

 

за-читать

зачит-ыва-ть

 

 

за-читать-ся

зачит-ыва-ться

 

 

на-читать-ся

начит-ыва-ться

 

 

пере-читать

перечит-ыва-ть

перечитывать-ся

 

по-читать

 

 

 

под-читать

подчит-ыва-ть

подчитывать-ся

 

про-читать

прочит-ыва-ть

прочитывать-ся

 

 

прочт-ение

 

 

 

«А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка»

Читать. Часть речи: инфинитив

Грамматика: действительный залог, несовершенный вид, непереходный.

Признаки: длительность, принадлежность к субъекту.

Читаться. Часть речи: инфинитив

Грамматика: действительный залог, несовершенный вид, переходный.

Признаки: длительность, принадлежность к объекту.

Суффикс -ся (-сь) образует глаголы со значением: лица, явления совершающего действие, направленное на самого себя (мыться, одеваться).

 

1. чт-ение (чтение). Понятие, действие, объект, информация. Часть речи: имя существительное. Отдельное смысловое слово.

Признаки: длительность, принадлежность к субъекту. Содержится признак общности.

2. чи-т-ка, (читать, чтение) Действие, чтение. Часть речи: существительное

Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное.

Признаки: длительность имеющая окончание, принадлежность к субъекту, ускоренно читают краткое сущ с чувственной направленностью ускоренное чтение пренебрежительно уменьшительное содержит чувственную оценку.

3. чита-тель (читать, чтение). Человек, чтение. Часть речи: существительное.

Грамматика: единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное.

Признаки: принадлежность к субъекту, совершающий действие чтение человек муж р, чтение (читатель-ниц-а человек ж р совершающий чтение, читатель-ск-ий объект муж. р. имеющий отношение к чтению).

4. чита-ль-ня (читать, чтение). Место, чтение. Часть речи: существительное.

Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное.

Признаки: принадлежность к субъекту.

5. чита-н-ый (читать, чтение). Объект, чтение.

Часть речи: причастие.

Грамматика: единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное, несовершенный вид, одушевленное, непереходный, прошедшее время, страдательный залог.

Часть речи: прилагательное.

Грамматика: единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное, одушевленное.

Признаки: длительность имеющая окончание, принадлежность к объекту, один текст, для чтения, который был прочитан много раз в прошлом. Текст, многоразовость.

Приставки.

Участвуют в словообразовании (см. «Глаголы и тон ощущений»).

6. в-читать-ся (читать). Действие, чтение. Прочитать внимательно, и понять внутренний смысл текста (вчит-ыва-ться читать внимательно, с желанием понять смысл)

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту. Понять смысл текста.

7. вы-читать (читать). Действие, чтение. Прочитав, найти какой-нибудь отдельный смысл (умозаключение) в прочитанном тексте (вычит-ыва-ть читая, находить умозаключения в прочитанном (принадлежность субъекту); вычитывать-ся умозаключения выбираются из текста (принадлежность объекту).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту (объекту). Найти отдельные смыслы в тексте.

8. до-читать (читать). Действие, чтение. Читать и остановиться на окончании текста. (дочит-ыва-ть читать, но дойти не до окончания текста; дочитыва-ться много раз читая, стремиться сделать умозаключение; дочитыва-ние процесс чтения, имеющий направление к окончанию текста (принадлежность объекту).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту (объекту).

Признаки временные: указание на временной период действия, окончание.

9. за-читать (читать). Действие, чтение. Оконченное чтение текста. Окончить читать текст от начала до конца (зачит-ыва-ть много раз читать текст до конца).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту. Признаки временные: указание на временной период действия, начало (например, засме­яться, заплясать, задрожать, закричать).

10. за-читать-ся (читать). Действие, чтение. Читать с неограниченной действительностью (зачит-ыва-ться много раз читать с неограниченной действительностью).

-ся принадлежность к субъекту.

Признаки: неограниченная длительность (не оконченная, не оконченная много раз), принадлежность к субъекту. Признаки временные: указание на временной период дейст­вия, с начала и окончание не определено).

11. на-читать-ся (читать). Действие, чтение. Окончить читать из-за появления чувства отсутствия желания продолжать читать ачит-ыва-ться много раз заканчивать читать из-за появления чувства отсутствия желания продолжать читать).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту. Признаки длительности: много, долго читать.

