Царев, В. Е. Власть, общество, предпринимательство: взаимодействующие структуры институциональной системы / В. Е. Царев. и др. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 215-218.

ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

В.Е. Царев, студент

Д.А. Вершина, студент

И.В. Новиков, студент

В.А. Уткина, студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В данной статье была рассмотрена взаимосвязь таких структур, как власть, общество и предпринимательство. Три приведенных института формируют систему, на механизмах взаимодействия которой строится современная экономика Российской Федерации. Тема является крайне актуальной, поскольку построение успешного взаимодействия предпринимательства и власти, преследующее социальные интересы общества – это главная цель любого современного государства, нацеленного на ведение успешной экономической политики.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, общество, власть, государство, институциональный взгляд.

 

 

 

Несмотря на то, что сейчас внимание учёных и практиков к проблеме формального и неформального предпринимательства повышается благодаря масштабам существующей на сей день экономической активности, оба сектора (в особенности неформальный) все еще остаются слабо изученной разновидностью предпринимательской деятельности, обладающие своими нестандартными чертами и признаками [1]. Данный факт находит выражение, к примеру, в системности, интегрированности неформальной сферы ведения предпринимательской деятельности во все сектора и отрасли экономики.

Однако неформальное предпринимательство все еще испытывает определенный дефицит внимания исследователей. Хотя довольно значительная часть экономической деятельности в мире носит неофициальный характер, и многие страны существенную часть валового национального продукта получают в результате деятельности неформального сектора экономики. Данный фактор говорит лишь об одном: существование прямой взаимосвязи между деятельностью государственной власти и протекающими процессами в предпринимательской деятельности. Оба этих «института» не способны выжить, во-первых, друг без друга, а во-вторых, без окружающего их общества. Тем самым образуется замкнутый круг: власть-предпринимательство-общество, где все элементы подчиняются законам друг друга.

Система «власть-предпринимательство-общество»

Осуществление предпринимательства зависит от большого количества ключевых моментов. Как известно, в первую очередь воздействие на него оказывает институциональная среда. Для определения причин, например, формирования неформальных предприятий, нужно четко понимать, с какими преградами сталкиваются коммерсанты в собственной деятельности, взаимодействуя с основными институтами, такими как социум и правительство.

В статье решено остановить выбор на концепции общественного выбора и рассмотреть взаимоотношения предпринимательства с властью, а также изучить стремление получение максимальной эгоистичной выгоды, как одну из основных причин формирования теневого сектора. Здесь нам видится возможность рассмотреть теорию общественного выбора «в обратную сторону», т.е. в виде своеобразного протеста против сложившейся социально-экономической ситуации, которая стала результатом принятым правительством решений, и призыва к установлению лучших условий развития экономики.

Взаимодействие предпринимательства и власти, преследующее социальные интересы, – представляется нам одним из наиболее обширно влияющих на данную проблему факторов [2].

Рассмотрим взаимосвязь социально ответственных предприятий и институтов, она обязана строиться по принципу взаимовыгодного сотрудничества (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Схема формирования системы государственной поддержки предпринимательства и противодействия теневой экономической деятельности [5]

 

 

Сейчас такие институты, как правительство, общество и предпринимательство, стали тесно сотрудничать и развивать отношения. В данный момент прослеживается следующая тенденция: для того, чтобы быть лидирующей, развивающейся фирмой, мало просто работать над получением максимального дохода, нужно зарекомендовать себя как ответственное предприятие, активно участвующее в жизни всего государства, несущее социальную обязанность по всем аспектам деятельности [4]. Для устойчивого положения в обществе предприятию надо работать с прицелом на будущее, не стремиться получить сиюминутную выгоду, инвестировать часть средств в решение различных общественных задач. Все это позволит улучшить имидж и репутацию компании, а еще получить прибыль в длительной перспективе. Более того, следует отметить, что общественная ответственность – ответственность за нравственный климат, мораль в обществе, формирование общественной среды.

Взаимодействие власти, предпринимательства и социума может строиться при помощи общественного заказа, предполагающего реализацию мероприятий, нацеленных на удовлетворение своевременных для всего общества потребностей. Общественный заказ относится к модели партнерства, представленной ранее, и считается одним из ведущих инструментов взаимоотношения обозначенных институтов [6]. Он ориентирован на становление отношений между заказчиком и исполнителем, конкретными органами власти, связанных с решением общественных вопросов за счет финансирования из бюджета.

Рассматривая бизнесмена не как единицу, занимающуюся решением только собственных задач и вопросов, которые чаще всего сводятся к наращиванию прибыли, оплате налогов, реже развитию персонала, а как институт взаимодействия с социумом, мы говорим о гармоничном развитии и нашего государства в целом [3]. В предоставленной концепции, где любой агент – это субъект взаимных ожиданий, общественно ответственный бизнес обязан осуществлять деятельность так, что удовлетворить ожидания участвующих финансовых агентов и личные интересы.

Предпринимательство производит институциональную систему общества. Общественное предпринимательство нацелено на укрупнение и закрепление обозначенных институциональных связей и считается важным элементом в их реализации [6].

В заключение отметим, чтобы быть успешной компанией, нужно осознавать, что общество и государство – это институты, с которыми нужно тесно вести взаимодействие, нести ответственность, сводимую не только лишь к выполнению договоренностей правового характера, но и к решению общественных вопросов [5]. Поддерживая институциональные связи, бизнес и правительство имеют все шансы благополучно развиваться. Деятельность компаний должна быть ориентирована на поиск подходящих решений для взаимодействия.

 

Библиографический список

1. Богл, Д.К. Не верьте цифрам. Размышления о предпринимательстве. – М.: Издво «Альпина Паблишер», 2017. – 546 с.

2. Блинов, А. Государство и предпринимательство. – М.: Издательство «КноРус», 2013. – 152 с.

3. Гудашова, Л. Предпринимательство в России: проблемы и особенности. – М.: Издательство «Синергия», 2015. – 165 с.

4. Жохова, В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение. – М.: Издательство «Синергия», 2015. – 92 с.

5. Йескомб Э.Р. Государство – частное партнерство. Основные принципы финансирования. – М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2015. – 464 с.

6. Кикал, Д. Социально предпринимательство / Д. Кикал, Т. Лайонс. – М.: Издательство «Дашков и Ко», 2016. – 304 с.

GOVERNANCE, SOCIETY, ENTREPRENEURSHIP:

INTERACTING STRUCTURES OF THE INSTITUTIONAL SYSTEM

 

V.E. Tsarev, student

D.A. Vershina, student

I.V. Novikov, student

V.A. Utkina, student

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. In this research paper, the relationship between such structures as power, society and entrepreneurship was considered. The three above institutions form the system, the mechanisms in which the modern economy of the Russian Federation is built. The topic is extremely topical, since building a successful interaction between entrepreneurship and government, pursuing the social interests of society is the main goal of any modern state aimed at conducting a successful economic policy.

Keywords: economy, entrepreneurship, society, governance, nation, institutional view.