Урумкулова Н.Т. Влияние процесса глобализации на идентичность Кыргызской молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 100-103

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ

КЫРГЫЗСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Н.Т. Урумкулова, преподаватель

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына

(Кыргызстан, г. Бишкек)

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние процесса глобализации на идентичность кыргызской молодежи. В статье речь идет о том, что такое глобализация, какие у данного процесса положительные и отрицательные стороны, также говорится, что существенные изменения в общественной жизни современного Кыргызстана, а точнее развитие общественных отношений, экономической, политической и социально-культурной сферы приводит к смене ценностных, культурно-ориентационных идентичностей, нравственных парадигм молодежи.

Ключевые слова: молодежь, глобализация, идентичность, традиция, социализация.

 

 

Глобализация как этап развития в мировом масштабе оказывала большое влияние на многочисленные правила, нормы, ценности, признанные в нашей жизни традициями. В новой социально-экономической и социальной культуре необходимость адаптации порождает в психологии индивида, познании личности определенные изменения. В данных обстоятельствах в поведениях молодежи, укрепляющие стандарты не совпали с традиционными стереотипами и ценностями, в результате данное обстоятельство, испортив общество, вызывает определенное психологическое напряжение.

Глобализация это всестороннее, международное влияние: укрепляя экономические, социальные, культурные взаимосвязи и рассматривается как обмен социальной реальностью.

Положительная сторона глобализации – это всестороннее развитие коммуникации, информации и т.д., а отрицательная сторона глобализации рассматривается как уничтожение этнической особенности, стирание национальных государств, проявление неравенство и т.д.

При глобализации подвергаются к отрицанию обычаи, ценности, а также образ жизни, связанные с прежними правилами молодого поколения. Если раньше личность опирался на традиции, поддерживающие нормы и ценностей, то в Кыргызстане в связи с различными реформами появились личности, ставшие на первый план индивидуалистические принципы и ценности. Если посмотреть с исторической точки зрения за короткий срок времени в сознании кыргызстанцев появились традиционные, советские и постсоветские смешанные типы, зависимые от разнообразия уровня образования, возраста и этнических особенностей различных групп [4]. Когда появляются в массовом сознании противоречивые стереотипы об общественно-важных процессах и явлениях приходит к социальному познанию – сила» [2]. Утрата ценностных ориентаций, глубинных элементов культуры обладает трагический характер, поскольку в таких обстоятельствах обрывается связь между поколением, мировосприятием и мировидением [6]. В связи с обладанием в массовом сознании этноса консерватизму, устойчивости, а также внутреннем мире индивида системы ценностей адаптируются с трудом, изменившимся обстоятельствам. В результате происходит синтез между старым и новым, при этом отрицаются со стороны новой архаические элементы. Расширение отношений в условиях глобализации оказывает определенное отрицательное влияние на систему ценностей молодежи, также приводит к увеличению интереса к формированию прагматизма и субкультуры. Сочетание западных и ментальных взглядов на будущее является одним из основных факторов, характеризующее сознание молодежи [1].

Существенные изменения в общественной жизни современного Кыргызстана, а точнее развитие общественных отношений, экономической, политической и социально-культурной сферы приводит к смене ценностных, культурно-ориентационных идентичностей, нравственных парадигм молодежи. Ценности исследуются как средства обуславливающие определению механизмов и общественных связей усилий социальных институтов. Ценности, как известно, материальные и духовные объекты необходимые для человечества. В связи с этим исследование ценностей, ценностных ориентаций разных поколений, особенно молодежи как динамическая группа приобретает весьма актуальный характер. Особый интерес к аксиологическим ориентациям молодежи можно объяснить следующими обстоятельствами: молодежь превращается в будущем в основную производственную силу и потенциальной интеллектуальной, политической, экономической и культурной элите, соответственно, их ценности, культурная идентичность определяет общее направление общество и массовые взгляды [5].

В современных ступенях процесса развития Кыргызстана определение культурной личной идентификации как важного индикатора этнического самосознание молодежи считается одним из основных проблем. Среди молодежи одним из критериев сохранения национальной культуры является знание родного языка. Необходимо возродить ценности, такие как сохранение обычаев, глубинное освоение свою историю, языка, духа и т.д. Язык наших предков, которые передавались из поколения в поколение нужен не только поэтам и писателям, но и он необходим каждому нашему гражданину, сохранивший честь всего кыргыза. Поэтому сравнение свойств кыргызского языка тех времен с нашими днями, сохранение, развитие культуры речи, истинное отношение к родному языку – это долг каждого из нас.

Далее в исследовании общественное развитие молодого поколения следует также обратить внимание на категорию их социализации. На сегодняшний день процесс социализации молодежи происходит в условиях изменения ценностных, идеалистических систем. Несмотря на некоторые трудности в социкультурной, экономической и политической сферах социализация реализуется на основе формирующихся моделей и правил. Анализ общественного мнения о сегодняшнем состоянии ценностного сознания молодежи, динамика социальных изменений, происходящие в обществе показывает гибкость сознания молодежи, высокую степень мобильности, динамизм ценностных позиций, не устойчивости индивидуальных ценностных систем, внутреннего противоречия и т.д.