12. пере-читать (читать). Действие, чтение. Повторно прочитать прочитанный ранее текст от начала до конца (перечит-ыва-ть много раз повторно прочитывать прочитанный ранее текст от начала до конца, перечитывать-ся текст повторно читаемый от начала до конца).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту (объекту). Признаки количества: много раз.

13. по-читать (читать). Действие, чтение. Читать не длительное время, с окончанием действия.

Признаки: ограниченная длительность (оконченная), принадлежность к субъекту.

Признаки длительности: не длительно, непродолжительно читать.

14. под-читать (читать). Действие, чтение. Читать в другом тексте, в дополнение к прочитанному тексту для уяснения смысла прочитанного текста (подчит-ыва-ть –периодически читать другие тексты в дополнение к прочитанному; подчитывать-ся текст дополнительно читаемый к ранее прочитанному).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту (объекту).

15. про-читать (читать). Действие, чтение. Окончить читать текст от начала до конца

(прочит-ыва-ть не однократно читать текст от начала до конца; прочитывать-ся

текст, который читается от начала до конца много раз).

Признаки: длительность (оконченная, оконченная много раз), принадлежность к субъекту (объекту). Признаки временные: действие постоянства временного промежутка длительности.

В лексических значениях слов, особенно с приставками, используется только слово «читать». Приставка характеризует исходное, словообразующее слово, по ней можно сразу найти исходное слово. Содержится признак конкретности. Значит слово «читать» словообразующее. В исходном слове гнезда «читать» используется слово-понятие «чтение» смыслообразующее слово.

Слово «читать» явно является исходным словообразующим словом, имеет много форм.

Смысловые слова не являются словообразующими. Изменяются по числам и падежам.

Смысловые слова имеют полную и краткую форму с чувственной составляющей. Чтение чтенье. Уменьшение количества звуков в слове приводит к краткости этого слова. Слово с краткостью (уменьшение длительности) приобретает даже уменьшительно пренебрежительную окраску.

Рассмотрим слова «чтение» и «читать» и их приставки.

Имя существительное имеет приставки: о-(об-), между-, пере, про-, за-, пред-, при-, по-, на-.

Глагол имеет приставки: над- (надо-), под- (подо-), в- (во-), при-, по-, о-, об- (обо-), на-, за-, с- (со-), воз-, вос-, вз-, вс- (взо-), до-, пред- (предо-), про-, раз- (разо-), без-, обез-, низ-, нис-, вы-, от- (ото-), у-, недо-, пере-, пре-, из- (изо-).

Подставляя рассматриваемые слова, можно видеть, что смысловое слово «чтение» с приставками мало образует новых слов и является основой замкнутой группы слов.

Исходное слово словообразования «читать» и все производные слова является словами, с которыми взаимодействуют все приставки данной части речи.

1. Исходное словообразующее слово «читать».

2. Смыслообразующее слово (понятие) «чтение».

 

1. Исходное словообразующее слово «читать».

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «читать».

Транскрипция слова [ч’итат’].

В слове «чита́ть»: слогов2 (чи-тать), букв6, звуков5:

 

 

ч

[ч’]

:

согласный, непарный глухой, непарный мягкий

 

и

[и]

:

гласный

 

т

[т]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый

 

а

[а]

:

гласный

 

т

[т’]

:

согласный, парный глухой, парный мягкий

 

ь

 

 

 

Проведем разбор слова «читать» по значениям.

План разбора слова по значениям.

1. Провести морфемный разбор слова. Выделить все морфемы.

2. Провести словообразовательный разбор слова. С помощью словообразовательного разбора найти исходное смысловое слово гнезда.

3. Определить дополнительные значения аффиксов и основные значения смыслового исходного слова гнезда.

а). Конкретизирующие значения префиксов.

б). Преобразующие значения постфиксов

в). Характеризующие признаки флексии.

г). Основные значения смыслового слова гнезда.

4. Соединить значения и составить смысловой образ слова в значениях и признаках.

Разбор сложных слов (конгломератов) и значения интерфиксов мы здесь не рассматриваем.

 

1. Морфемный разбор слова.

Части слова «читать»: чит/а/ть.

Часть речи: глагол.

Состав слова:

чит корень;

а, ть суффиксы;

нет окончания;

чита основа слова.

Примечание: ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание.

