Алексеева Е. Н. Виды ремёсел крымских татар / Е. Н. Алексеева, Э. З. Аблямитова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 16-18.

ВИДЫ РЕМЁСЕЛ КРЫМСКИХ ТАТАР

 

Е.Н. Алексеева, старший преподаватель

Э.З. Аблямитова,  магистрант

Крымский инженерно-педагогический университет

(Россия, г. Крым)

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению специфики декоративно-прикладного искусства и разновидностям ремесел крымских татар. Рассматривается историческое развитие этих направлений в Крыму, деятельность артелей, заводов и мастерских.

Ключевые слова: ремесло, кожевенное производство, резьба по дереву, войлок, отрасль.

 

 

На протяжении столетий на территории крымского полуострова формировалось самобытное искусство, обусловленное многонациональным контингентом, проживающим на данной территории. Важное место по праву занимали народные промыслы и ремёсла крымских татар. Национальные традиции нашли своё отражение в орнаментальных композициях, в изделиях декоративно-прикладного искусства. Особый интерес представляют такие техники, как золотое шитье, узорное ткачество, филигрань, резьба и роспись по камню и дереву.

Кожевенное производство было широко развитой отраслью в Крыму. Сохранившиеся кожаные изделия и их фрагменты свидетельствуют о том, что обработка кожи здесь была известна с древнейших времен. Кожаное производство, как и другие виды прикладного искусства, было тесно связано с используемыми техническими приемами и материалом. Скотоводческий тип хозяйствования крымских татар, особенно в степной части Крыма, способствовал развитию этого вида промысла.

 К началу XX века в Крыму существовало множество кожевенных заводов и мастерских. На них изготавливались кожаные сосуды, коробки, сумы-мешки, обувь, ремни и другие бытовые предметы. Кожевенные цехи представляли собой большие, просторные строения с комнатами для дубления, окрашивания, просушки. Во дворах устраивались вырытые в земле ямы, обложенные глиной, или заменяющие их каменные чаны, где вымачивались в известковом растворе козьи или бараньи шкуры. Вымоченные шкуры, очищенные от шерсти, отмывались от извести, выдерживались в дубильных растворах (настой сумаха), затем окрашивались и, наконец, полировались, т.е. на них наводился глянец [2].

 Обработка кож велась по старинке, и лишь на некоторых предприятиях стали постепенно механизировать производство (механическая промывка и полировка кож). Если раньше полировка кож велась вручную, обыкновенной кизиловой палкой, то в начале века для этого применяли специальную машину, которую обслуживали трое рабочих [3].

 Отдельной отраслью кожевенного производства было переплетное дело. Рукописные книги являются сокровищницей народного разума, они поднимают свой голос из глубины веков и дают современному читателю информацию о истории народа. Изготовленные на пергаменте, коже и бумажной основе многие рукописные книги являются также произведением искусства, продуктом художественного творчества человека. Каждая рукописная книга в отдельности неизменно привлекает внимание читателя, является объектом изучения и исследования. Расцвет его приходится на XVII – XIX вв. К началу XX в. это ремесло начинает угасать, сводятся лишь к единичным заказам. Простейшим способом декорирования кожаного переплета была штамповка, позднее стали применять гравировку и тиснение. Не все переплетчики и изготовители кожаных предметов могли работать в этой технике, и часто гравировку выполнял специальный мастер. Гравировку иногда сочетали с рельефным тиснением. Это техника была настолько дорога, что зачастую гравировкой украшали только лицевую часть переплета.

 Восток является родиной ручного золочения, широко оно применялось и в Крыму. Простейшее золочение представляло собой вдавливание в орнамент золотых точек, затем научились золотить более сложные орнаменты. С помощью клише, вырезанного из верблюжьей кожи или металла, создавали сложные, золоченые композиции. Применялось даже золото разных оттенков. Другой очень ценной техникой художественной обработки кожи была мозаика (аппликация или интарсия). Характерной чертой кожаных переплетов было использование металлических дополнений. Угольники, застежки для закрытия книг, футляры не только предохраняли книги от повреждений, но и служили декоративным дополнением. Золотые, серебряные накладки, выполненные в технике филиграни, хорошо гармонировали с кожаным переплетом.

 Время оставило весьма ограниченное число кожаных образцов, большая часть которых погибла от сырости, огня и других внешних факторов. По имеющимся сведениям, крымскотатарские книги в кожаных переплетах хранятся в музеях, архивах, библиотеках Англии, Германии, России, Украины (Львов).

