Гайфуллина М. М. Управления закупками материально-технических ресурсов на предприятии / М. М. Гайфуллина, А. Х. Гилязева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 189-191.

УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

М.М. Гайфуллина, канд. экон. наук, доцент

А.Х. Гилязева, магистрант

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В статье приводится схема системы управления закупками материально-технических ресурсов на современных предприятиях.  Приводятся цели и задачи управления закупками на предприятии. Формулируются основные принципы построения принципы системы управления закупками на предприятии, в числе которых принципы профессионализма, конкурентности, эффективности, информированности.

Ключевые слова: закупка, управление закупками, система управления закупками, материально-технические ресурсы, принципы управления закупками.

 

 

Процесс закупок – это комплекс процедур, направленных на обеспечения предприятия востребованными предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации закупок – своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами [1].  Система управления закупками материально-технических ресурсов (МТР) на  предприятии включает в себя: участников системы управления закупками,  документы и данные по закупкам, информационные системы (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Система управления закупками МТР на предприятии

 

 

 

Эффективность закупочной деятельности оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия [2], риски его деятельности [3], его имидже, реализуемую стратегию [4] и социальную политику [5], уровень устойчивого развития [6].

Цели и задачи управления процессов закупок. Основной целью  управления закупками материально-техническими ресурсами (МТР) является обеспечение потребности структурных подразделений компании в МТР в требуемые сроки, по оптимальным ценам и надлежащего качества.

Цели управления закупками МТР достигаются путем решения следующих задач:

 оптимальное планирование потребности в МТР, обеспечивающее консолидацию всей информации, минимизацию корректировок и автоматизацию данного процесса;

 сбор информации по предприятиям-изготовителям, изучение конъюнктуры рынка продукции производственно-технического назначения;

 поиск потенциальных поставщиков МТР, оценка вариантов поставок, выбор поставщиков МТР;

 оценка рискованности поставщиков;

 оформление договоров поставки МТР и сопутствующей документации;

 учет и контроль надлежащего исполнения поставщиками обязательств по поставкам МТР.

Грамотное решение данных основных задач способствует эффективному функционированию системы закупок на предприятии [7].

Принципы системы управления закупками МТР. Принципы системы управления закупками МТР представляют собой основные правила, определяющие порядок процесса закупок на предприятии. К основным принципам системы управления закупками МТР на предприятии относятся.

Принцип профессионализма – осуществление деятельности на профессиональной основе с привлечением к работе преимущественно квалифицированных специалистов, обладающих соответствующим опытом и знаниями.

Принцип прозрачности и открытости – обеспечение прозрачности и открытости закупочной деятельности.

Принцип автоматизации – направленность на постоянное улучшение и автоматизацию закупочной деятельности, а также использование существующих возможностей информационной системы.

Принцип конкурентности – обеспечение конкурентной среды, проведение закупок преимущественно на конкурентной основе путем сравнения предложений поставщиков МТР по заранее утвержденным критериям и выбору наилучшего предложения, на условиях состязательности коммерческих предложений поставщиков МТР.

Принцип равноправия – условия проведения закупочной деятельности, методы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы.

Принцип экономичности – закупочная деятельность осуществляется в рамках надлежащим образом утвержденного бюджета с минимально возможными затратами для компании.

Принцип эффективности – достижение максимального конечного результата закупок – приобретение требуемых товаров, требуемого качества и количества в требуемые сроки, с максимальной экономической выгодой (оптимальное соотношение стоимости и требуемых критериев закупки).

Принцип взаимных гарантий – предоставление гарантий надлежащего осуществления поставки и надлежащей оплаты товаров при начале коммерческих взаимоотношений компании и ее поставщиков МТР.

Принцип информированности – стремление располагать как можно более широкой базой данных о поставщиках-производителях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 управление закупками является важнейшим процессов в системе управления предприятием, определяющим его конкурентоспособность;

 основной целью управления закупками является обеспечение потребностей компании в МТР в требуемые сроки, по оптимальным ценам и надлежащего качества;

 при построении системы управления закупками на предприятии необходимо руководствоваться определенными принципами в том числе принципами профессионализма, конкурентности, эффективности, информированности.

 

Библиографический список

1. Буренина И.В., Бирюкова В.В., Котов Д.В., Гайфуллина М.М., Гамилова Д.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития производства резиновых и пластмассовых изделий в Республике Башкортостан // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. №1 (32). С. 31.

2. Burenina I., Evtushenko E., Kotov D., Battalova A.,Gaifullina M., Gamilova D.  Integral Assessment of the Development of Russia’s Chemical Industry // 2017. V. 8, n. 5. p. 1075-1085.

3. Маков В.М. Риск-менеджмент  на нефтеперерабатывающем предприятии / Нефтегазопереработка-2016: Международная научно-практическая конференция (Уфа, 24 мая 2016 г.): материалы конференции. — Уфа: Изд-во ГУП ИНХП РБ, 2016. С. 14-15.

4. Gajfullina M.M., Nizamova G.Z., Musina D.R., Alexandrova O.A. Formation of strategy of effective management of fixed production assets of oil company // Advances in Economics, Business and Management Research,  2017,  volume 38, p. 185-190.

5. Маков В.М. Управление кадровым потенциалом предприятий топливно-энергетического комплекса / Современные технологии в нефтегазовом деле – 2016: сб.  трудов международной научно-технической конференции, посвященной 60-летию филиала в 2 т. /  отв. ред. В.Ш. Мухаметшин. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016.  Т. 2. – С. 220-225.

6. Сафина А.А., Гайфуллина М.М. Оценка устойчивого развития малых нефтяных компаний // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2015. № 1. С. 364-381.

7. Гайфуллина М.М., Земцова В.Д., Ибрагимова Н.В. Методический подход к оценке экономической устойчивости нефтяной компании // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017.  8. С. 20-24.

 

 

MANAGEMENTS OF PURCHASES OF MATERIAL RESOURCES AT

THE ENTERPRISE

 

M.M. Gayfullina, candidate of economy sciences, assistant professor

A.H. Gilyazeva, graduate student

Ufa state petroleum technological university

(Russia, Ufa)

 

Abstract. The scheme of a control system of purchases of material resources at the modern enterprises is provided in article. The purposes and tasks of management of purchases at the enterprise are given. The basic principles of construction the principles of a control system of purchases at the enterprise among which the principles of professionalism, competition, efficiency, knowledge are formulated.

Keywords: purchase, management of purchases, control system of purchases, material resources, principles of management of purchases.