2. Словообразовательный разбор:

Начальная форма читать.

Основа слова чита-ть. Основа производная.

3. Определить дополнительные значения аффиксов и основные значения смыслового исходного слова гнезда.

а). Конкретизирующие значения префиксов. Нет.

б). Преобразующие значения постфиксов.

-а, ть суффиксы. Суффикс а(ть), я(ть) образует глаголы от существительных с общим значением действия (завтракать, козырять). Чтение читать.

-ть суффикс также -ти). Формообразовательная единица, являющаяся показателем неопределенной формы глагола инфинитива (бить, везти, класть, нести, петь и т.п.).

Настоящее время с неопределенной длительностью.

в). Характеризующие признаки флексии. Нет.

г). Основные значения смыслового слова гнезда. Чтение общее понятие психического процесса заключающегося в восприятии написанного текста и понимании его значений. Читать действия по осуществлению процесса чтение.

4. Соединить значения и составить смысловой образ слова в значениях и признаках.

 

Читать это:

незаконченность длительного действия, без конкретного результата, без указания

-а, -ть суффиксы,

продолжительности, по осуществлению процесса, заключающегося в восприятии написанного текста и понимания его значений.

читать

 

2. Смысловое слово (понятие) «чтение».

Фонетический разбор слова «чтение».

Транскрипция: [ч’т’э́н’ийэ].

В слове «чте́ние»: слогов 3 (чте-ни-е), букв 6, звуков 7:

 

 

 

ч

[ч’]

:

согласный, непарный глухой, непарный мягкий

 

т

[т’]

:

согласный, парный глухой, парный мягкий

 

е

[э]

:

гласный

 

н

[н’]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

 

и

[и]

:

гласный

 

е

[й’]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[э]

:

гласный

 

 

 

Проведем разбор слова «чтение» по значениям.

1. Морфемный разбор слова.

Части слова «чтение»: чт/ени/е.

Состав слова:

чт корень,

ени суффикс,

е окончание,

чтени основа слова.

Разбор по составу слова:

чт корень,

ениj суффикс,

э окончание,

чтениj основа слова.

Примечание: ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание.

2. Словообразовательный разбор:

Начальная форма читать.

Основа слова чтениj. Основа производная.

3. Определить дополнительные значения аффиксов и основные значения смыслового исходного слова гнезда.

а) Конкретизирующие значения префиксов. Нет.

б) Преобразующие значения постфиксов.

ени суффикс.

Суффиксы -ни-е (-н-ье), -ени-е существительные со значением действия, процесса: достижение, изобретение, взыскание, строение, сцепление;

Суффикс -и-е (-ьj-е) существительные со значением признака, свойства: усердие, изобилие, раздоль[j]е;

Настоящее время с неопределенной длительностью.

в) Характеризующие признаки флексии. Буква е окончание един. ч., ср. р., И.п.

г) Основные значения смыслового слова гнезда. Чтени основа слова. Чтение общее понятие психического процесса заключающегося в восприятии написанного текста и понимании его значений. Понятие, выражающее действие, объект, информация. Это рецептивный вид речевой деятельности связанный с восприятием и пониманием информации. Содержится признак общности (понятия).

4. Соединить значения и составить смысловой образ слова в значениях и признаках.

Чтение это:

понятие, выражающее незаконченность длительного процесса, без конкретного результата, без указания ени суффикс.

продолжительности, заключающегося в восприятии написанного текста и понимания его значений.

Чтение

Толкование слова «читать» в различных словарях (приводятся без примеров).

Чита́ть несов. перех. и неперех.

1) а) Воспринимать письменную речь по ее знакам, буквам (произнося вслух или про себя).

б) Уметь делать это.

2) а) Воспринимая знаки письменной речи, усваивать что-л., знакомиться с содержанием чего-л.

б) Заниматься таким ознакомлением, предаваться ему как занятию.

3) а) перен. Распознавать, различать, уметь видеть что-л. (какие-л. внешние признаки, проявление чего-л. и т.п.), угадывая, постигая внутренний смысл, содержание, значение.

б) Уметь делать это.

4) перен. перех. Толковать, понимать что-л., воплощая свое толкование в какой-л. внешней форме.

5) Произносить вслух написанное или напечатанное, имея текст перед глазами или наизусть; исполнять, декламировать.

6) перех. Произносить с целью наставления, поучения кого-л.

