Домнина С. В. Управление стоимостью бизнеса / С. В. Домнина, Ю. А. Асташова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 199-201.

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА

 

С.В. Домнина, д-р экон. наук, профессор

Ю.А. Асташова, студент

 «Самарский государственный технический университет»

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. В статье рассматривается система управления стоимостью бизнеса и роль интеллектуального капитала в этой системе. Выявлены основные элементы, необходимые для построения модели управления стоимостью. Приведен коэффициент Тобина, используемый для стоимостной оценки интеллектуального капитала на примере некоторых российских компаний. Показана взаимосвязь интеллектуального капитала и стоимости бизнеса.

Ключевые слова: стоимость компании, управление стоимостью, интеллектуальный капитал, коэффициент Тобина, положительная деловая репутация.

 

 

 

Управление стоимостью бизнеса одна из самых принципиальных, но наименее реализованных управленческих задач.

Данная задача основана на переходе к современным финансовым концепциям и принципу финансовой прибыли. Такая смена подхода нужна организациям, которые функционируют вначале процессов развития современных подходов к денежным решениям и к построению систем корпоративного управления, создающих механизмы воздействия на стратегические процессы [2, с. 18].

Опыт западных компаний, выдерживающих курс на обеспечение финансовой прибыли, показывает, что в построении модели управления стоимостью нужно выделять 5 основных слагаемых (рис. 1) [4, с. 30-31], [6].

 

 

 

Рис. 1. Основные слагаемые управления стоимостью компании [4, с. 32].

 

 

 

Основа богатства и потенциала компании в современном обществе интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал это совокупность познаний, опыта и главных компетенций персонала компании, гарантирующая создание добавленной стоимости и уникальных конкурентных преимуществ в выбранном сегменте рынка [5, с. 268].

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в практике деятельности многих фирм применяется коэффициент Тобина (q). Данный показатель рассчитывается следующим образом:

,

где P рыночная стоимость активов компании;

C восстановительная стоимость активов компании.

Если коэффициент q больше 1, стоимость компании превышает стоимость учтенных активов, что подразумевает наличие интеллектуального потенциала. Если коэффициент q меньше 1, то компания недооценена рынком или существующие активы разрушают стоимость компании. Коэффициент q, равный 1, говорит об идентичности рыночной и бухгалтерской стоимости [7, с. 150].

 

 

 

Таблица 1. Коэффициент q ряда российских компаний

Компания

Активы, в млн. руб.

Капитализация, в млн. руб.

Коэффициент Тoбина

Балтика

18505

45762

2,5

Вимм-Билль-Данн

6100

23760

3,9

Сургутнефтегаз

529260

640667

1,2

Тaтнефть

139999

76254

0,5

Лукойл

572564

558990

1,0

 

 

 

По данным таблицы 1, компании, имеющий высокий коэффициент Тобина, объединяет наличие одного или несколько конкурентных преимуществ:

1)        высокий уровень корпоративного управления;

2)        внедрение современных способов и технологий менеджмента;

3)        наличие дорогостоящего бренда [3, с. 58].

Несмотря на обладание малым состоянием интеллектуального капитала некоторых компаний, в России имеются значительные резервы для бурного роста интеллектуального капитала. Так, данные резервы выражается в высоком уровне образования населения и доли работников, занятые наукой, а процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволяет превратить высокие интеллектуальные возможности в реальную стоимость бизнеса [1, с. 144].

Таким образом, управление стоимостью бизнеса не простая задача, поскольку компаниям требуется понимание роли управления их стоимостью, способного повлиять на положение компании в настоящем и в будущем.

 

 

Библиографический список

  1.      Домнина, С.В. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности как фактор инновационной экономики [Текст] / С.В. Домнина // Инновационные стратегии развития экономики и управления: сборник статей; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. – Самара, 2014. – С. 142-147.
  2.      Домнина, С.В. Модель управления стоимостью бизнеса [Текст] // С.В. Домнина, Е.В. Савоскина // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – Самара: Самарский государственный университет, 2014. – № 8 (119). – С. 18-23.
  3.      Гапоненко, А.Л. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации [Текст] / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М.: 2003. – С. 58.
  4.      Ивашковская, И.В. Управление стоимостью компании — новый вектор финансовой аналитики фирмы [Текст] / И.В. Ивашковская // Корпоративные финансы. – 2004. – №5. – С. 30-32.
  5.      Макаров, В.В. Интеллектуальный капитал. Материализация интеллектуальных ресурсов в глобальной экономике [Текст] / В.В. Макаров, М.В. Семенова, А.С. Ястребов. – СПб.: Политехника, 2012. – С. 268.
  6.      Лебедев, П.Управление,ориентированноенастоимость:осознаннаянеобходимость[Электронныйресурс]//Справочно-правоваясистема«ГАРАНТAero».–Режимдоступа:http://base.garant.ru/55064374/(датаобращения20.03.2018).
  7.      Цуриков, С.В. Проблемы оценки интеллектуального капитала организации [Текст] / С.В. Цуриков // Корпоративный менеджмент. – 2011. – №3. –С. 150.


COST MANAGEMENT BUSINESS

 

S.V. Domnina, doctor of economics, professor

Y.A. Astashova, student

Samara state technical university

(Russia, Samara)

 

Abstract. The article deals with the system of business value management and the role of intellectual capital in its system. The basic elements necessary for building a value management model are revealed. The Tobin coefficient used for the valuation of intellectual capital on the example of some Russian companies is given. The interrelation of intellectual capital and business value is shown.

Keywords: company value, cost management, intellectual capital, Tobin coefficient, positive business reputation.