 В начале века в Крыму существовали цехи войлочников (кийизджилер), они занимались производством войлока и занимали целые кварталы в городах. Их мастерские представляли собой просторные, светлые помещения. С помощью специальных приспособлений мастер укладывал распушенную шерсть несколькими слоями на расстеленной циновке, затем обильно смачивал ее горячей водой. Подготовленную таким образом шерсть скручивали в рулон и на протяжении полутора часов утрамбовывали ногами. Полученный войлок разворачивали, равняли края ножницами, вновь смачивали горячей водой и вешали на просушку на ветер[3].

 Войлок использовали в Крыму для бытовых и производственных нужд. В каждом крымскотатарском доме имелись напольные ковры, намазлыки (коврики для молитвы), которые красочно орнаментировались вставками из раскрашенной шерсти (особенно в степных районах). Для хозяйственных нужд войлок использовался в качестве подсобного материала в консервном производстве и при экспорте фруктов.

 Резьба по дереву имела в Крыму древние традиции и собственную развитую цеховую организацию – цех «бешикчи ве сандыкъчы»[1]. Колонны и капители, подпирающие кровли балконов, решетки и домашняя утварь, детские люльки-бешики, сундуки с инкрустацией костью, перламутром, многогранные столики «курьсю» — вот неполный перечень продукции мастеров-краснодеревщиков.

 В начале века производство резной деревянной мебели и других изделий еще сохранялось в Бахчисарае – из дерева производились скалки, обувь, прялки, мебель – круглые столы, раскрашенные детские люльки. Однако уже тогда наяву было значительное снижение технической и художественной культуры. Не выдерживая конкуренции с фабричным товаром, мастера переходили на изготовление более дешевых бытовых изделий – черенков для сельхозорудий (лопаты, вилы), ножей разделочных досок, скалок и проч.

 В Карасувбазаре была организована артель по производству сельскохозяйственных орудий [1]. Лишь небольшая часть высокопрофессиональных мастеров оставалась верна традициям ремесла, создавая высокохудожественные изделия (в основном граненые столики с инкрустацией). Эта продукция наряду с другими уникальными предметами крымскотатарского прикладного искусства начала века была представлена на ряде всесоюзных выставок в Москве и пополнила коллекцию Бахчисарайского музея.

 В фондах Республиканского крымскотатарского музея искусств, хранится сундук (конец XIX – начало XX вв.). Сундук был неотъемлемой частью внутреннего убранства крымскотатарского жилища. В него складывалась домашняя утварь, одежда, полотенца. Сундук служил мебелью, на нем можно было спать, сидеть. Немаловажное значение придавалось внешнему виду сундука. Как и в других изделиях народного искусства, в нем сочеталась утилитарность и эстетика. Экспонат РКМИ – украшен орнаментом в технике неглубокой резьбы, инкрустирован перламутром и сандаловым деревом [2]. Геометрическая орнаментация сундука встречается у многих народов – это большие и маленькие розетки (символ солнца), круги, изломанные линии, которые располагаются на передней (заметной) стенке сундука.

 Сегодня в Крыму идет процесс возрождения народных ремесел. В нем участвуют, как мастера старшего поколения, так и представители молодого поколения, которые постигают искусство и традиции крымских татар самостоятельно, обращаясь к классическим образцам.

 Таким образом, в начале XX века традиционные ремесла крымских татар на территории Крыма сохранились на достаточно высоком художественно-техническом уровне. Изделия народных мастеров свидетельствовали о профессионализме и разнообразии изготавливаемой продукции. Этот период отмечен экономическими и политическими изменениями в Крыму, проникновением западноевропейской культуры, что изменило быт и устои общества. Продукция промышленного, фабричного производства, более дешевая и доступная, вытеснила с рынка изделия народных мастеров. В отдельных районах Крыма, куда еще не проникло инородное влияние, сохранилось кожевенное и войлочное производство, производство ковров и ткачество.

 

Библиографический список

  1.      Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму: Реконструкция народного хозяйства в Крыму / У.А. Боданинский.– Симферополь: Мысль, 1930. – 318 с.
  2.      Заатов И. Крымскотатарское декоративно прикладное искусство / И. Заатов. – Б. м.: Тарпан, 2003. – 336 с.
  3.      Крым. Хрестоматия по истории. Часть 1. Крымское государственное издательство. 1930. – 356 с.

 

 

THE CRAFTS OF THE CRIMEAN TATARS

 

E.N. Alekseeva, senior lecturer

E.Z. Ablyamitova, graduate student

Crimean engineering and pedagogical university

(Russia, Crimea)

 

Abstract. This article is devoted to the study of the specifics of arts and crafts and varieties of Crimean Tatars. The historical development of these areas in Crimea, the activities of artels, factories and workshops is considered.

Keywords: craft, leather production, wood carving, felt, branch.