Горбенко Я.В. Воспитание экономически грамотного гражданина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 43-46.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО ГРАЖДАНИНА

 

Я.В. Горбенко, студент

Научный руководитель: В.С. Петрова, канд. культурологии, доцент

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы экономического воспитания граждан. Проанализированы характерные особенности экономического образования в школах, а также рассмотрены основные задачи, которые необходимо решать. Особое внимание обращается на необходимость экономического воспитания школьника. Выявлена и обоснована необходимость введения элективных курсов экономической направленности для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления для дальнейшего учения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Экономическое воспитание, экономическое образование, образование, элективные курсы, экономика.

 

 

Обучение и воспитание представляют собой единый процесс – образование. С одной стороны, трудно представить себе, чтобы учитель давал учащимся только знания, не воспитывая в них одновременно определенного отношения к этим знаниям, к реальным проблемам, для решения которых применимы эти новые знания. С другой стороны, невозможно в процессе воспитания не опираться на знания и умения учащихся. Таким образом, воспитание и обучение –компоненты одной, общей системы.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала (образа человека), имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических условиях.  Воспитательный процесс организуется и реализуется в соответствии с положениями, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и средствам организации воспитательного процесса.

С экономической информацией, различными экономическими явлениями и событиями дети и подростки сталкиваются ежедневно: дома и в школе, в сети интернет, чтении художественной литературы, при просмотре кинофильмов и т.д.  Современные российские  средства массовой информации довольно часто демонстрируют негативные образцы для подражания, поэтому правильно организованное экономическое воспитание, нацеленное на формирование общечеловеческих ценностей, приобретает сегодня важной значение.

Экономически воспитанный человек должен уметь принимать рациональные решения, руководствуясь собственными предпочтениями, при этом его предпочтения и личные интересы не должны вступать в противоречие с нравственными нормами, моральными принципами и ценностями, свойственными тому обществу, в котором он живет. «Потребность в школьном экономическом образовании вызвано необходимостью воспитать общество, реально оценивающее экономические процессы» [1].

Основной целью школьного экономического образования на базовом уровне является формирование экономической культуры школьника. Для достижения этой цели в процессе экономического образования необходимо решить следующие основные задачи:

 дать учащимся необходимые (базовые) экономические знания;

 сформировать умения и навыки использования экономических знаний для решения практических задач;

 развить интерес к систематическому пополнению экономических знаний, навыков, умений;

 заложить основы экономического мышления;

 составить систему ценностей, которые должны лечь в основу экономического поведения;

 сформировать минимальный опыт экономического поведения.

Основные результаты экономического воспитания:

 умение принимать решения, оценивать  и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

 понимание значения этических норм и нравственных ценностей  в экономической деятельности отдельных людей и общества; владение этикой трудовых отношений;

 сформированность уважительного отношения к чужой собственности и богатству как результату экономической успешности;

 умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей;

 способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства.

«Изменяются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения» [2].

Включение в учебный план специального курса (раздела), посвященного экономическому воспитанию школьников, продиктовано в первую очередь требованиями ФГОС общего образования второго поколения. Воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России формулируется в новом стандарте как основная цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства.

«Экономика, как предмет, изучаемый в школе, появился относительно недавно. Однако чаще всего он изучается только в профильных классах старшего звена» [3]. Экономически воспитанный человек совершает грамотные экономические поступки, результат которых (покупка, продажа, уплата налогов, инвестирование) оказывает положительное воздействие на его личное благополучие и его отношения с другими участниками рынка. Экономически воспитанный человек должен владеть экономическими знаниями, использовать их в процессе принятия решений, уметь оценивать и принимать на себя ответственность за последствия принятых решений; активно участвовать в экономической деятельности, руководствуясь этическими нормами и моральными принципами, принятыми в обществе.

Реализовать поставленную цель государство пытается через систему образования. Предметные знания в сфере экономики, которые ученик может получить как на специальных экономических предметах, так и в рамках других предметов, как, например, обществознание, способствуют экономическому воспитанию школьника.

Предмет обществознание включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Все виды предметного воспитания реализуются на основе содержания учебного предмета. Экономика как учебная дисциплина несет в себе большой воспитательный потенциал (например, УМК Козленко С.И., Козленко И.В.; УМК Плесовских И.Н.).

Современное содержание экономической науки включает большой перечень понятий, от понимания  сущности которых,  сформированности ценностных ориентаций по отношению к ним во многом зависит поведение человека, его успешность в профессиональной деятельности, уровень будущих доходов и общее благополучие.  К таким ключевым понятиям относится, например, понятие «деньги». В школьном курсе экономики изучаются свойства функции денег, при этом в учебниках практически отсутствует воспитательный аспект данной темы. В результате школьники усваивают знания, а задачи воспитания остаются нерешенными: не формируются ценностные ориентиры и отношения.

