Франк Е.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 40-41.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Е.В. Франк, канд. экон. наук, доцент
Самарский государственный технический университет
(Россия, г. Самара)
Аннотация. Развитие высшего образования в Российской Федерации находится в сложной ситуации. Дестабилизирующее воздействие: оказывают социальная и экономическая нестабильность, нехватка финансовых средств, кризисное положение, а также неполнота правовой базы в сфере образования.
Ключевые слова: высшее образование, образование, система высшего образования.
На сегодняшний день современное общество Российской Федерации находится на этапе преобразования существующего порядка организации жизнедеятельности. Итогом данных изменений станет ускоренная модернизация, социально-экономичес—кое благополучие, развитие социально-культурной инфраструктуры.
Определяющими факторами успеха данных реформ станут средства образования. Наличие определенных природных ресурсов больше не является показателем конкурентоспособности. На первое место выходит человеческий интеллектуальный ресурс, который заключается в адаптации к быстроизменяющейся информационной среде, освоении новейших технологий, прогнозировании научно-технологического развития.
Развитие высшего образования в Российской Федерации находится в сложной ситуации. Дестабилизирующее воздействие развитие и его совершенствование оказывают социальная и экономическая нестабильность, нехватка финансовых средств, кризисное положение, а также неполнота правовой базы в сфере образования.
В настоящее время можно выделить основные проблемы высшего образования в Российской Федерации:
– соотношение притязаний работодателей и уровень компетенции выпускников вузов;
– устаревшая материально-техническая база отдельных высших учебных заведений;
– сложившийся стереотип населения государства об убежденности обязательного наличия высшего образования, вследствие чего появилась избыточность на рынке образовательных услуг;
– снижение качества образования;
– недостаточное финансирование системы высшего образования;
– «массовость» высшего образования, которая привела к «усреднению» учебного процесса – ориентации на «среднего» студента.
Рост численности российских вузов, в следствии чего и высокое число выпускников, влечет не только положительные, но отрицательные последствия. Можно предположить, что в данной ситуации возможен кризис рабочих мест, т.к. в настоящий момент потенциал рынка труда Российской Федерации не сможет в полной мере удовлетворить притязания выпускников высших учебных заведений. Таким образом, вынужденная безработица станет причиной социальной напряженности в обществе.
Снижение качества образования в наибольшей степени связано с нерегламентированным стандартом преподавания. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» концепция развития высшей школы стала максимально «самостоятельной», вне идеологий и административного влияния. Однако, данная «свобода преподавания» стала причиной размытых понятий о конечных итогах изучения той или иной дисциплины, что является немаловажной информацией для студента.
Кроме того, на данный момент рынок труда переживает дефицит рабочих среднетехнических специальностей. Абитуриенты предпочитают обучение в высших учебных заведениях на коммерческой основе бюджетному среднетехническому образованию в колледжах, техникумах.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) наиболее острыми проблемами современного высшего образования в Российской Федерации, стали следующие факторы (рис.1):
– высокая стоимость обучения;
– взятки, коррупция;
– низкое качество преподавания.
|
Рис. 1. Проблемы высшего образования в РФ |
В данном случае, для наиболее эффективного и перспективного развития высшего образования на территории Российской Федерации необходимо проводить работу по реформации образовательных программ, ужесточению законодательных норм в антикоррупционной деятельности, а также введение новых критериев Государственных образовательных стандартов (ГОС) в области преподавания и требования к профессорско-преподавательскому составу.
Библиографический список
1. Брекоткина Е.С. Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России // Российское предпринимательство. – 2007. – №10. Вып. 2 (100). URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/12223/
2. Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество
3. Брекоткина Е.С. Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России // Российское предпринимательство. – 2007. – № 10-2 (100). – С. 129-134. – URL: http://bgscience.ru/lib/2532/
UNIVERSITY EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
E.V. Frank, candidate of economic sciences, associate professor
Samara state technical university
(Russia, Samara)
Abstract. The development of higher education in Russia is in a difficult situation. Destabilizing effect: have social and economic instability, lack of financial resources, the crisis and the incomplete legal framework in the field of education.
Keywords: university education, education, higher education.