Гриценко Е.Н. Уголовная ответственность за совершение экстремистских преступлений, отличия в ответственности за преступления террористической направленности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 115-118.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОТЛИЧИЯ В ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Е.Н. Гриценко, студент

Владивостокский филиал Российской таможенной академии

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В конце ХХ – начале XXI вв. мировое сообщество оказалось совершенно неподготовленным к росту экстремизма ни с точки зрения практической борьбы, ни с позиции теоретических осмыслений данных явлений. Это побудило законодателя к активным действиям, направленным на правовую характеристику экстремизма и разработку средств противодействия ему. Проблема экстремизма в России и в мире сейчас представляет одну из самых острых проблем и одну их самых серьезных опасностей. Проявления ненависти, вражды и нетерпимости угрожают не только целостности общества, но и устойчивости всего государства. ­ Именно поэтому уголовное право использует свои средства борьбы с подобными действиями, защищая таким образом общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности основ конституционного строя и безопасности государства.

Ключевые слова: экстремизм, преступления террористической направленности, вражда, ненависть, ответственность, социальные группы, безопасность.

 

 

 

Анализ уголовной ответственности за преступления такой направленности необходимо начать с уяснения сущность экстремистских преступлений, под которыми понимаются предусмотренные нормами Особенной части УК РФ уголовно-наказуемые деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Сходное определение содержит примечание к ст. 282.1 УК РФ. Считается, что данное определение имеет ряд недостатков с точки зрения юридической техники. Как минимум, использование слов «какой-либо социальной группы» делает определение данной группы преступлений размытым и нечетким. Многие авторы, в том числе А.В. Сумачев и А.В. Забурин отмечали, что «следовало бы предусмотреть в законе четкий перечень социальных групп, вызывающих вражду или чувство ненависти».

В таком случае невольно возникает вопрос, что понимать под явлениями «ненависть» и вражда»? Обратимся к толковому словарю, который указывает, что «ненависть определяется как чувство сильнейшей вражды, неприязни», а «вражда отношение и действие, проникнутые взаимной неприязнью, ненавистью». Из анализа данных определений можно сделать вывод, что эти понятия являются синонимами с разницей в том, что ненависть – это психологическое ощущение неприязни, а вражда — определенные деструктивные действия, вызванные той самой неприязнью. Поэтому в законе используются эти 2 термина для более ­точного описания.
Преступления экстремистской направленности – понятие собирательное. Большое количество деяний можно отнести к экстремистским преступлениям. В первую очередь, это предусмотренные Главой 29 УК РФ преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной. Сюда входят такие составы преступлений, как: ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества», ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации». Также в 2014 году была установлена уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст.282.3 УК РФ).

Основным объектом преступлений, предусмотренных Главой 29, являются общественные отношения в сфере внутренней безопасности РФ. Конституция РФ в ст. 29 прямо закрепила положение о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную, социальную, религиозную ненависть или вражду, а также всякое пропаганду превосходства по тем же признакам. Именно такие виды экстремизма являются самыми распространенными и наиболее опасными, являясь следствием нарушения прямого конституционного запрета. Т.к. данная группа преступлений по конструкции объективной стороны является формальными, в качестве дополнительного объекта прослеживаются возможные последствия совершения данных преступлений, будь то собственность, жизнь и здоровье человека и т.д. Круг дополнительных объектов настолько широк, что зависит от конкретных обстоятельств совершения данных составов преступлений.
Также неотъемлемым элементом непосредственного объекта всех преступлений экстремистской направленности выступают общественные отношения, обеспечивающие толерантность, терпимость между различными социальными группами и их представителями, независимо от социальной, расовой или национальной принадлежности, отношения к религии, приверженности определенной идеологии либо направлению в политике, а равно принадлежности к какой-либо из групп в структуре общества». Объективная сторона этих преступлений всегда характеризуется активными формами поведения, то есть действиями. В этих действиях находит отражение ненависть, вражда, имеющая в психике субъектов данных преступлений. Степень этих убеждений влияет на способ совершения экстремистских преступлений, часто это связано с их публичностью. Довольно необычно сформулирован состав ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. По конструкции состав является усеченным, т.е. он также выражается в действиях, но только направленных на воздействие на людей, активизацию их действий в русле определенной экстремистской деятельности, вне зависимости от того, откликнется ли кто-либо на этот призыв. Как в ст. 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, для того, «чтобы признать данное преступление оконченным, не требуется разжигание этой вражды в действительности».

Специфичной является субъективная сторона рассматриваемых нами составов преступлений – только умышленная форма вины в совокупности с побуждениями в виде ненависти или вражды, а также особенными мотивами этих побуждений (ненависть или вражда расовая, идеологическая, политическая, национальная и т.д.). Это те три необходимых и ключевых признака объективной стороны экстремистских преступлений. Небольшое исключение представляет ст. 282 УК РФ, здесь мотивы и побуждения перерастают в цель – цель возбуждения этой самой ненависти или вражды.