В процессе воспитания необходимо опираться на личный опыт обращения  с деньгами, который есть даже  у младших школьников.

Не менее важными в процессе экономического воспитания являются понятия «налоги», «собственность», «банк», «кредит» и др.  Важно, чтобы школьники научились распоряжаться не только деньгами, но и собственным имуществом, научились уважать свою и чужую собственность, внутренне осознали необходимость платить налоги и т.п.

Учебник по экономике должен включать в себя фактический и статистический материал, проблемные задания, направленные на развитие экономического мышления. В основном, учебники по экономике сильно теоретизированы, что в свою очередь препятствует формированию экономически грамотного гражданина, поскольку знать и применять на практике –разные вещи.

На сегодняшний день, в городе Нижневартовске в 14 общеобразовательных организациях открыты профильные социальноэкономические и экономические классы. Обхват обучающихся в 10-11 классах данных профилей составляет порядка 700 человек.  С 5 по 9 класс курс экономики реализуется в рамках учебного предмета обществознание. (например, УМК Козленко С.И., Козленко И.В.)

В среднем, на экономическую сферу в рамках учебного курса обществознание выделяется 12 академических часов. 

Ежегодно ЕГЭ по обществознанию сдают 50-55% выпускников школ города. Средний балл по обществознанию за последние 5 лет таков:

 

 

Таблица 1. Средний балл по обществознанию за последние 5 лет

Год

Средний балл

2012

52,9

2013

66,2

2014

52,9

2015

51,3

2016

50,4

 

 

Школьный курс экономики должен в полной мере объяснить школьнику устройство экономического мира. Также, важным является то, что ученик должен иметь представление о той экономической роли, которую ему самому предстоит играть в жизни в качестве наемного работника, потребителя и т.п. Учащийся должен получить представление о том, как ведут себя и какие цели преследуют другие субъекты рынка , с которыми он будет взаимодействовать.

Образовательный стандарт 2004 года закрепил профильное и предпрофильное обучение в школе с целью ориентации на высшее образование. Для подготовки учащегося к профильному образованию необходимо закрепить знания через специально созданные элективные учебные предметы.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы и являются обязательными для старшеклассников.

Элективные курсы создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

Элективный курс сложная композиция уроков для старшей школы. Его роль и назначение полностью раскрывается в контексте профиля обучения, направляя ученика на его будущую профессию.

Существует 2 типа элективных курсов.

1. Базовый тип– направлен на подготовку к экзаменам с помощью теоретической и практической части.

2. Углубленный курс – направлен на профильное обучение. Ориентация на будущую профессию – основа для действий преподавателя в рамках этого курса.

Каждый элективный курс должен нести в себе ту информацию, которую ребенок не может получить из дополнительных источников и она направлена на улучшение его теоретических знаний.

Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.

В условиях профильного образования в средней школе курс экономика может преподаваться в рамках курса обществознание, либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор предлагаются курсы по выбору (элективные). В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной учебной дисциплины. Рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.

 

Библиографический список

1. Тагиев Р.М., Тагирова А.В. Российское школьное экономическое образование: проблемы и перспективы. / Современная наука: проблемы и пути их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (10-11 декабря 2015 года). Том II. – Кемерово: КузГТУ, 2015. – С. 183.

2. Петрова В.С. Подготовка будущих учителей с учетом требований ФГОС ООО в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания в области экономического образования». / Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО – Югры и НВГУ: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции гижневартовск, 22 марта 2016 г.) / Отв. ред. В.Б. Иванов, А.Ф. Васикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016.  С 133.

3. Петрова В.С., Войтенко В.С. Проблемы школьного экономического образования в России. / Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г. Нижневартовск, 56 апреля 2016 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016.  С. 794.

 

 

EDUCATION OF ECONOMICALLY COMPETENT CITIZEN

 

Ya.V. Gorbenko, student

Supervisor: V.S. Petrova, candidate of culturology, associate professor

Nizhnevartovsk state university

(Russia, Nizhnevartovsk)

 

Abstract. This article deals with problems of citizens’ economic education. We analyzed the characteristic features of economic education in schools and reviewed the main challenges that must be addressed. Particular attention is drawn to the need for economic education of student. The necessity to introduce economically oriented elective courses was revealed and justified in order for student to confirm with or refuse from direction chosen by them for furthereducation related to a certain type of professional activity.

Keywords: Economic education, economic nurturing, education, elective courses, economics.