Арзамасова Г.А. Управление денежными средствами и их учет в бюджетных учреждениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 104-108

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Г.А. Арзамасова, студент

Научный руководитель: А.А. Шапошников, д-р экон. наук, профессор

Новосибирский государственный университет экономики и управления

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье рассматриваются процессы управления денежными средствами в бюджетных учреждениях. Охарактеризована информационно-законодательная база проведения учета денежных средств. Представлены основные проводки по движению наличных денежных средств и документы, необходимые для их учета. Затрагивается вопросы инвентаризации денежных средств. Обозначена важность эффективного использования и учета денежных средств в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: учёт денежных средств, бюджетное учреждение, эффективность.

 

 

Актуальность проблемы управления денежными средствами в системе бюджетных учреждений заключена в том, что в целях их эффективного использования огромную роль играет верное распределение капитала учреждения, поскольку все его средства  вынужденно находятся в составе активов. Принимая на себя сметно-бюджетное финансирование и осуществляя свою деятельность за счет бюджетных ассигнований, бюджетные учреждения более остро ощущают  проблемы распределения денежных средств, поскольку все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности, влияя параллельно на качество их деятельности в системе удовлетворения общественно-социальных потребностей общества.

Объект исследования – аналитические процессы управления денежными средствами и принципы их учета в бюджетных учреждениях.

Научная новизна заключается в выявлении принципов управления и учета денежных средств бюджетных учреждений. Практическая значимость темы определена возможностью применения полученных результатов исследования для эффективного использования и учета денежных средств государственными учреждениями.

На современном этапе информационная база анализа финансового состояния и непосредственно учета денежных средств государственных учреждений достаточно обширна. В таком ключе происходит процедура сбора и обобщения бухгалтерской и финансовой отчетности учета денежных средств учреждения, что напрямую связано с необходимостью уточнения, а зачастую и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основные положения о деньгах и о видах расчетов в Российской Федерации сформулированы Гражданским кодексом России, так как деньги являются объектом гражданского оборота (как вид имущества) [1].

Данные постулаты ст. 140 вытекают из норм Конституции Российской Федерации. В ст. 75 сказано о том, что рубль – есть денежная единица, эмиссия которой должна осуществляться исключительно ЦБ России. Регулятор обеспечивает устойчивость денежной единицы и защищает рубль, что является основными функциями ЦБ РФ и национальной платежной системы [2, ст. 75].

Согласно ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов [1, ст. 140].

На основании данного положения, рубль определен законным платежным средством, которое обязательно к приему по нарицательной стоимости на всей территории российского государства. Кроме того, Гражданский Кодекс России определяет перечень безналичных расчетных форм, которые могут быть избраны предприятиями самостоятельно, и предусмотрены в договорах, которые ими заключены с контрагентами [1].

Принципы учета денежных средств субъекта хозяйствования формируются на основании законодательных актов Российской Федерации. Важнейшим из них является новый закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 №402-ФЗ [3].

Вся информация о движении денежных средств, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Несомненно, процедура обобщения учетной информации, в том числе и о параметрах денежных средств необходима в первую очередь самому учреждению и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его дальнейшей деятельности. Именно поэтому бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения, которая отражает движение его денежных средств, должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии и финансовой ситуации в комплексе.

Бюджетные структуры руководствуются теми же требованиями Центробанка, что и остальные юридические лица. Лимит денежных средств, которые могут оставаться в кассе на конец рабочего дня, не может быть превышен, за исключением дней, когда в учреждении выдается зарплата или другие социальные выплаты.

Лимит рассчитывается по формуле из приложения к Указанию №3210-У [4]. Для работы с кассой должен быть определен ответственный работник кассир. Кассир отвечает за сохранность содержимого кассы материально. Для бухучета наличных денег предусмотрен счет 020134000 «Касса», к которому открыты аналитические счета: 020134510 для поступлений средств в кассу, 020134610 для выбытия средств из кассы.

Следует отметить, что приходный и расходный кассовые ордера выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Квитанция применяется при приеме денег от физических лиц, если в учреждении нет кассового аппарата, и выдается покупателю. Реестр сдачи документов оформляется в случае, если денежные средства принимаются уполномоченными лицами.

Глава бюджетного учреждения должен утвердить график проведения инвентаризаций и инвентаризационные комиссии. Существует требование об обязательной инвентаризации в следующих случаях: перед составлением годовой отчетности; при передаче дел новому материально ответственному лицу; при обнаружении недостач в результате хищений или порчи; после чрезвычайной ситуации; перед составлением ликвидационного баланса и пр.

Основные проводки по движению наличных денежных средств, а также документы, которые должен оформить бухгалтер бюджетного учреждения отражаются согласно Приказа  174н – таблица 1 [5].