7) Излагать, передавать устно слушателям содержание чего-л.

8) неперех. Вести лекционный курс в учебном заведении.

«Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный словарь»

 

ЧИТА́ТЬ, читаю, читаешь,·несовер.

1. (·совер. прочесть и прочитать) что. Воспринимать какую-нибудь письменную речь по ее внешним знакам, буквам и т.п. (произнося вслух или про себя, молча).

2. (·совер. прочесть и прочитать) кого-что. Воспринимая знаки письменной речи, усваивать что-нибудь (книгу, сочинение какого-нибудь автора и т.п.), знакомиться с содержанием чего-нибудь (произнося текст вслух или про себя, молча).

| (·совер. нет) кого-что и ·без·доп. Заниматься таким ознакомлением, предаваться такому ознакомлению как занятию..

3.  (·совер. прочесть и прочитать) перен., что на чем и по чему. Различать, распознавать, видеть что-нибудь (какие-нибудь внешние проявления, признаки чего-нибудь), угадывая, постигая внутренний смысл, содержание (·книж. ).

| (·совер. нет) перен., что на чем и по чему. Уметь это делать.

4. (·совер. прочесть и прочитать) перен., кого-что. Толковать, понимать, воплощая свое толкование в какой-нибудь внешней форме (неол. театр.).

5. (·совер. прочесть и прочитать) кого-что кому-чему. Произносить вслух *****

«Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка».

Читать 1. также без доп. Воспринимать что-л. написанное или напечатанное буквами или другими письменными знаками, произнося вслух или воспроизводя про себя.

|| (сов. нет) без доп. Уметь воспринимать, понимать что-л. написанное, напечатанное.

|| (сов. нет). Знакомиться с содержанием чего-л. написанного или напечатанного.

2. (сов. нет). Знать, понимать какие-л. обозначения, знаки.

3. перен. По каким-л. внешним признакам распознавать, угадывать что-л. (чьи-л. внутренние переживания, мысли и т. п.).

4. Произносить (какой-л. текст) наизусть.

5. Излагать устно слушателям (какие-л. сведения, содержание чего-л.).

|| (сов. нет) без доп. Разг.

Преподавать (преимущественно в высшем или специальном учебном заведении).

«Малый академический словарь русского языка».

Толкование слова «чтение» в различных словарях (приводятся без примеров).

Чтение.

Один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

«Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009».

Чтение. 1) Процесс действия по знач. глаг.: читать (1-5,7).

2) Предмет обучения навыкам чтения.

3) То, что читают; читаемый текст.

4) Устное изложение чего-л.; лекция.

«Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный словарь»

Чтение.

 Один из видов речевой деятельности, заключающийся в восприятии написанного зрительно и воспроизведении вслух или про себя.

«Толковый переводоведческий словарь. 3-е издание, переработанное. М.: Флинта: Наука Л.Л. Нелюбин 2003».

Чтение.

1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была охотница.» Короленко.

2. только ед. То, что читают, читаемый текст. Достал интересное чтение. Классики лучшее чтение для юношества.

3. Устное изложение чего-нибудь, лекция (книж.). Чтения о русском языке.

| Собрание, на котором что-нибудь читают вслух (книж.). Литературное чтение. Посещать какие-нибудь чтения.

«Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка».

Чтение.

1. Чтением называется такой процесс, когда вы читаете, осмысляете, анализируете текст.

2. Чтением называется текст, который человек читает.

3. В законотворческой деятельности государственных органов чтением называется обсуждение какого-либо законопроекта, прения по какому-либо законодательному акту.

4. Чтениями называется серия докладов в память о выдающемся деятеле, лекции по художественным, литературным, философским и т. п. дисциплинам.

«Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 200».

Понятие-существительное «чтение» и процесс «чтение».

ЧТЕНИЕ это: один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения.

«Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)»

Чтение это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

«Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник»

Процесс чтения состоит из получения информации в мозг, через органы чувств и переработки письменной информации в ЦНС.

Любая речевая деятельность строится на основе диалогового принципа. Диалог это основа обмена речевой информацией. Чтение это общение с автором текста.

