Парамонова Ю.А. Взаимосвязь уровня социального интеллекта и состояния агрессии у студенческой молодежи // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 125-127.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОСТОЯНИЯ

АГРЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Ю.А. Парамонова, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(Россия, г. Белгород)

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния уровня социального интеллекта на показатели состояния агрессии. Рассмотрена значимость социального интеллекта для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Представлены результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта с показателями враждебности и агрессивности в среде студенческой молодежи. В результате исследования была обнаружена связь социального интеллекта с враждебностью, общей агрессивностью, обидчивостью и физической агрессией. Даны практические рекомендации по результатам исследования.

Ключевые слова: социальный интеллект, агрессия, агрессивность, социальная адаптация, успешность взаимодействия, враждебность.

 

 

Для успешного взаимодействия человека с окружающим миром нужен не только набор определенных личностных качеств и положительная мотивация, но и возможность правильно отождествлять поведение других людей, понимать внутреннюю логику социальной ситуации. Эта способность была объединена в понятие «социальный интеллект».

Предположение о существование социального интеллекта, отражающего адаптацию человека в обществе и способность к пониманию других людей, интересовало широкий круг теоретиков и практиков. Стремление исследовать и измерить данный феномен, определить спектр его влияния побудило за собой трудоемкую работу различный ученых [1].

Первым в своих работах определение «социальный интеллект» использовал Э. Торндайк в 1920 году. Он имел ввиду способность к понимаю других людей и совершению мудрых поступков по отношению к окружающим [2]. Для Д. Векслера – это приспособленность человека к бытию [3]. Однако возникала проблема исследования данного показателя.  Впервые тест для выявления уровня социального интеллекта создал Дж. Гилфорд; тем самым сделав данный параметр измеряемым конструктом [4].

В процессе исследования и изучения социального интеллекта ученые делали акцент на разных аспектах его значимости, влиятельности. Социальный интеллект определяет успешность общения и социальной адаптации; адекватного распознавания поведения людей и их предрасположенности; понимание невербального языка собеседника; проявление дальновидности в отношении других. Также указана большая роль социального интеллекта в способности предвидеть последствия поведения, правильно понять речевую экспрессию в контексте определенной ситуации, проявлять большой репертуар ролевого поведения (ролевую пластичность). В свою очередь низкий уровень социального интеллекта влечет за собой непонимание в общении, ошибочное определение поступков и поведения, эмоций и чувств, неумение наладить контакт, понять другого человека. На основании этого люди не находят общих точек соприкосновения, не могут обеспечить успешного общения; как результат – благоприятная почва для конфликтов и проявления агрессии [4].

По определению Л. Берковиц агрессия – это любая форма поведения человека, которая направлена на то, что чтобы причинить физический или моральный ущерб [5]. Конфликтность – склонность личности к провоцированию и участию в конфликтах [6]. Агрессивность и конфликтность может провоцировать множество факторов. Конечно, существенное значение имеют особенности характера, направленность личности, ситуативные факторы; но в случае не правильного определения поведения и эмоций другого человека, непонимания собеседника, не правильной трактовки тех или иных поступков, конфликт порой невозможно миновать.

Собственно говоря, именно возможность социального интеллекта выступать в роли фактора, провоцирующего конфликт, агрессию, и послужила идеей для проведения исследования взаимосвязи уровня социального интеллекта и состояния агрессии. Это поможет определить наличие связи между показателем социального интеллекта и агрессивностью личности; и в дальнейшем, при подтверждении нашего предположения, скорректировать.

Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ». В исследовали участвовали студенты 2 курса в количестве 30-ти человек. Тестирование проходило в групповой форме. В качестве инструментария были использованы две методики: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и опросник «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерить как общий уровень развития интеллекта композитная оценка, так и способность предвидеть поведение других людей и его последствия, возможность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, улавливать логику и структуру межличностных ситуаций в динамике [4]. С помощью опросника Басса-Дарки можно определить индекс враждебности и агрессивности, а также степень выраженности различных типов агрессии [7].