 

 

Таблица 1. Основные проводки по движению денежных средств

Операция

Проводка

Первичный документ

Регистр

Поступили деньги в рублях в кассу с лицевого счета, открытого в органе казначейства

Дт 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 021003660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Приходный кассовый ордер

(ф. 0310001)

Кассовая книга

(ф. 0504514)

Журнал регистрации кассовых документов

(ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

Поступили деньги в иностранной валюте в кассу со счета, который открыт в кредитной организации

Дт 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 020127610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации»

Приходный кассовый ордер

(ф. 0310001)

Кассовая книга

(ф. 0504514)

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

(ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

Поступили деньги за проданные товары, работы или услуги

Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 220500000 «Расчеты по доходам» (220521660, 220531660, 220541660, 220571660, 220572660, 220574660, 220581660)

Приходный кассовый ордер

(ф. 0310001)

Квитанция

(ф. 0504510)

Кассовая книга

 (ф. 0504514)

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

(ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

Реестр сдачи документов, с приложенными квитанциями

(ф. 0504053)

Переданы деньги из кассы в рублях для взноса на лицевой счет, который открыт в органе казначейства

Дт 021003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения»

Расходный кассовый ордер (ф. 0310002)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

 (ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

Переданы деньги в иностранной валюте из кассы на счет, который открыт в кредитной организации

Дт 020127510 «Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации», 020123510 «Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы»

Расходный кассовый ордер

(ф. 0310002)

Кассовая книга

 (ф. 0504514)

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

(ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

Выданы деньги подотчетному лицу

Дт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения»

Расходный кассовый ордер

(ф. 0310002)

Кассовая книга

(ф. 0504514)

Журнал регистрации приходных и расходных документов

(ф. 0310003)

Журнал операций

(ф. 0504071)

 

 

Перед инвентаризацией все приходные и расходные ордеры должны быть проведены в бухгалтерском учете. В противном случае комиссия получает непроведенные первичные документы и помечает их как «оформленные до инвентаризации» тогда при подсчете результатов инвентаризации бухгалтер сможет определить остатки денежных средств на начало процедуры. Проверка кассы обязательно должна проходить в присутствии кассира. Для сравнения результатов инвентаризации составляется сличительная ведомость. Во время проведения инвентаризации комиссия может проверить правильность оформления первичных документов, наличие подтверждающих документов, соблюдение соответствия остатков в кассе установленным лимитам.

Бюджетные учреждения, занимающиеся продажами за наличный расчет, как и остальные юридические лица в РФ, должны быть оснащены кассовыми аппаратами. Однако существует несколько исключений: организации, оказывающие гражданам какие-либо услуги; организации, осуществляющие некоторые виды деятельности, указанные в п. 3 закона о ККТ от 22.05.2003 №54-ФЗ, например продажа билетов на общественный транспорт, продажа мороженого в киосках и т.д. [6].

Проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится налоговой службой. Контролируется, отражает ли учреждение всю полученную выручку, выдает ли чеки покупателям и имеет ли правильно оформленные соответствующие документы. Необходимо отметить, что благодаря отражению информации в соответствующих системах учета становится возможным осуществлять анализ эффективности деятельности учреждения, и как следствие – выбор верного направления развития.

Таким образом, важность эффективного использования и учета денежных средств бюджетных учреждений заключена в необходимости процесса движения денежных средств учреждения, который обеспечивает все «артерии» хозяйственных операций, балансируя потоки денежных средств во времени.

Денежные средства, как источник денежных потоков и как наиболее ликвидный актив, требует качества учета и детального контроля при осуществлении расчетных операций. Кроме того, руководство бюджетного учреждения должно контролировать соблюдение норм законодательства РФ в области учета денежных средств – только в таком разрезе учреждение может рационально осуществлять свою деятельность.

 

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.: федер. закон от 30 ноября 1994 г. 51ФЗ // Российская газета. – 1994. – №118.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 2009. – №4. – 50 с.

3. Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.402-ФЗ. М.: Омега-Л, 2011. – 30 с.

4. Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // Вестник Банка России, № 46.

5. Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» // Российская газета. № 39.

6. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» // Российская газета, № 99.

7. Золотарева А.Д. Денежные средства как источник формирования денежных потоков // Молодой ученый. 2015. №8. С. 535-537.

MONETARY MANAGEMENT AND THEIR ACCOUNTING IN BUDGETARY

INSTITUTIONS

 

G.A. Arzamasova, student

Supervisor: A.A. Shaposhnikov, doctor of economics sciences, professor

Novosibirsk state university of economics and management

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The article examines the process of cash management in budget institutions. Characterized by information-legal base of the accounting of funds. Presents the major transactions at the cash flow and documents required for their registration. Addresses the issues of cash inventory. Indicated the importance of efficient use and accounting of funds in the budget institutions.

Keywords: cash accounting, budgetary institution, efficiency.