Что бы научиться читать, человек должен уметь разговаривать. Закон. Когда человек владеет речью, то у него сформировалась часть сознания, отвечающая за «понимание». От того, как человек разговаривает, зависит и то, как он читает, или будет читать. Это напрямую зависит от темперамента ЦНС человека. Поэтому при обучении чтению необходимо это учитывать. Основное условие для речи: человек должен иметь запас связей слов, предметов и явлений (понятий и значений). Понимание это и есть это соответствие. Соответственно у человека должна сформироваться определенная ассоциативная память: «предмет слово», но самое главное «слово предмет». Ключ чтения и разговаривания это понимание. В речи понимание это связь звука и предмета, а в чтении понимание связь написанного слова, звука и предмета. Это способность оперирования пониманиями-понятиями.

Соответствие предметов и явлений звукам речь устная. Зрение свет реальный предмет звук слух. Слух звук виртуальный предмет.

Можно, например, взять камень и перенести его под дерево. Можно видеть, как кто-то другой берет камень и переносит его под дерево. Если мы животные и не имеем речи-слов, то мы оцениваем зрительно все происходящее в настоящем времени. Имеется настоящее время и инстинкты. И только с развитием «прошлой» памяти, начинается оцениваться прошедшее. Большинство животных, живут в настоящем времени и немного в прошедшем. Вместо будущего времени у них инстинкты. У них нет предвосхищения, фантазии, воображения. Нет не потому, что их мозг не может так работать, а потому, что это не нужно для жизни животному. У животного есть много других «способностей», которых нет у человека. Функции, которые выполняет мозг разные, но принципы одинаковые. С веками, человеческий мозг, развиваясь, будет обладать этими способностями животных. С оценок памяти начинается процесс развития мышления. Если у животного развить ощущение прошедшего и будущего времени, то и можно его научить разговаривать. Не путать с рефлексами на прошедшее событие.

Можно, например, взять камень и перенести его под дерево. Можно видеть, как кто-то другой берет камень и переносит его под дерево. Если мы люди и используем речь-слова, то мы передаем происходящие события себе и другим людям. Диалог. Я ты, он, она, они, мы, вы. Речь средство общения передача информации в диалоге. Мы оцениваем зрительно все происходящее в настоящем времени и переводим все в слова. При воспроизведении события словами мы можем оперировать уже настоящим, прошедшем и будущем временами слов.

Можно сказать, что я взял камень и перенес его под дерево. Человек, не видящий, а слушающий эту речь воспроизводит эту ситуацию и знает результат. Но можно сказать, что я беру камень и переношу его под дерево или, что я возьму камень и перенесу его под дерево. Слова расширяют временную составляющую действительности и характеризуют развитие различных видов памяти.

Из звуков составляются слова. Нет.

Предметам соответствуют цельные звуки-слова. Звуки-слова соответствуют предметам.

Но не все процессы осознаются и понимаются сознанием.

В психологии и методике обучения чтению нет единого мнения по поводу понятия «понимание» и уровней понимания. По мнению З.И. Клычниковой (1973) можно выделить семь уровней понимания уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений, текста, уровень понимания содержательной и эмоционально-волевой информации, уровень понимания всех типов информации, извлекаемых из текста (категориально-познавательная, ситуационно-познавательная, эмоционально-оценочная, побудительно-волевая). Со своей стороны И.А. Зимняя (1991) предлагает выделять четыре уровня понимания: понимание общего смысла чём), смыслового содержания (что), характера языкового выражения смысла содержания (как) и проникновение в контекст (почему, зачем).

Отдельные ученые (Фоломкина С.К. и др.) выделяют два уровня понимания уровень значения и уровень смысла.

Общий вывод состоит в том, что процесс «понимания» это многоуровневый последовательный, с параллельными ветвями, процесс работы мышления по обработке информации. Для понимания текста необходим определенный объем памяти и база знаний, владение информацией предмет слово.

С позиций русского языка (частей речи) можно выделить несколько уровней понимания:

 уровень смысла понятий смыслового содержания имени существительного, понятие-существительное (что), смыслового содержания глагола, понятия-глагола (что делать),

 уровень значения характера языкового выражения смысла содержания (как), проникновение в контекст (почему, зачем), понимание общего смысла чём),

 качество информации (какой, который, чей), количество (сколько, который)

и признаки и значения служебных частей речи.

Анализ литературы по проблемам обучения чтению (Брейгина М.Е. 1991, Брудный А.А. 1975, Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. 1972, Зимняя И.А., Лурия А.Р., Клычникова З.И. 1973, Карманова З.Я. 1995, Корниенко Е.Р. 2001, Фоломкина С.К. 1987 и др.) показал, что качество понимания характеризуется таким приблизительным параметром как «полнота».

