Курченков, А. А. Упражнения для развития спортивных качеств легкоатлета / А. А. Курченков. и др. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 61-64.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛЕГКОАТЛЕТА

 

А.А. Курченков, доцент

М.Н. Уткин, старший преподаватель

С.В. Недомолкина, старший преподаватель

А.А. Новиков, старший преподаватель

Воронежский государственный университет инженерных технологий

(Россия, г. Воронеж)

 

Аннотация. В статье представлены параметры дозирования силовых нагрузок в тренировке спортсменов по легкой атлетике с использованием различных вариантов силовой подготовки. Рассмотрены специальные упражнения направленные на развитие физических качеств легкоатлета.

Ключевые слова: легкоатлет, упражнения, нагрузки, легкая атлетика.

 

 

Важным показателем физической подготовленности является уровень развития силы (способность противодействовать или преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий). Первостепенная роль силы обусловливается тем, что благодаря ей формируется необходимая мышечная масса, которая функционально обеспечивает не только движения тела, но и производство энергии. Процесс индивидуального развития формирование силы происходит неравномерно: быстрее развиваются мышцы, которые отвечают за моторику и осанку, медленнее – мелкие группы мышц. Главным фактором в проявлении силы есть мышечное напряжение. В то же время не последнюю роль при этом играет масса тела человека. Любое движение человека сопряжено с проявлением разных физических качеств. Силовые нагрузки положительно влияют на выносливость, ловкость, скорость. Поэтому, развивать силу нельзя без одновременного развития практически всех физических качеств человека [3, С. 99].

Современная легкая атлетика – это вид спорта, включающий такие виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метание и многоборье, составленные из перечисленных упражнений. Среди многих видов физических упражнений, которые способствуют гармоничному физическому развитию спортсменов значительная роль отводится легкоатлетическим видам. Это потому, что основные легкоатлетические движения с детства сопровождают человека в процессе жизни, являются одними из самых распространенных в быту и физкультурных занятиях. Известно, что «хорошая легкоатлетическая подготовка позволяет достичь значительных успехов и в других видах спорта». Регулярное выполнение легкоатлетических упражнений положительно влияет на развитие всех органов и систем организма человека (по оптимальной методики их выполнения). Многие ученые считают, что с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их систематического выполнения, решается проблема гармоничного физического развития спортсменов всех групп [5, С. 74]. Легкая атлетика имеет большое значение как прикладной вид, с ее помощью развиваются основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, которые широко проявляются в быту, профессиональной деятельности. Во время занятий легкоатлетическими упражнениями формируются умения и навыки координации движений, быстрого перемещения в пространстве и оптимального выполнения различных видов физических упражнений. Люди, занимающиеся легкой атлетикой, приобретают знания по технике выполнения физических упражнений, основ организации занятий, режима личной гигиены, питания, труда и отдыха.

Физические упражнения в легкой атлетике разделяют на несколько групп. Одними из них являются обще развивающие упражнения. Обще развивающие упражнения – это упражнения из других видов спорта, которые применяют для общего физического развития. В то же время бегуны на длинные дистанции менее значительное внимание уделяют упражнениям с отягощениями. Однако некоторые упражнения обязательны для всех легкоатлетов для развития общей выносливости и улучшения здоровья. Любые упражнения, которые включают в себя элементы соревновательных упражнений могут рассматриваться как специально подготовительные.

Выделяют определенные преимущества, требуемые при совершенствовании мастерства выполнения соревновательных упражнений в целом:

1. Они более легки при овладении техникой движений.

2. Можно широко применять разные условия выполнения.

3. Избирательно влиять на отдельные группы мышц.

4. Можно сочетать специальные упражнения с соревновательными с применением срочных позитивных последствий.

Методические принципы выполнения специальных упражнений помогают развивать физические качества с максимальным эффектом.

Принцип I – с ростом количества повторений любых упражнений увеличивается продолжительность их выполнения, увеличивается общая выносливость, а с повышением продолжительности выполнения формируется выносливость.

Принцип II – при преодолении препятствий мышц формируются силовые качества мышц.

Принцип III – выполнение любых упражнений с наибольшей амплитудой движений развивает гибкость и сопровождающую легкость.

Принцип IV – выполнение упражнений с участием большого количества мышечных групп.

