Музыка А.С. Влияние международной миграции населения на фискальную политику стран Евросоюза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 91-94.

Влияние международной миграции населения на фискальную политику стран Евросоюза

 

А.С. Музыка, магистрант

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются экономические эффекты от пребывания и деятельности как экономических, так и вынужденных мигрантов, находящихся на территории стран-членов Европейского союза. Описываются отрицательные и позитивные стороны воздействия иммигрантов на фискальную систему ЕС в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: Европейский Союз, агрегированный ВВП, европейский миграционный кризис, интеграция беженцев, мобильная миграция.

 

 

Миграционные потоки несомненно влияют на экономическую, политическую и социальную ситуацию как в странах-донорах, так и в странах-реципиентах. Однако не всегда такое воздействие несет исключительно положительную коннотацию, особенно если миграция  превращается в неконтролируемое и многочисленное явление, как по мнению многих иностранных аналитиков следует рассматривать так называемый современный европейский миграционный кризис.

Первичные бюджетные траты на содержание мигрантов для некоторых стран-членов Евросоюза могут оказаться обременительными для их налогово-бюджетной системы. По предварительной оценке специалистов Международного валютного фонда такие расходы в среднем возрастут на 0,05% и на 0,1% от ВВП европейских государств в 2015 и 2016 году соответственно по сравнению с 2014 годом. Статистические данные, представленные в таблице 1, в значительной степени относительны, в частности по причине неопределенности точного количества возможных беженцев. Ожидается, что такие страны как Австрия (увеличение бюджетных расходов на 0,08% от ВВП в 2015 году и 0,23% от ВВП в 2016 году по сравнению с 2014 годом), Финляндия (0,04% и 0,23% от ВВП), Швеция (0,2% и 0,7% от ВВП) и Германия (0,12% и 0,27% от ВВП) [1] потратят в значительной степени больше бюджетных средств на обеспечение мигрантов, чем остальные члены Евросоюза в рассматриваемом периоде.

 

 

Таблица 1. Бюджетные расходы на содержание мигрантов, 2014-2016 гг. в процентах от ВВП [1]

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Северная Европа, в т.ч.

0,675

1,156

1,99

Финляндия

0,09

0,13

0,37

Швеция

0,3

0,5

1,0

Южная Европа

0,181

0,478

0,392

Западная Европа, в т.ч.

0,43

0,77

1,15

Австрия

0,08

0,16

0,31

Германия

0,08

0,20

0,35

Восточная Европа

0

0,16

0,12

Среднее значение

0,07

0,14

0,22

Среднее значение по ВВП

0,08

0,13

0,19

 

 

Для обеспечения финансирования мигрантов в нужном объеме европейским государствам следует консолидировать свои позиции в фискальной политике. В соответствии с Пактом стабильности и роста, определяющем основные положения в бюджетно-налоговой сфере, принятые на договорных условиях между членами Евросоюза, предусмотрен особый встроенный механизм, который позволит данным государствам справиться с наплывом беженцев.

Согласно одной из основных резолюций Пакта – «предупреждающей руки» (preventive arm) – страны-члены Европейского союза имеют право отклониться от намеченного пути в достижении ранее установленных среднесрочных целях, которые  были оговорены в национальных бюджетных политиках членов ЕС. Данное право предоставляется в случае «непредвиденного события, которое находится вне компетенции страны-члена и оказывает значительное воздействие на финансовое положение  ее центрального правительства» [2].

В соответствии со второй основной резолюцией Пакта о стабильности и росте, носящей имя «корректирующей руки» (corrective arm), денежные траты на содержание и размещение вынужденных мигрантов могут рассматриваться с позиции «сопутствующего фактора», что позволяет вносить изменения в ранее сформированные бюджетные доходы [2].

Тем не менее, такие поправки в регулировании фискальной политики национального государства возможны в исключительных случаях в отношении каждой конкретной страны, представляющей собой часть единого Европейского союза. Более того, такие корректировки носят лишь временный характер, и «сопутствующие» расходы должны в полной мере быть направлены только на беженцев.

На долю бюджета Европейского союза приходится малая часть расходов членов данного интеграционного блока на обеспечение потребностей вынужденных мигрантов в ближайшей перспективе. В сентябре 2015 года Европейская комиссия внесла предложение по увеличению финансовых ресурсов, выделенных в связи с возникшим европейским миграционным кризисом, с 1,7 млрд. евро, что составляет 0,01 % от агрегированного ВВП ЕС, до 9,2 млрд. евро (0,07 % от ВВП ЕС) [3]. Преобразование изначально выделенной суммы денежных средств более чем в 7 раз за счет функционального перераспределения и уменьшения финансирования других отраслей наглядно свидетельствует о величине расходов на содержание мигрантов и некой неопределенностью дальнейшего развития событий.