Полнота понимания определяется количеством фактов, извлеченных из слова, предложения, текста. Не только из текста, но и из слова, предложения. Чтобы определить, насколько полно понято слово, предложение, текст нужно определить количество важных фактов (=100%). Затем составить тест и проверить, сколько фактов из слова человек понял. Если чтец понял 50% фактов, то это удовлетворительный уровень понимания, если меньше 50%, то текст понят неудовлетворительно.

Существует и полнота понимания морфем слова, особенно выделения приставок и окончаний. Это отдельная история.

Понимание текста проявляется в интерпретации полученной информации, оно зависит от фоновых знаний читателя, его интеллектуальных способностей, прошлого опыта.

При изучении чтения на любом языке, главное это соответствие слова предмету, а не перевод слова на родной язык и дальнейшее соответствие слова предмету. При учении речи, слово «мальчик» соответствует конкретному образу действительности. Но при изучении, например, английскому языку слово «boy» переводится как слово «мальчик» и требуется определенный вид памяти, что бы держать переводы слов в сознании. В сознании, все равно, идет расщепление и закрепление конкретного образа действительности «мальчик» за русским словом «мальчик» и английским словом «boy». При этом мы исходим из следующей известной мысли А. Н. Леонтьева: чтобы построить у ребенка новое умственное действие, его нужно предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризировать его. В этой экстериоризированной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором он выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка.

Как только при изучении иностранного языка, у человека сформируется связь иностранного слова с предметом (не со своим переводом слова на родной язык) только тогда он начнет думать на изучаемом языке. Предмет может иметь разное звуковое выражение, построенное в соответствии законами языка.

В системе механизмов чтения можно выделить механизм внутреннего проговаривания когда человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха. Наложение графического образа на слуховой, вызывает ассоциативное восприятие значения.

Если информация поступает в орган чувств, то она не обрабатывается органом мышления. Обработка органом чувств, слов, происходит без проговаривания. Это уровень рефлексов. Для обработки слова, предложения, мышлением, необходимо проговаривание. Только после проговаривания включаются механизмы мышления (соответствия предмета слову) и формируется понимание. Проговаривание это озвучивание текста. При развитом умении чтения этот этап может и не осознаваться сознанием, но на начальном этапе обязателен.

Можно смотреть на предмет с пониманием и без понимания. При этом можно проследить порядок возникновения понимания предмета. Понимание относится к части сознания.

Понимание предмета зависит от опыта, имеющейся информации и знаний.

Умение читать предполагает:

1. умение озвучивать текст, записанный в определенной графической системе.

2. умение осмыслить прочитанный текст (понимание).

Чтение, на начальном периоде, например у детей, позволяет быстрее развить различные виды памяти необходимые для становления объема речи и дальнейшего освоения чтения.

1. Озвучивание текста. Предполагается, что человек уже умеет разговаривать. Это основа чтения. Приблизительный порядок, этапы становления процесса чтения. Изучение букв. Устанавливается связь между буквами и словом, которое обозначает эту букву звуком. Далее учится связь букв между собой, составляется слог. Складываются слоги в слова. Слова складываются в предложения. Происходит озвучивание текста проговаривание. Все это происходит с учетом законов строения конкретного языка. Эти законы существуют, но всегда осознаются. Законы морфологические, синтаксические и т.д. мы изучаем их только тогда, когда у нас уже сформировалось «понимание» и мы изучаем язык. В дальнейшем все этапы озвучивания текста сокращаются при переходе их в различные типы рефлексов, и они выходят из осознания их сознанием. Мы умеющие читать, эти этапы при чтении не выделяем, они проходят в мыслительной деятельности как автоматические и не осознаваемые. Этапы можно проследить при остановке сознания. Интересно то, что автоматизм у разных этапов озвучивания текста формируется и закрепляется поразному. Зависит часто от объема памяти человека. Высший этап автоматизма при чтении, когда озвучивание происходит предложения полностью. Озвучивание текста полностью зависит от объема текста. Создается база для его моментального понимания. Создание базы понимания задача озвучивания текста.