Широкий спектр использования и определенные разработки понятия «традиция» требует его концептуальной изученности на уровне историко-философской рефлексии. На основе историко-философского осмысления природы традиции следует заключить, что она есть процесс переноса, передачи, поддержания и сохранения идей, ценностей, принципов, образцов, моделей и познанного опыта людей в письменной и устной форме от поколения к поколению. Как известно, традиция представляет собой динамическая система ценностей, отношений, форм деятельности, норм поведения, общественных установок, знаний, идей, критически осваиваемых (воспроизводимых) и развиваемых спользуемых) в соответствии с конкретными целями и задачами культурно-исторического периодатсюда ей присуща полифункциональность, т.е. выполняет такие функции, как познавательная, аккумулирующая, селективная, коммуникативная, преемственность, регулятивная, адаптирующая, трансляционная, воспитательная и др. [3]. Система традиций, обычаев и обрядов кыргызского народа и его культуры в целом и в условиях глобализации составляют органическую часть духовной жизни общества. При этом отдельные обычаи, обряды вышли из употребления, но многие стороны культурных ценностей, в частности, традиции, сохранились и получили дальнейшее развитие в трансформированном виде, (тем не менее, сохранились их корневая система), как главные, составляющие этническую особенность, элементы традиционной кыргызской культуры. Значит, как показывает общественное мнение оценностных ориентаций молодежи, аксиологические основы подрастающего поколения подвергаются к изменениям в соответствии с геополитическими обстоятельствами. В развитии данной тенденции особое место занимает и рыночная экономика, и западная культура. Данные обстоятельства должны быть учтены на государственном уровне и необходимо в этом направлении разработать конструктивные мероприятия.

Следует отметить, что культурно воспитанный с раннего возраста человек, обладавший положительными ценностями, не противоречащие правилам общественной жизни человечества сможет жить свободно в современной культурной сфере. Необходимость адаптации к новой социально-экономической и политической культуре в психологии индивида привела к определенным изменениям. В социуме начало быстрым темпом развиваться философия и психология индивидуализма, в нем стоит на первом месте интерес не племени, группы, народов, а личный интерес индивида. Сегодняшние экономические условия в рыночной экономике формирует характерные ей тенденции, в ней в большинстве случаев не совпали традиционные и психологические типы. В данных обстоятельствах стандарты, укрепляющие поведения людей, в том числе и молодежи не совпали традиционными стереотипами и ценностями, в результате данное положение, испортив общество, приводит к определенному психологическому напряжению. В конце концов, отрицают не только прежние экономические правила, но связанные с ней обычаи, ценности также образ жизни многих людей. Природа рыночной экономики, оказывая отрицательное влияние, на характеры получаемое поддержку со стороны социума, такие как доверчивость, великодушие, предоставит предпосылки выбора эгоистического поведения.

Таким образом, подытоживая вышесказанные, можно отметить, что наблюдаются глубокие изменения в системе ценностных диспозиций молодежи Кыргызстана, произошедшие за последние годы в связи с влиянием процесса глобализации. Процесс отказа от старого идет быстро, решительно, зримо — это касается и таких локальных ценностей, как традиции, обычаи, привычки, местные сообщества и др., радикально видоизменяются даже наиболее консервативные и устойчивые структуры социального сознания и поведения. В последующие годы заметна тенденция потребность в восстановлении таких ценностей, как спокойная жизнь, душевная гармония, значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом, кыргызская молодежь не озабочена сегодня мировыми, т.е. глобальными проблемами.

Следовательно, у современной молодежи необходимо развить качества, противостоящие на любые трудности в новых макроэкономических отношениях, таких как инициативность, предпринимательство, активность, трудолюбие и т.д. Сегодняшняя кыргызская молодежь, в условиях глобализации должна себя показать, как способное поколение быть субъектом динамических изменений и сочетать в себе характер новой системы взглядов.

 

Библиографический список

1. Айтбаев А.А. Менталитет кыргызского народа как объект философского исследования. Дисс…д-ра филос. наук: 09.00.11. – Б., 2007. – С. 14-16.

2. Андреева Г.М. Психология познания. – М., 1999. – С. 220.

3. Асанов Ж.К. Историко-философская сущность традиций кыргызского народа. Дисс…канд. филос. наук: 09.00.03. – Б., 2015. – С. 9.

4. Курманов З. Особенности социального поведения и исторического сознания. – Б., 1997.

5. Стамова Р.Д. Личность в современном мире. – Б., 2008. – С. 148.

6. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии, 2000. №2. С. 97.

 

 

ON THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION IDENTITY OF THE KYRGYZ YOUTH

 

N.T. Urumkulova, lecturer

Zh. Balasagyn Kyrgyz national university

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. The paper examines the impact of globalization on the identity of the Kyrgyz youth. In this article we are talking about what is globalization, which in this process positive and negative aspects, also states that significant changes in the social life of modern Kyrgyzstan, but rather the development of social relations, economic, political and socio-cultural sphere leads to a change in value , cultural orientation identities, youth paradigms.

Keywords: youth, globalization , identity, tradition , socialization.