Принцип V – постоянный контроль мышечных ощущений, сравнение их с достигнутыми результатами, способствует овладению управлением в расслаблении мышц, которые не принимают участие в работе [1, С. 132].

Выполнение легкоатлетических упражнений проявляются в смешанных динамических режимах. Для решения конкретных задач скоростной и силовой подготовки применяются такие упражнения с:

 преодолением массы собственного тела;

 разными дополнительными отягощениями в беге, в прыжках и метаниях;

 применением влияния вешней среды;

 преодолением внешних опор в максимально быстрых движениях.

Время проявлений и величина усилий определяет направленность и в конечном итоге результативность специальных форм соревновательного упражнения. Специальные упражнения для развития силовых качеств метателей делят по следующим признакам их преимущественного воздействия на отдельные двигательные звенья:

I. общего воздействия.

II. локального воздействия.

II. (а). для развития мышц рук и плеч;

II. (b). для развития мышц туловища;

II. (c). для развития мышц ног и области таза.

III. для имитации рук метателей.

Специальные упражнения группы I действуют одновременно на большую часть двигательных звеньев. Специально подготовительные упражнения группы II выборочного деяния составляют главную часть силовых занятий метателей. К упражнениям группы III можно отнести всю разнообразность движений, которые являются отдельными элементами соревновательного упражнения. Они повышают скоростно-силовую подготовку спортсменов различных специализаций, возраста, особенно женщин, за счет избирательного деяния на скоростные и силовые качества [4, С. 51]. Первая группа (I) включает в себе отягощения от 60 до 80%, поднимаемые от трех до пяти раз в одном подходе. Вторая группа (II) упражнений выполняется с весом штанги 30-50%. Эти упражнения, которые поднимаются от восьми до двенадцати раз в одном подходе, дают возможность увеличивать мощность работы мышц в условиях относительно небольшого внешнего сопротивления.

В базовой силовой подготовке спортсменов эффективны такие варианты силовых нагрузок: Первый вариант упражнений – 80% от максимального результата – три подъема, 70% – четыре подъема и 60% – пять подъемов в одном подходе. Второй вариант тренировки – 50% – шесть подъемов, 40% – восемь подъемов и 30% – 10 подъемов в одном подходе [2, С. 627]. Третий вариант сочетает в себе нагрузку в одинаковой степени как первого (I), так и второго (II) вариантов.

Вывод. Итак, подводя итоги, можно сказать, что подготовка спортсменов-легкоатлетов с применением разных вариантов силовых упражнений приводит к заметным изменениям в уровне развития и позволяет добиться больших успехов на соревнованиях любого уровня.

 

Библиографический список

1. Головко Н.Г. Реализация правила «рычага» в спортивных упражнениях легкоатлета / Н.Г. Головко // Бюллетень научных работ Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина. 2013. – №35. – С. 130-137.

2. Кузнецов Г.В. Основы применения упражнений на силовые качества в тренировочном процессе бегунов-легкоатлетов / Г.В. Кузнецов, Б.Ф. Прокудин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – 2015. – С. 623-630.

3. Лалаева Г.С. Комплекс прыжковых упражнений для легкоатлетов на начальном этапе подготовки / Г.С. Лалаева, Е.Ю. Дьякова // Современные тенденции в образовании и науке. – 2013. С. 88-90.

4. Свиридов А.И. Силовая тренировка в системе подготовки группы спортивного совершенствования по легкоатлетическому кроссу // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 22. – С. 50-52.

5. Спиридонова Л.Е. Повышение уровня развития скоростной выносливости с помощью специальных упражнений для легкоатлетов северных районов / Л.Е. Спиридонова, Н.П. Олесов // Актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – 2017. – С. 71-75.

 

 

EXERCISES TO DEVELOP ATHLETIC QUALITIES OF THE ATHLETE

 

A.A. Kurchenkov, associate professor

M.N. Utkin, senior lecturer

S.V. Nedomolkina, senior lecturer

A.A. Novikov, senior lecturer

Voronezh state university of engineering technologies

(Russia, Voronezh)

 

Abstract. The article presents the parameters of the dispensing power loads in the training of athletes in athletics using a variety of options for strength training. Considered special exercises aimed at developing physical qualities of the athlete.

Keywords: athlete, exercise, exercise, athletics.