Белованов Д.В. Цикл «исследование-производство» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 181-184.
ЦИКЛ «ИССЛЕДОВАНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО»
Д.В. Белованов, студент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. В данной статье анализируются понятия и польза таких механизмов как цикл «исследование-производство» и совокупный цикл «исследование-производство», представляющий из себя сумму всех этапов развития производства по всем подразделениям общественного производств. Данный инструмент рассматривается как поэтапная модель создания производства, в которой каждый шаг обусловлен предыдущим и ведет к новым изменениям. Также совокупный цикл «исследование-производство» представляет собой четкий механизм отслеживания и контроля НТП и НТР, которые способствуют развитию экономики страны, а также выявляет проблемные участки, в которые следует вкладывать материальные и трудовые средства.
Ключевые слова: цикл «исследование-производство», совокупный цикл «исследование-производство», структура общественного производства, научно технический прогресс, научно техническая революция, совокупный экономический эффект.
Для начала, чтобы точнее передать суть понятия цикл «исследование-производство» следует рассмотреть другой, не менее важный, термин – структуру общественного производства (СОП). Понятие СОП используется для отражения соотношения между подразделениями, отраслями производства; одним словом, народно-хозяйственных пропорций, и состояния общественного разделения труда в целом [1].
В СОП особую роль играет производство воспроизводственное, т.е. такое производство, которое бы удовлетворяло потребности человека, и для достижения этой цели следует осознавать наличие трёх подразделений общественного производство:
А) Производство средств производства (I подразделение).
Б) Производство предметов потребления (одежда, жилища, мебель и др.) (II подразделение).
В) Производством всего необходимого для общественного сектора экономики (обороны, управления, науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и др.) (III подразделение).
Рассматривая вышеприведённые подразделения, более детально, приходим к выходу, самым уязвимым является именно III подразделение, т.к. материальным источником пополнения III подразделения, а также товарного покрытия (обеспечения) потребительского спроса этого подразделения является общественный продукт, создаваемый I и II подразделениями (т.е. их отраслями) общественного производства [2].
Таким образом, для развития общественного сектора необходимы целенаправленные изменения строения производства и норм прибавочного продукта в подразделениях общественного производства. Но такие изменения могут произойти только в ходе НТР или НТП.
Следовательно, для развития национального хозяйства важно создать условия, при которых НТР и НТП окажутся управляемыми. Это станет возможным, если в течение определенного отрезка времени удастся менять их темпы в каждом из подразделений национального производства. Управление любыми процессами возможно лишь в том случае, если полностью раскрыта сущность объекта управления. Отсюда, важно найти наиболее точное определение НТП.
НТП – взаимосвязанные прогрессивные изменения в науке, технике, производстве, имеющие своею причиной их взаимодействие между собою [3].
Данное определение полностью раскрывает суть процесса, т.к. подчёркивает, что НТП может происходить лишь при взаимодействии науки, техники, производства, а также косвенно указывает на необходимость последовательного становления стадий цикла «исследование—производство», чье завершение как раз и является основной причиной НТР и НТП.
Так что же такое цикл «исследование-производство»? Это циклический, в связи с устареванием технологий, процесс производства товаров всех подразделений СОП, включающий в себя этапы изучения, непосредственно производства и использования товаров.
Цикл «исследование-производство» как уже говорилось, состоит из трёх стадий: предпроизводства, производства и применения. Каждая из этих стадий последовательно идет друг за другом и включает в себя определенный набор шагов, которые должны быть сделаны для реализации товара.
Таблица 1. Этапы цикла «исследование-производство» по сферам
Цикл «исследование производство» (Ц) |
||
СФЕРА Предпроизводственная
|
СФЕРА Производственная
|
СФЕРА Применения
|
– Фундаментальные исследования (ФИ) – Прикладные исследования (ПИ) – Опытно-конструкторские разработки (ОКР) |
– Внедрение в производство новой техники () – Освоение производства новой техники () – Установившееся производство () – Устаревание и снятие с производства () |
– Внедрение применения новой техники () – Освоение применения новой техники () – Установившееся применение () – Устаревание и замена техники () |
Таким образом, цикл «исследование-производство» можно представить как совокупность плавно сменяющих друг друга этапов, от фундаментальных исследований до установившегося применения и замены техники, что ведет к повторению процесса.
|
(1) |
В реальных условиях изменения по всем подразделениям общественного производства происходят неразрывно друг от друга, и если развивается одно из подразделений общественного производства, это отражается на другом.