Автором проведено исследование взаимосвязи уровня социального интеллекта и показателей агрессивности. В качестве метода статистической обработки данных использовался коэффициент корреляции Пирсона. Изначально была проведена проверка на соответствие распределения нормальному, используя критерий Колмогорова-Смирнова на статистическом уровне значимости p=0.1. Наше предположение подтвердилось: распределение показателей, полученных в ходе исследования, является нормальным – принимается нулевая гипотеза.

Проверялась взаимосвязь уровня социального интеллекта с враждебностью, общей агрессивностью, обидой, подозрительностью, физической агрессией, раздражением и вербальной агрессией. По мнению авторов методики «Диагностика состояния агрессии» индекс враждебности включает шкалу проявления реакции обиды и подозрительности, а индекс агрессивности – физическую агрессию, раздражение, вербальную агрессию [7].

В ходе анализа полученных результатов была обнаружена сильная отрицательная корреляционная связь уровня социального интеллекта и показателя враждебности на статистически достоверном уровне значимости 0,01. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень социального интеллекта, тем ниже состояния враждебности. Также была выявлена статистически значимая отрицательная корреляция между уровнем социального интеллекта и степенью обидчивости личности. Вероятно, при снижении уровня интеллекта у человека сильнее проявляется зависть и ненависть к окружающим людям за различные поступки.

Менее выраженная отрицательная корреляция на уровне статистической значимости p=0,05 наблюдается между социальным интеллектом и показателем агрессивность как в общем, так и в частности с физической агрессией. Можно предположить, что испытуемые с более низким социальным интеллектом в большей мере способны проявлять агрессивность по отношении к другим людям, в том числе с применением физической силы. Также было выявлено, что не существует никакой статистически значимой связи с вербальной агрессией. Это означает, что к выражению негативных чувств через словесные ответы в равной степени склонны как люди с высоким уровнем интеллекта, так и с заниженным. Причем вся группа испытуемых имеет более выраженную именно вербальную агрессию по отношению к другим показателям (подозрительность, раздражительность, физическая агрессия и т.д.).

На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что действительно существует взаимосвязь между социальным интеллектом и состоянием агрессии личности. При более высоком уровне социального интеллекта студенты – более сдержанны, спокойны, менее конфликтны, не настроены враждебно, а также почти не склонны к проявлению агрессии и зависти.

Данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться в коррекционной работе с людьми, склонными к враждебности и агрессивности. Возможно, путем развития и повышения социального интеллекта, можно снизить эти показатели. Так как, не умея правильно оценить отношение и поведение окружающих, их чувства и эмоции, жесты и мимику, происходит не верная оценка событий, которая влечет за собой появления негативного расположения к человеку или ситуации; и как результат – проявление агрессии.

 

Библиографический список

1. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова.  М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29.

2. Thorndike E.L. Intelligence and its use / E.L. Thorndike // Harper’s Magazine. – 1920. – P. 227235.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 289 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А.М.Матюшкина. –М.: Прогресс, 1965. –С. 433-456.

5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: ПраймЕврознак, 2001 г. С. 512.

6. Конфликтность [Электронный ресурс]http://azps.ru/articles/communication/konfliktnosty.html

7. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С. 80-84.

 

 

INTERCONNECTION OF SOCIAL INTELLIGENCE AND CONDITION OF

AGGRESSION FROM STUDENTS

 

A.Yu. Paramonova, student

Belgorod state national research university

(Russia, Belgorod)

 

Abstract. The article is devoted to the problem of the influence of social intelligence on indicators of aggression. We consider the significance of social intelligence for successful interaction with other people. The results of the study of the relationship of social intelligence with measures of hostility and aggression among students. The study was discovered the relationship of social intelligence with hostility, General aggression, resentment, and physical aggression. Practical recommendations according to the results of the study.

Keywords: social intelligence, aggression, aggression, social adaptation, successful cooperation, hostility.