Обучение чтению включает, прежде всего, обучение озвучиванию текста (предусматривается овладение умением перекодировать буквы, буквосочетания, слова,

предложения в их звуковые соответствия).

Для того чтобы уметь читать, необходимо развивать определенные навыки озвучивания текста:

 навык звуко-буквенного соотнесения буквы (иногда звук передается не одной буквой, а несколькими и т.д.).

 навык графемно-фонемного соотношения;

 навык морфолого-синтаксического анализа слов, словосочетаний (основные правила чтения основных типов слогов, буквосочетаний, слов).

 лексический навык чтения (навык распознавания лексем);

 грамматический навык чтения (навык распознавания грамматики и определенных грамматических структур).

 навык интонирования и озвучивания всего текста (правила синтагматического членения фразы (ударение, паузы)).

И т.д.

2. Только развивая навыки озвучивания текста можно развивать осмысление прочитанного текста понимание. Закон. Озвучивание связано с мышлением (пониманием). «Понимание» при обучении чтению уже существует, так как человек уже умеет разговаривать. Оно формируется при речевом обучении. Понимание процесс поступательный, совершающийся от одной ступени к следующей, от неполного понимания (на первых порах) к более полному и глубокому пониманию. Это говорит о том, что процесс любого учения есть поступательный, последовательный процесс во времени и не всегда прямолинейный и часто скачкообразный. Скачкообразность связана с установлением рефлексных связей в ЦНС.

Сопоставление в мышлении звука слова и предмета, это, в общем, «понимание». При этом «предмет» это не целое, а форма, состоящая из различных признаков, получаемых от органов чувств. Признаки, которые поступают и обрабатываются в мышлении. Эти признаки, у человека, оформляются в предмет. Предмет имеет признаки, и слово, как отражение в мышлении предмета, тоже имеет признаки.

Многие авторы избегают использования термина «понимание» и заменяют его синонимами, например: интерпретация, распредмечивание, декодирование, осознание, идентификация текстов и т. д. Это происходит из-за сложности определения содержания этого слова. Все же «понимание» ближе стоит к осознанию, потому, что это часть работы сознания. За понимание и проговаривание отвечает сознание. Оно, как часть мышления, работает со словами. Мышление работает с ассоциациями мыслями. Мысли, захватывая слова, образуют мыслеформы. Полное «понимание» мира происходит в мышлении, а так, как сознание это верхняя часть мышления, оно и осознает часть «понимания».

Исходя из написанного, можно сделать вывод о том, что в толковании лексического значения слова участвует смысловое слово (понятие имеющее толкование), а в происхождении слов участвует исходное словообразующее слово и производные слова.

Поэтому в толковых словарях лучше применять смысловые слова, а в словообразующих исходные.

При рассмотрении вопроса обучения чтению, можно сделать вывод о взаимосвязи умения говорить и умения чтения через «понимание», осознание окружающего мира.

В статье мы представили некоторые авторские взгляды, которые являются неоднозначными и требующие подтверждения научными исследованиями.

 

Библиографический список

1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. М.: Олма Медиа Гр., 2013.448 c.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.1376 c.

3. Федоров, А.И. Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка: около 20 000 слов и выражений / А.И. Федоров.М.: Восток-Запад, 2012.894 c.

4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 398 с.

5. Зализняк, Андрей Анатольевич. Грамматический словарь русского языка: словоизменение: около 110 000 слов / А. А. Зализняк. Изд. 6-е, стер. М. : АСТ-ПРЕСС, 2009.795 c.

6. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982.

7. Ипполитова НА. Обучение чтению. Методика преподавания русского языка. М., 1990.

8. Фоломкжа С.К. Обучение чтению. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. Институтов.

 

 

THE VALUES OF THE ORIGINAL SLOVOOBRAZOVATEL WORDS AND SEMANTIC WORDS. THE READING PROCESS

 

V.V. Pavlov

Tula polytechnic institute

(Russia, Tula)

 

Abstract. The article discusses how to construct a dictionary entry in the word-formation dictionary. Given the distinction between semantic word and slovoobrazovanie. Discusses the difference between the values and characteristics of verbs on the example of the words «read» and «read». Given the definition of the category «concept». Compares the interpretation of the words «read» and «read». Considered, in General, the question of teaching reading and foreign language.

Keywords: word formation, the concept, the interpretation of the words, parsing words, lexical meaning, characteristics, process of reading, learning a foreign language.