Соловьев М.С. Творчество и креативность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 13-16

ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ

 

М.С. Соловьев, магистрант

Научный руководитель: В.В. Латкин, канд. ист. наук, доцент

Краснодарский государственный институт культуры

(Россия, г. Краснодар)

 

Аннотация. В статье соотносятся два важнейших современных понятия: креативность и творчество. Содержание данных понятий рассматривается в контексте общества. Доказывается, что понятие «креативность» становится знаковым для эпохи постмодернизма с характерным для нее культом технического прогресса.

Ключевые слова: креативные индустрии, культурология, культура, творческие индустрии, креативность.

 

 

«Творческие индустрии» – обсуждаемая интересная и инновационная стратегия развития. Она возникла около двадцати лет тому назад и до сих пор распространяется на территории Российской Федерации. Описывать опыт применения, критиковать методологические подходы, лежащие в ее основе, и переосмысливать результаты приходится одновременно. Количество публикаций о творческих индустриях нарастает с каждым годом.

Российские специалисты в сфере культуры не привыкли комбинировать слова «индустрия» и «творчество». Исходя из этого появляется ряд недоразумений, поэтому хочется сделать акцент на методологических основах творческих индустрий. Это позволит сравнить их с другими стратегиями развития.

Всегда творчество было тесно связано с созданием чего-то нового и не существовавшего раньше в другой любой отрасли. Если заглянуть далеко в историю, то еще во времена Платона творчество принимали как индивидуальный акт прорыва к новым сущностям. Не смотря на это, в эпоху Возрождения, появился более неширокий и несколько иной взгляд на творчество, перво-наперво оно отожествлялось с художественными актами. Постепенно в массовом сознании происходит отожествление творчества с искусством, прослеживается более тесная связь с созданием новых художественных и культурных образцов. Все это отдаляет творчество в массовом сознании от утилитарной деятельности.

В эру индустриализации чтобы осуществлять производственную, коммерческую или любую другую деятельность творчества и креатива требовалось в относительно немного. Производство услуги или товара требовало исполнителей, совершавших действия по уже заданной схеме, и а вот людей, меняющих и создающих принципиально новые схемы, требовалось значительно меньше. Именно такое соотношение творчества, креатива и производства соответствовало эре индустриализации, ее скорости обновления и внедрения «нововведений», условиям конкуренции на рынке товаров, услуг, труда и ресурсов [1].

Под воздействием новых вызовов общества с шестидесятых годов прошлого столетия сфера деятельности начала свое изменение. А уже спустя двадцать лет, в восьмидесятые года соотношение производственных компонентов существенно меняется. При создании всякого товара или продукта, и даже большой спорт (плавание, хоккей, бокс) ко всему начал применять более творческий подход. В связи с этим наступает постиндустриальная эра. Появляется общество потребления. Общество обращает свое внимание на мультимедийный мир и концептуальное искусство (перформансы). В этот момент в обществе была популярна знаменитая формула того времени: «креатив правит миром».

В связи с этим творчество уходит на второй план и на его смену приходит креативность – чтобы создавать не столько новые продукты, сколько новые пути создания этих продуктов, а также пути и системы последовательных операций для создания самих новых путей и систем. В то же время свое противодействие на креативность оказывает репродуктивность. Все привыкли работать по заданному шаблону или схеме, будь то мелкосерийное производство по традиционному рецепту или крупный инвестиционный проект.

Креативность поменяла весь образ жизни людей, стиль мышления человека. Она трансформировала личность и расширила ее границы. Благодаря появлению креативности повысилась социальная мобильность, начали создаваться новые модели поведения, при всем при этом технологии воздействия на массовое сознание становятся более эффективными. Развитие креативных индустрий способствует интернационализации рынков труда и усилению их взаимозависимости, индивидуализации стилей жизни.

И уже начиная с шестидесятых годов прошлого столетия креативность становится в любой деятельности нужным элементом, поскольку сама практика работы выходит на все более высокий общественный уровень. Соотношение креативных и репродуктивных компонентов деятельности сдвигается в сторону первых. Теперь уже нужны не «гении». Они требуются в меньшем количестве чем раньше. Работодатели начинают привлекать в свои компании не «гениев», а людей «креативных», которые смогли бы создавать новые продукты, о которых шла речь выше. Оказалось даже, что креативность в человеке можно не только развивать, но и ей можно обучать.

Совмещение и взаимопроникновение творческой деятельности в производственную произошло по нескольким причинам. Это связано все во первых с появлением таких специфических «промежуточных» сфер деятельности, в которых отраслевые границы очень нечеткие. Второй причиной можно назвать проникновение творческих подходов в производственную деятельность. Неотъемлемой часть производства становится творческий подход к работе, это создание визуализаций и другие образные моделирования. Но в то же время производственная сфера становится неразрывной частью креативного кластера, такие как маркетинг и реклама. А третьей причиной можно обозначить расширение объемов деятельности, которое занимает промежуточное место между культурой и производством. К красочному примеру третьей причины можно отнести книгоиздание, ведь оно стало в наше время очень популярно. В этот процесс вовлечено большое количество людей, как покупателей так и производителей. Исходя из этого примера следует что эта производственная отрасль впитала в себя большую часть креативной и творческой энергии.

Развитие творческих индустрий берет свое начало на общественном явлении увеличения количества творческих работников, необходимых для благополучной деятельности в любой нише общества. Все это позволяет быстрее реагировать на нужды общества потребителей, при этом легче осваивать новые кластеры, адаптироваться к ним и создавать новые продукты, которые будут иметь спрос не только сегодня, но завтра и послезавтра. Исходя из всего вышесказанного, креативные (творческие) индустрии основываются на признании факта, что творчество может быть не только «высоким», но «средним» или даже «низким».

Креативность – этот термин сейчас у каждого на устах. Даже можно сказать, что он стал «культовым», каким был «прогресс» в ХVII и XIX, а в XX в. «творчество». Современные словари трактуют «креативность» как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей [2]. Создатель «гуманистической психологии» А. Маслоу полагал, что креативность – это творческая направленность, свойственна всем с рождения, но потерянная большинством под воздействием сложившейся системы воспитания и сохраняемая лишь малой группой носителей высших достижений [3].

В трактовке данной выше «креативность», по своей сути, приводится синонимом слова «творчество», заменяя традиционное и привычное человеческому слуху понятие.

Можно сказать, что «креативность» сегодня стало новым феноменом. Она еще только начинает развиваться. Исследователи нередко лишь успевают фиксировать некоторую феноменологию в ущерб ее разностороннему изучению и анализу, но ее актуальность и практическое значение не вызывают сомнения. Реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современной России, актуализируя необходимость дальнейшего научного поиска в данном направлении [4].

 

Библиографический список

1. Глазунова О.И. О творчестве и креативности // Нева. 2014. №2. С. 188-194.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М., 2013.

3. Маслоу А.-Х. Новые рубежи Человеческой природы. М., 2011.

4. Кузнецова М.А. Творчество как социокультурный феномен // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. гумант. науки. 2011. №1(15). Электронная версия: www.culturalnet.ru/main/getfile/2510

 

 

CREATION AND CREATIVITY

 

M.S. Soloviev, graduate student

Supervisor: V.V. Latkin, candidate of historical sciences, associate professor

Krasnodar state institute of culture

(Russia, Krasnodar)

 

Abstract. In the article, two important modern concepts are correlated: creativity and creation. The content of these concepts is considered in the context of society. It is proved that the concept of «creativity» becomes a landmark for the era of postmodernism with its characteristic cult of technological progress.

Keywords: creative industries, culturology, culture, creative industries, creativity.