Следует провести сравнение уголовной ответственности за совершение экстремистских и террористических преступлений. Эти два явления сходны своими жесткими, агрессивными, насильственными методами для достижения своих целей, вызывая тем самым огромный общественный резонанс и подвергая опасности большое количество людей. Несмотря на схожесть данных явлений, Уголовный кодекс разделяет данные категории преступлений, выделяя в них различный родовой объект.
Террористические преступления направлены на дестабилизацию отношений защищенности наиболее значимых интересов­ личности, общества, государства, являясь угрозой общеопасного характера. А экстремистские преступления (предусмотренные Главной 29 УК РФ) в свою очередь направлены на дестабилизацию отношений по сохранению основ конституционного строя и поддержанию безопасности государства.

Таким образом, данные виды преступлений отличает объект. С точки зрения объективной стороны и те, и другие преступления совершаются в форме активных действий, специфических в зависимости от содержания преступления. Еще одно значимое отличие проводится по субъективной стороне: цели, мотивы и побуждения экстремистских преступлений являются их отличительным признаком, о чем уже говорилось ранее.

Насколько же дифференцировано уголовное наказание? Ведь по смыслу законодателя, «чем более высокий порог уголовного наказания предусмотрен за тот или иной состав преступления, тем более общественно-опасным оно является». Ст. 205, предусматривающая ответственность за совершение террористического акта, по ч. 1 уже предусматривает ответственность до 15 лет лишения свободы (особо тяжкий состав). В УК РФ преступления террористического характера сильнее наказуемы, что является вполне объяснимым. Превыше всего уголовныйзакон оценивает личность, т.е. человека, его здоровье, жизнь, соблюдение прав и т.д. Совершение террористического акта подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: от 1 человека до сотен людей. В сравнении со ст. 280, ст. 282 УК РФ, которые вообще не предполагают наступления тяжких последствий, террористический акт является более опасным. Также при сравнении с преступлением, предусмотренным, ст. 105 (например, совершено убийство по мотивам религиозной ненависти), в любом случае этот преступный умысел направлен на одного конкретного человека. Но если анализировать дальше, то террористический акт может и не повлечь за собой смерть человека или нескольких людей, а убийство по экстремистским мотивам направлено на причинение смерти другому человеку, и по ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает лишение свободы до 20 лет, что делает данное преступление самым опасным из рассмотренных.

Позиция законодателя в плане установления ответственности за такие деяния вполне логична, приоритеты выставлены в соответствии с общими нормами уголовного права. Все-таки и тот, и другой вид преступной деятельности имеют разные направления. Целью терроризма является: деморализовать общество,­ запугать противника, физически истребить противника, а целью экстремизма является «стремление дестабилизировать и уничтожить существующие государственные структуры, установить антидемократический режим».

Преступники-экстремисты пытаются не только найти выход для своей ненависти к определенным социальным группам, но также подать пример, вызвать своими действиями желание подражать, организовать свою деятельность на более высоком уровне и найти последователей. Именно эти деяния предусматривают в качестве уголовно-наказуемых Глава 29 УК РФ. А уже непосредственно действия по «выходу» этой самой ненависти или вражды – это преступления, предусмотренные иными статьями УК РФ, расположенные в разных главах в зависимости от объекта преступного посягательства.

Таким образом, не следует ставить равенство между понятиями «экстремизм» и «терроризм». Экстремизм значительно шире терроризма. В некоторых случаях террор является средством достижения экстремистских целей. Крайне важным является закрепление в уголовном законе не просто преступлений, совершаемых по экстремистским мотивам, но деяний, направленных на создание экстремистских обществ,­ осуществлению действий по возбуждению ненависти или вражды, по публичным призывам к осуществлению действий экстремистской направленности. Установление ответственности за эти действия позволяет пресекать на корню экстремистские действия, не дать им развиться, перейти к активным агрессивным действиям в отношении тех или иных социальных групп.

 

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 года]: офиц. текст. – М: Юристъ, 2014. – 63 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 15.04.2016).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений экстремистской направленности: учебное пособие / А.В. Зарубин, А.В. Сумачев. – Тюмень: ФГКОУ ДПО «ТИПКС МВД России». – 2012. – 80 с.

 

 

CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR EXTREMIST CRIMES, THE DIFFERENCE BETWEEN BEING RESPONSIBLE FOR TERRORIST CRIMES

 

E.N. Gritsenko, student

Vladivostok branch of Russian customs academy

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. At the end of XX — beginning of XXI centuries. the world community was completely unprepared for the rise of extremism either in terms of the practical struggle, not from the standpoint of theoretical understanding of these phenomena. This prompted the legislature to take action aimed at the legal characterization of extremism and development of countermeasures to it. The problem of extremism in Russia and in the world today is one of the most urgent problems, and one of the most serious dangers. The manifestations of hatred, hostility and intolerance threaten not only the integrity of the society, but also the stability of the entire state. ¬ That is why criminal law uses the means of combating such acts, thus protecting the social relationships underpinning the state of protection of the constitutional order and security of the state.

Keywords: extremism, terrorist crimes, enmity, hatred, responsibility, social groups, and security.