Багиров, А. И. Внедрение информационных технологий в управление организацией / А. И. Багиров. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 202-206.

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

А.И. Багиров, магистрант

Сургутски государственный педагогический университет

(Россия, г. Сургут)

 

Аннотация. В статье рассматривается подход к формированию и внедрению информационных технологий в управление предприятием. Рыночные условия системно диктуют свои правила игры для повышения конкурентоспособности предприятий глобальной и национальной экономике.

Ключевые слова: технологии, информация, техника, управление, организация.

 

 

Главным направлением перестройки структуры управления и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в планировании, менеджменте, маркетинге и других сферах управления и регулирования деятельности предприятий. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом [1, 3, 4].

С точки зрения использования информационных технологий, практически всю совокупность представленных на рынке компаний можно разделить на четыре категории, в которых:

 в процессе развития внедрены различные, не связанные между собой системы для учета и управления предприятием по отдельным направлениям деятельности, таким, как продажи, закупки, склад, бухгалтерия, персонал и т.д.;

 внедрена интегрированная информационная система, разработанная «под заказ» и включающая в себя компоненты из перечисленного списка возможных модулей, но не соответствующая современному уровню и требованиям постоянно появляющихся новых стандартов;

 практически не используются информационные технологии (за исключением бухгалтерии) в управлении процессами и ресурсами; была предпринята попытка внедрить промышленную систему, характеристики которой соответствуют требованиям одного из принятых стандартов (MRP, MRPII, ERP и т.д.), но результат внедрения неудовлетворительный.

В настоящее время сформировался взгляд на организацию как на сложную открытую социальную систему, механизм, берущий элементы входа из внешнего по отношению к организации окружения и подвергающий их различным преобразованиям, в результате чего получаются элементы выхода.

 

 

Рис. 1. Модель системы, для описания функционирования организации

 

 

Один из подходов, названный моделью конгруэнтности («соответствия») организационного поведения, основан на общей системной модели, предложенной Дэвидом Надлером (Devid Nadler, 1993). Считается, что организации, представленные в виде систем, состоят из взаимозависимых составных частей. Изменение в одной составной части системы приводит к изменениям в других ее составных частях. При этом система генерирует энергию, чтобы двигаться к состоянию равновесия [5, 7]. Наконец, чтобы продолжать существовать, организация как открытая система должна поддерживать благоприятные взаимоотношения по входам и выходам с внешним окружением.

 

 

Рис. 2. Модель конгруэнтности организационного поведения

 

 

Основные входные элементы, поступающие в систему организационного поведения, связывают ее с внешним окружением. К ним относятся: ограничения, требования и возможности; ресурсы; история данной организации. Четвертым и, по-видимому, самым важным входным элементом является стратегия. Выходные элементы включают в себя: характеристики работы организации, характеристики работы групп, индивидуальные характеристики, которые вместе определяют общую эффективность деятельности.

Таким образом, внедрение информационных технологий было бы неверно рассматривать как самодостаточный процесс изменения одного из элементов модели. По сути дела, он является частью более общего процесса изменений, затрагивающего все компоненты рассматриваемой системы, влияющей на организацию в целом. Проведение изменений без учета этого влияния может привести к непредсказуемым последствиям.

С чего начать разработку решения? Любая промышленная ERP-система предлагает множество модулей для внедрения: планирование продаж, планирование производства, управление запасами, финансовый модуль, складской учет и т.д. Что из предложенных вариантов необходимо внедрить первую очередь, что во вторую, а что и вовсе не потребуется (или сразу все)? Проведение изменений в мягкой системе следует начинать с первого этапа методики ОР и только на этапе постановки целей рассматривать процесс внедрения новых информационных технологий, как один из многочисленных компонентов развивающих мероприятий. Ниже предлагается возможный перечень этапов, которые необходимо пройти, чтобы процесс постановки задачи, разработки и внедрения решения прошел наиболее эффективно и результативно (рис. 3).

 

 

Рис. 3. В возможный перечень этапов процесса постановки задачи, разработки и

внедрения решения

 

 

Далее, подразумевая, что на этом этапе происходит разветвление процесса на комплекс параллельных мероприятий, проследим только один процесс – процесс внедрения IT-решения. Имея модель, представленную в виде описания процессов, структуры, систем и регламентов, которую следует реализовать в результате внедрения информационной системы, можно расставить приоритеты последовательности действий и определить какие из модулей необходимо внедрять в первую очередь: склад, снабжение, производство или финансы. Но и в этом случае не стоит торопиться.

 

 

Рис. 4. Процесс внедрения IT-решения

 

 

Таким образом, при принятии решения о внедрении информационных технологий, рекомендуется следующая последовательность действий:

 формулирование согласованного образа, видения будущего организации;

 письменное описание разделяемого видения;

 формулирование миссии;

 разработка бизнес-модели организации;

 диагностика и анализ текущего состояния;

 внедрение системы Workflow;

 выбор ядра информационной системы и дополнительного программного обеспечения;

 проектирование будущей системы;

 последовательное внедрение модулей разработанного решения.

 

Библиографический список

1. Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии, информационная безопасность: коллективная монография // под. ред. А.М. Чернопятова. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 160 с.

2. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография // под. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

3. Чернопятов А.М. Место предприятия в институционализации производственнохозяйственного сектора // Транспортное дело России. 2011. №6. С. 50-52.

4. Чернопятов А.М. Анализ места предприятия в хозяйственной системе // Транспортное дело России. 2013. №2. С. 40-41.

5. Чернопятов А.М. Коэволюционное обеспечение верификационных требований для перманентного развития предпринимательской среды // Инновации и инвестиции. 2014. №6.С. 37-39.

6. Чернопятов А.М. Инвестиции: особенности российского рынка ценных бумаг // Транспортное дело России. 2013. №1.С. 3-4.

7. Чернопятов А.М. Теория организации. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Советский, 2010.

THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION MANAGEMENT

 

A.I. Bagirov, graduate student

Surgut state pedagogical university

(Russia, Surgut)

 

Abstract. In article the approach to formation and implementation of information technologies in enterprise management. Market conditions systematically dictate the rules of the game to improve the competitiveness of enterprises in global and national economies.

Keywords: technology, information technology, management, organization.