Копылов В.В. Взаимодействие органов внутренних дел Белгородской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности с государственными органами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 124-126.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

В.В. Копылов, слушатель

Академия управления МВД России

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Одной из ключевых проблем современности является обеспечение здоровья и благополучия населения. Многое в этой сфере зависит от продуктов питания, которые поступают на витрины магазинов. Различные органы государственной власти активным образом борются за качество производимой продукции, однако, правонарушения в этой сфере все так же имеют место. В этой связи усиливается роль органов полиции, которая должна активным образом противодействовать злоумышленникам. Однако часто самостоятельно нельзя решить возложенные задачи в виду ограниченности компетенции. Именно потому на примере Белгородской области в данной статье рассмотрено взаимодействие полиции с иными уполномоченными субъектами.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продукты питания, полиция, санитарные нормы, фальсификация продовольствия.

 

 

Белгородская область является одним из передовых субъектов Российской Федерации в Черноземье, снабжающей продовольствием солидную часть территории нашего государства. Нередко бывает, что акцентируя внимание на экспорт, остаются без внимания внутренние продовольственные вопросы региона. Поэтому обеспечение продовольственной безопасности на территории данного региона будет предметом нашего исследования.

В числе основных проблем, стоящих перед агропромышленным комплексом области, следует выделить:

 недостаточно высокий уровень технико-технологической оснащенности сельскохозяйственных организаций;

 высокую себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции;

 ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам в условиях возрастающей монополизации торговых сетей;

 несовершенство кредитно-финансовой системы, выражающееся в значительных трудностях в привлечении денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителями;

 необходимость обеспечения сохранения темпов социально-экономического развития сельских территорий с целью предотвращения оттока населения, закрепления молодых специалистов на селе;

 недостаточная готовность сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению деятельности в условиях гармонизации отечественных и мировых технологических стандартов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Такие задачи ставят перед собой органы государственной власти Белгородской области. Они касаются в большей степени предпринимателей и тех публичных структур, которые занимаются вопросами поддержания нормального функционирования рыночных отношений и тем самым обеспечения продовольственной безопасности на территории субъекта Российской Федерации. Однако нельзя умалять значимость действий полиции Белгородской области в части продовольственной безопасности региона.

Продовольственная безопасность во многом зависит и от качества продуктов питания, которые доходят до конечного потребителя. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий [1].

Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, подразделения санитарно-эпидемиологического надзора не в полной мере справляются с поставленными перед ними задачами [2; с. 54]. Поэтому важную роль в этой части играет конструктивное взаимодействие с иными правоохранительными органами.

Так, огромную роль органы внутренних дел Белгородской области во взаимодействии с ветеринарной службой сыграли в борьбе с африканской чумой свиней. Как только на территории области становилось известно о вспышке инфекции, проводились предусмотренные инструкциями мероприятия, устанавливался карантин. Была организована работа ветеринарно-полицейских постов, которые действовали не только в очагах, но и на границах областей с соседними регионами, неблагополучными по африканской чуме свиней. При этом посты на внешних границах регионов, на автомагистралях функционировали, пока ситуация с африканской чумой свиней в соседних регионах не нормализовалась [3]. Досмотр автомобилей на предмет провоза живых свиней, животноводческой продукции и кормов проводился в круглосуточном режиме. Ежедневно с постов поступала информация о том, какое количество подконтрольных грузов задержано, сколько составлено протоколов об административных правонарушениях, проведено дезинфекций транспортных средств. Принятыми мерами удалось предотвратить распространение африканской чумы свиней ситуация в регионах, ситуация была взята под контроль.

Другим совместным мероприятием полиции с другими правоохранительными органами Белгородской области явились проверки в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, которые проводились на основе обращений граждан. Проверено 43 хозяйствующих субъекта, выявленные нарушения в основном касаются нарушения прав потребителей при розничной торговле лекарственными средствами. В частности, были выявлены нарушения условий их хранения, реализация продуктов детского питания без удостоверений качества и безопасности, расширение установленного ассортимента. По выявленным нарушениям были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ, виновные лица привлечены к административной ответственности [33-34].

Подводя итог проведенному исследованию, следует подчеркнуть, что обеспечение продовольственной безопасности является задачей, решение которой лежит на всем обществе или, в крайнем случае, на одном отдельно взятом государстве. В любом случае, одними административными методами решить проблемы в данной сфере нельзя. Обеспечение продовольственной безопасности лежит на стыке деятельности многих органов публичной власти и институтов гражданского общества. Во многом, поэтому среди подразделений, казалось бы, специализированных органов, отсутствуют специалисты, которые могли бы комплексно решать поставленные перед ними задачи в рассматриваемой сфере.

Нормативное правовое регулирование, имея свои недостатки, все же сформулировало общую концепцию деятельности по обеспечению продовольственной безопасности страны и регионов, однако не всегда организационные мероприятия последовательны в этой части. При этом не хочется умалять те положительные результаты, которые получены благодаря эффективной деятельности, в том числе полиции, как на федеральном, так и на региональном уровне.

 

Библиографический список

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2011. 14 февраля. № 7. Ст. 900.

2. Пациорковский В.В. Обеспечение продовольственной безопасности // Экономик региона. 2011. № 4. С. 51-61.

3. Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 мая 2016 г. № 213 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. 19 сентября. № 38.

4. Защита прав потребителей в Белгородской области в 2008 году: доклад / Сост. И.И. Койфман. – Белгород: БИЦ БГУНБ, 2009. – 148 c.

 

 

INTERACTION OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE BELGOROD REGION IN THE SPHERE OF FOOD SECURITY WITH STATE AUTHORITIES

 

V.V. Kopylov, listener

Academy of management Ministry of internal affairs Russian

(Russia, Moscow)

 

Abstract. One of the key problems of our time is to ensure the health and welfare of the population. Much of this area depends on the foods that arrive at the shop windows. Various public authorities actively fight for the quality of the products, however, offenses in this area still exist. In this context, it strengthened the role of the police, which should be actively counteract attackers. Often, however, can not on their own solve the assigned task in mind the limited competence. That’s because the example of the Belgorod region in this article the police interaction with other authorized entities.

Keywords: food security, food, police, health standards, food adulteration.