Шкурова Ю.О. Учет реализации товаров в оптовой торговле // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 296-298.

учет реализации товаров в оптовой торговле

 

Ю.О. Шкурова, студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

(Россия, г. Саранск)

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие оптовой торговли, ее формы и первичные документы, составляемые при реализации. Также приведены характеристики бухгалтерских счетов, используемых при реализации в оптовой торговле, критерии признания выручки и типовые проводки.

Ключевые слова: оптовая торговля, учет, реализация, выручка, затраты, бухгалтерские счета, договор, склад, транзит.

 

 

Российское законодательство определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [6]. Иначе говоря, под оптовой торговлей может пониматься любая торговля, отличная от розницы, где товар, как правило, приобретается для конечного потребления. Как вид бизнеса оптовая торговля основана на переходе права собственности на товар от продавца к покупателю, что с точки зрения налогообложения рассматривается как реализация товара. Статьей 223 ГК РФ определено, что по общему правилу переход права собственности возникает с момента его передачи. Взаимоотношения между продавцом и покупателем в оптовой торговле регулируются на основании договора купли-продажи, либо на основании договора поставки [1].

Как следует из ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а покупатель в свою очередь обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор поставки представляет собой разновидность договора купли-продажи, поэтому используются специальные нормы, отражающие специфику договора поставки, а при отсутствии специальных правил применяются общие положения о договоре купли-продажи [3].

При оптовой торговле выделяются две основные формы оптовой продажи товаров:

 складской оборот (реализация товаров со склада оптовой компании);

 транзитный оборот (реализация товаров транзитом).

При складской форме партия товаров поступает от производителя на склад оптовой организации, а затем уже распределяется по точкам розничной торговли.

При транзитной форме продукция доставляется непосредственно напрямую крупными оптовыми партиями от производителя до конечного потребителя, минуя склад оптовика-посредника [5].

Предприятие, выступающее в роли поставщика, устанавливает с покупателем условия поставки товара при помощи договора. Первичными документами для отражения операций по отгрузке и реализации в оптовых организациях являются счета-фактуры, платежные требования, товарно-транспортные накладные и другие сопроводительные документы.

В бухгалтерском учете обобщенная информация о наличии товара и его движении собирается на счете 41. Его применение характерно для предприятий торговой, снабженческой, сбытовой направленности и организаций общепита. Промышленные предприятия применяют его достаточно редко и только в тех случаях, когда необходимо принять на учет продукцию, стоимость которой возмещается покупателями отдельно.

Учет товаров на счете 41 в рамках оптовой торговли может осуществляться исключительно по покупной стоимости. Если товарный приход оформляется с использованием реализационных цен, дополнительно открывают счет 42, на котором отражают величину наценки.

Как уже было сказано первоначальное положение товарно-материальных ценностей на складе фиксируется на 41 счете, однако на этом реализация товара не заканчивается, и необходимо определить куда дальше движутся средства, описывая факт продажи.

Независимо от типа торговли и направленности предприятия процесс реализации и его результаты описывает счет 90. Его субсчета предназначены для сбора информации как о сумме выручки, так и о величине НДС, себестоимости реализованных товаров и получении общего финансового результата [1].

Счет 90 в бухгалтерском учете является активно-пассивным, в кредите указываются суммы, увеличивающие доход организации, а в дебете отражаются результаты расходов. Именно сюда производят списание реализованных товаров со счета 41 и издержек обращения — счет 44.

Осуществление той или иной хозяйственной операции описывается при помощи корреспонденции счетов. Бухгалтерский учет в оптовой торговле включает в себя фиксирование фактов поступления, внутреннего движения товарно-материальных ценностей и конечной реализации покупателю для последующей перепродажи [4].

Поступление ТМЦ отражается следующими записями:

Д 41 К 60 — поступление ТМЦ;

Д 19 К 60 — начислен входящий НДС.

Оно сопровождается накладной по форме ТОРГ-12 и счетом-фактурой.

Согласно ПБУ 5/01 все прямые расходы, связанные с закупкой ТМЦ, должны быть включены в себестоимость. К прямым затратам относятся доставка, таможенные пошлины, посреднические, информационные и консультационные услуги, невозмещаемые налоги, страхование и пр. Такие расходы отражаются проводкой: Д 41 К 60.

После приема продукции на склад его могут переместить в другие подразделения фирмы (или филиалы). При этом затраты на доставку между подразделениями, хранение и прочие аналогичные издержки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Данные операции отражаются в учете проводками:

Д 44 К 60 — отражены услуги сторонних организаций;

Д 19 К 60 — начислен входящий НДС.

Продажа оптового товара, как правило, осуществляется крупными партиями определенному покупателю. Данная операция сопровождается следующими проводками:

Д 62 К 90.1 — реализация ТМЦ покупателю;

Д 90.3 К 68 — начислен НДС с реализации;

Д 90.2 К 41 — списание реализованных ТМЦ по фактической себестоимости.

При реализации товара оптовый продавец получает доход, который он отражает в бухгалтерском и в налоговом учете. Учет бухгалтерских доходов оптовые организации, как и все остальные коммерческие фирмы, ведут в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н. В силу п. 5 ПБУ 9/99 выручка от продажи товаров признается доходом от обычных видов деятельности оптовой торговой компании [2]. Причем отражение выручки в бухгалтерском учете происходит при одновременном выполнении у продавца условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99, а именно:

 оптовая торговая организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

 сумма выручки может быть определена;

 имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность появляется в том случае, если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

 право собственности на товар перешло от продавца к покупателю;

 расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в качестве оплаты, не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете оптового продавца признается кредиторская задолженность, а не выручка.

 

Библиографический список

1. Акашева В.В., Горбункова А.О. Специфика применения российских и международных стандартов в сфере розничной торговли // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015.№ 1-1.С.124-126.

2. Акашева В.В., Горсткина Н.Н. Анализ розничного товарооборота продуктового рынка в Республике Мордовия // Наука XXI века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. – С. 66-69.

3. Акашева В.В., Левушкина Н. В. Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 223-227.

4. Семенихин В.В. Торговля: реализация товаров в оптовой торговле // Налоги. 2011. № 43.

5. Колмыкова Е.С., Акашева В. В. Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 321-323.

6. Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.2

 

 

ACCOUNT OF SALES OF GOODS IN WHOLESALE TRADE

 

Yu.O. Shkurova, student

Mordovian state university N.P. Ogarev

(Russia, Saransk)

 

Abstract. This article reveals the concept of wholesale trade, its forms and source documents compiled during implementation. Also the characteristics of accounts that are used in the implementation for wholesale trade, the criteria for revenue recognition and a standard transaction.

Keywords: wholesale, accounting, sales, revenue, costs, account, contract, warehouse, transit.