По прогнозам экспертов, изменение агрегированного ВВП Европейского Союза в связи с притоком мигрантов в ближайшей перспективе представляется положительным, но скромным. Максимальный эффект будет наблюдаться в тех странах, где сосредоточится наибольшее число вынужденных переселенцев. Так, уровень рассматриваемого показателя увеличится в среднем на 0,05, 0,09 и 0,13  процентных пункта в 2015, 2016 и 2017 годах соответственно [4].

Для первого года прирост агрегированного ВВП ЕС объясняется исключительно ростом совокупного спроса за счет дополнительных бюджетных расходов. Увеличение численности рабочей силы также оказывает определенное воздействие на размер потенциального ВВП, но в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе, поскольку необходимо время для интеграции новоприбывших беженцев. Степень влияния миграционного фактора значительно варьируется в зависимости от конкретной страны, где наблюдается асимметричность в расселении вынужденных мигрантов относительно собственного населения. К 2017 году максимальное воздействие на ВВП будет у Австрии с общим ростом данного показателя на 0,5 %, на втором месте – Швеция (0,4 %), на третьем – Германия (0,3 %) [4].

Безусловно, воздействие мигрантов на местные рынки труда и на всю экономику в целом зависит от степени и скорости их интеграции в незнакомое им общество. Участие на рынке труда можно оценить, используя показатель экономической активности, который отражает долю рабочей силы в общей численности населения. Временная вариация данного показателя в промежутке с 2008 по 2015 год в отношении граждан ЕС, мобильных и внешних мигрантов представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Экономическая активность различных групп трудоспособного населения на территории стран ЕС, % [4]

 

 

За последнее 8 лет экономическая активность населения, проживающего в странах-членах Евросоюза, также как и мобильных мигрантов, под которыми традиционно понимают внутренние миграционные потоки на территории ЕС, постепенно увеличивается.  Противоположная тенденция наблюдается относительно внешних мигрантов, уровень активности которых значительно ниже вышеназванных групп населения, разница между которыми растет с 2009 года. При сравнении данного показателя между граждан ЕС и внешними мигрантами, разрыв увеличился с 3 % в 2009 году до 8 % в 2015 году. Что касается аналогичной ситуации с гражданами ЕС и мобильными мигрантами, то статистические данные в данном случае будут 7 % в 2009 году и 12 % в 2015 году [5]. Другими словами, уровень интеграции вынужденных переселенцев из различных стран мира в государствах Европейского Союза считается относительно невысокой по сравнению с местным населением и внутренними миграционными потоками в границах исследуемого интеграционного объединения.   

В целом, степень влияния мигрантов на экономическое состояние рассматриваемого интеграционного блока, также как и вектор такого воздействия во многом зависит от конкретного вида миграции: естественной или вынужденной. Так, было отмечено, что в краткосрочной перспективе все возрастающее число беженцев окажет дополнительную нагрузку на фискальную систему Европейского союза, но в долгосрочном приближении – поможет справиться с острыми демографическими проблемами и, таким образом, снизит потенциальную нагрузку на пенсионную и медицинскую системы при условии успешного их интегрирования во все сферы европейского общества.

 

Библиографический список

1. The Fiscal and Economic Impact of Migration. Policy Brief [Digital resource] // OECD – Organization for Economic Co-operation and Development, 2014. Access mode: https://www.oecd.org/policy-briefs/PB-Fiscal-Economic-Impact-Migration-May-2014.pdf, free. – Title on the screen. (accessed date: 05.10.2016).

2. Серегина, С. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС [Текст] / С. Серегин, М. Ларионова // Российский экономический журнал. – 2012. – №6.– С. 68-94.

3. Basu, S. The Economic Impact of Refugee Inflows / S. Basu [Digital resource] // Department of Economics, Vassar College WordPress, 2016. – Access mode: http://pages.vassar.edu/vcsolidarity/files/2016/03/Sukanya-Basu-The-Economic-Impact-of-Refugee-Inflows.pdf, free. – Title on the screen. (accessed date: 09.10.2016).

4. Shekhar, A. The Refugee Surge in Europe: Economic Challenges / A. Shekhar, B. Barkbu, N. Batini [Digital resource] // International Monetary Fund, 2016. – Access mode: https://www.imf.org/external/pubs/ft/sdn/2016/sdn1602.pdf, free. – Title on the screen. (accessed date: 12.10.2016).

5. Migrant integration statistics – employment [Digital resource] // Eurostat. Statistics explained, 2016. Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migrant_integration_statistics_-_employment, free. – Title on the screen. (accessed date: 01.10.2016).

 

IMPACT OF THE INTERNATIONAL HUMAN MIGRATION ON THE EUROPEAN UNION FISCAL POLICY

 

A.S. Muzyka, graduate student

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. The article reviews the economic effects from presence and activities of both economic and forced migrants within the European Union. Negative and positive immigration impacts on the EU fiscal policy are described in the short and long term prospects.

Keywords: The European Union, aggregated GDP, the European migratory crisis, integration of refugees, mobile migration.