Семенюк Е.В. Управление компетенциями в менеджменте социально- экономической системы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 133-135

УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Е.В. Семенюк, аспирант

Сургутский государственный университет

(Россия, г. Сургут)

 

Аннотация. В статье рассматривается управление персоналом в социально-экономической системе с использованием модели управления компетенциями. Определена основная задача управления компетенциями, исследовано содержание модели управления компетенциями. Сформирована поэтапная модель управления компетенциями. Определено, что формирование или переход системы управления на основу компетенций позволит связать стратегическое направление с тенденциями отрасли, что предоставит конкурентные преимущества.

Ключевые слова: социально-экономическая система, менеджмент, система управления, компетенции, модель управления компетенциями.

 

 

В современных условиях рыночной трансформации экономики решающее значение в повышении конкурентоспособности социально-экономической системы имеет уровень результативности процесса управления компетенциями.

Персонал выступает определяющим фактором для результативного и эффективного совершенствования и развития социально-экономической системы, так как экономические выгоды система приобретает за счет человеческих ресурсов, которыми обладает. Высокие показатели результативности системы управления социально-экономической системы достигаются наличием необходимых компетенций у персонала [1].

Разработка модели управления компетенциями, обеспечивающей инновационное развитие и конкурентоспособность системы, является одной из наиболее важных частей стратегического управления [2].

Исследование проблематики управления компетенциями находит отражение в работах прикладного и теоретического характера. Применение модели управления компетенциями в работе с персоналом представлено в работах И. Пахловой, А. Дейнека, И. Беликовой, Е. Митрофановой, О. Ткаченко, и Н. Шеметовой. При этом, практическое применение управления на основе ключевых компетенций нуждается в дальнейших разработках.

Условия современной изменчивой рыночной среды требуют от социально-экономической системы поиска принципиально новых методов управления. Применение технологий управления компетенциями вошло в практику деятельности современных систем при разработке и реализации стратегии управления человеческими ресурсами. Основными задачами управления компетенциями являются сопоставление потребности в кадрах с имеющимися трудовыми ресурсами и определение направлений для приведения их в соответствие с требованиями системы [3].

В современных условиях функционирования социально-экономической системы основной акцент при подборе персонала делается на специалистах, способных ориентироваться в смежных областях деятельности, стремятся к профессиональному росту и обладают мобильностью [4].

Персонал, в современных условиях, должен обладать набор ключевых компетенций, представляющих собой совокупность знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения работы и результативного достижения стратегических целей. Так как каждая система уникальная, по содержанию персонала, то процесс разработки модели компетенций является неотъемлемой процедурой для каждой системы, которая бы отображала специфические особенности ее деятельности. Чтобы модель компетенций работала результативно, она должна соответствовать поставленным перед ней целям и задачам и согласовываться со стандартами качества [5].

Требования к стандартам качества модели управления компетенциями отражены в таблице 1 [2].

 

 

Таблица 1. Стандарты качества модели компетенций

Наименование

Содержание стандарта качества

Доступность

Модель компетенций должна иметь простую структуру.

Релевантность

Индикаторы поведения признаются всеми сотрудниками как необходимые условия для достижения поставленных целей.

Учет ожидаемых изменений

С целью поддержания актуальности модели компетенций должны учитываться условия динамичных изменений внешней среды.

Объективность применения

Стандарт предполагает обеспечение справедливого применения норм поведения, включенных в модель компетенций, ко всем работникам.

 

 

Анализ применения модели компетенций в системе управления персоналом (табл. 2) позволяет привести в соответствие ключевые процессы управления персоналом со стратегическими целями системы. Это позволит с одной стороны согласовать стратегию с критериями подбора и оценкой работников, а с другой стороны способствует определению приоритетных направлений развития персонала. Оценивание персонала на основе компетенций позволит объединить элементы системы управления персоналом и обеспечит информацией процесс создания комплексной мотивации, стимулирования, обучение и развития работников, позволяя при этом объективно сформировать систему вознаграждения труда [6].

 

 

Таблица 2. Анализ модели компетенций в системе управления

Планирование человеческих ресурсов

Позволяет определить квалификацию ресурсов необходимых в области подбора специалистов для достижения стратегических целей.

Оценка кандидатов при

подборе персонала

Модель позволяет сформулировать критерии отбора сотрудников и применять их на практике.

Формирование корпоративной культуры

Значение модели компетенций в этой сфере заключается в формировании ценностей, определяющих ориентиры деятельности и способы объединения сотрудников.

Обучение и развитие

персонала

Модель компетенций является эффективным инструментом для разработки планов обучения и развития сотрудников.

Оценка эффективности

деятельности работников

Применение модели компетенций позволяет структурировать информацию и получить сравнительный анализ деятельности персонала.

Система оплаты труда

Позволяет выстроить эффективную систему оплату труда сотрудников, основанную на результатах их деятельности.

Результаты в смежных сферах влияния

Повышение конкурентоспособности и достижение стратегических целей.

 

 

Использование подхода к управлению человеческими ресурсами на основе модели компетенций в социально-экономической системе предоставит возможность структурировать кадровую политику, где компетенции займут центральное место в системе управления персоналом, с аккумулированием необходимых функциональных направлений [7].

Выводы. В условиях динамично развивающего рынка возникает объективная необходимость применения, в социально-экономической системе менеджмента, компетенций как основу устойчивых конкурентных преимуществ и инновационного развития.

Переход системы к управлению кадрами на основе компетенций обеспечит взаимосвязь стратегических направлений развития с тенденциями в отрасли и предоставит возможности для повышения конкурентных преимуществ.

 

Библиографический список

1. Семенюк Е.В. Актуальность оценки управления результативностью в социально-экономических системах // Региональная школа: перспектива развития. – 2016. – №1-2(25-26). – С. 88-90.

2. Пахлова И. Модель компетенций как инструмент управления системой кадрового менеджмента организации // Грамота. – 2015. – №2 (92). – C. 97-100.

3. Дейнека А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 392 с.

4. Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1. С. 79-85.

5. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2012. 72 с.

6. Ткаченко О.А. Развитие персонала предприятия на основе компетентностного подхода // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. II. / Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. С. 206-208.

7. Шеметова Н.К. Использование модели компетенций как метод принятия управленческих решений в сфере управления персоналом // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2010. – № 1 (1). С. 13-17.

 

 

MANAGEMENT OF COMPETENCIES IN THE MANAGEMENT

OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

 

E.V. Semenyuk, postgraduate

Surgut state university

(Russia, Surgut)

 

Abstract. The article considers the management of personnel in the socio-economic system using the competence management model. The main objectives of management competencies, investigated the content of competence management model. Formed stepwise model of competence management. It is determined that the formation or transition of the management system to the basis of competencies will link the strategic direction with the industry trends, which will provide competitive advantages.

Keywords: socio-economic system, management, management system, competence, management competence model.