Дунаева Т. Ю. Возможности современных образовательных технологий в учебном процессе вуза / Т. Ю. Дунаева, Т. Ф. Камалиев. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 68-70.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

 

Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент

Т.Ф. Камалиев, студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В статье рассматривается роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей и позволяют с помощью с IT технологий осуществлять оптимизацию эффективного обеспечения образовательных услуг в системе высшего образования. Показано, что интеграция информационных навыков в учебные планы требует сотрудничества администрации университетов и преподавателей для компьютеризации обучения в вузе.

Ключевые слова: высшее образование, формы компьютеризации обучения, IT технологии, оптимизация обеспечения образовательных услуг.

 

 

В современном технологичном обществе возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования (в первую очередь школьного) устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни – это три типа образования и обучения:

 формальное обучение (вузы, другие обучающие структуры, присваивающие свидетельство об образовании);

 спонтанное обучение (в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, семьей или досугом);

 неформальное обучение (вне рамок учебного заведения.

Для новых форм образования предполагается интенсивно использовать новые образовательные технологии.

Различные подходы к определению образовательной технологии можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей.

Информационные образовательные технологии возникают при использованием средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:

 техническая (компьютер и интернет);

 программно-техническая (компьютерные программные средства);

 организационно-методическая (инструкция по реализации технической части образовательной деятельности, организация учебного процесса).

 

Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Таким образом, существует прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности подчиненны решению задачи по созданию новой образовательной среды, где они включены в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства [1, С. 300-304].

Применение компьютерных программных средств и Интернет по учебным дисциплинам позволяет преподавателю вуза не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, например,  повысить мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу студентов при выполнении ими тренировочных тестов. Использование информационных технологий на занятиях помогает сделать преподавание содержательнее и эффективнее. Как показывает практика, компьютерные технологии можно  использовать в различных ситуациях на разных этапах:

 на аудиторных занятиях компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности;

 онлайн-тестирование – одна из форм проведения контроля знаний, умений и навыков. Эта форма имеет ряд преимуществ (экономия времени при проверке;

 объективность в оценке знаний, статистика усвоения материала отдельным студентом и всей группой/потоком).

Современные высшие учебные заведения имеют интернет подключение в рамках различных государственных программ развития образования. При помощи Интернет-технологий преподаватель и студенты могут пользоваться Интернет-сервисами, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс [2, С. 183-188].

В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:

 внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;

 повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

 системную интеграцию в образование информационных технологий, поддерживающих научные исследования, процессы обучения и организационное управление;

 построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

В технологическом плане информационно-образовательную среду представляет программа Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда [2, С. 183-188]. Представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Программа распространена широко, еще и потому, что является бесплатной. Каждый преподаватель создает электронный ресурс своей дисциплины и размещает в программе. Студенты могут открыть курс и заниматься по нему в любое удобное для себя время.

Другой образовательный доступный ресурс – социальные сети – интерактивный многопользовательский веб-сайт.

Дидактически использовать ресурс можно как:

 доска объявлений. Может использоваться преподавателем для официальных сообщений и анонсов предстоящих событий;

 организации тематических групп для постоянной консультационной и информационной поддержки всех участников образовательного процесса.

Помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют ЭОР, например, сайт Минобразования РФ, порталы «Грамота.ру» и т.д.

Таким образом, ИКТ – это новые возможности в образовательной деятельности, где главную роль играет преподаватель, который своими личностными качествами должен поддерживать интерес студентов в течение курса и подсказывать новые формы работы.

 


Библиографический список

1. Обучение в течение всей жизни – есть ли такая концепция в России? [Электронный ресурс]: https://lifelonglearningrussia.wordpress.com (дата обращения: 01.02.2018).

3. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-188.

 

 

THE POSSIBILITIES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

 

T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor

T.F. Kamaliev, student

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article examines the role of information and social technologies in education that provide universal computerization of students and teachers and allows, with the help of IT technologies, to optimize the effective provision of educational services in the higher education system. It is shown that the integration of information skills into the curricula requires the cooperation of the administration of universities and teachers to computerize the education in the university.

Keywords: higher education, forms of computerization of education, IT technologies, optimization of educational services provision.