Развитие какого-то конкретного подразделения – следствие НТП, развитие же всех подразделений сразу – следствие НТР, которая охватывает все сферы хозяйства сразу и как акселератор ускоряет развитие по всех направлениям.
Такая взаимосвязь всех Циклов «исследование-производство» по отраслям и является их Совокупным циклом (∑Ц).
Каждому подразделению общественного производства соответствует свой класс циклов I – A, II – Б, III – В, а в случае развития всех подразделений сразу (по воздействием НТР) класс Г. Рассматривая развитие всех классов в совокупности, можно проанализировать и понять, будет ли НТП воздействовать на различные подразделения (I, II, III) различных классов циклов (А, Б, В, Г).
Структура Совокупного цикла «исследование-производство» и общественного производства по классам выглядит следующим образом:
– I подразделение (циклы класса А)
|
(2) |
– II подразделение (циклы класса Б)
|
(3) |
– III подразделение (циклы класса В)
|
(4) |
– на все три подразделения одновременно (циклы класса Г)
|
(5) |
Как можно понять НТП воздействует на классы А, Б, В, то есть по направлениям (средства производства, предметы потребления, нужное для общественного сектора), а класс Г, который охватывает их все вмести, уже развивается в следствии НТР.
На НТП и НТР необходимо целенаправленно воздействовать. От его успеха зависит то, какую одежду мы носим, какие автомашины используем и.т.д.
Влиять на них можно только опосредованно, через его главную причину – взаимодействие науки, техники и производства. И это предполагает, что установлен контроль над процессами, протекающими на стадиях отдельных циклов.
Как следствие возникает новая категория – совокупный цикл «исследование-производство», которая способствует расширенному воспроизводству НТР и НТП.
Речь идёт о наличии хозяйственного механизма, позволяющего регулировать, во-первых, размер совокупного цикла, т.с. количество разрабатываемых в стране циклов, во-вторых, его структуру и, в-третьих, скорость протекания стадий.
Безусловно, нужно видеть и понимать, как эффективно идёт НТР и НТП и для этого существует следующая формула, чтобы определить совокупный экономический эффект:
|
(6) |
То есть результат в сфере применения Σ() делим на затраты в сферах предпрозводства и производства новой техники Σ().
Одним из важнейших признаков совокупного цикла является необходимость оптимального соотношения между его сферами (предпроизводственной, производственной и применения) и их элементами (отдельными циклами, находящимися в данный момент на определенной стадии разработки). Совокупный экономический эффект (ΣЭ) как раз и показывает, насколько оптимально это соотношение.
для того чтобы максимизировать совокупный экономический эффект (ΣЭ) нужно учитывать что:
а) На этот эффект влияет количество разрабатываемых циклов (ΣЦ), размеры инвестиций и продолжительности планируемого периода;
б) Экономический эффект приносят лишь циклы, достигшие в своем развитии сферы применения (), но инвестиций не требуют лишь те, которые уже достигли стадии Установившегося Применения новой техники: ();
в) Инвестиции необходимы для осуществления всех трех сфер совокупного цикла (Σ, Σ, ), а их результат (совокупный экономический эффект ΣЭ) проявляется лишь в одной из них – сфере применения новой техники ().
Повторим, что НТП является основным средством совершенствования структуры общественного производства, и, для того, чтобы достичь наилучшего результата, следует проводить такой менеджмент в этой сфере, который будет определять то, как мы живем.
Суть менеджмента в этой сфере заключается в установлении контроля над совокупным циклом «исследование – производство» в целом, а не на стадиях отдельных циклов.
Собственно, совокупный цикл «исследование-производство» и Общественное производство тесно переплетены.
Данная взаимосвязь прослеживается в том, что:
1) Предпроизводственная сфера протекает только в III подразделении.
2) Сфера производства новой техники () совпадает с I подразделением на 100%.
3) Сфера применения новой техники () возможна в любом из трех подразделений.
Таким образом, если в совокупном цикле увеличиваем количество циклов предпроизводственной сферы – развивается III подразделение. Если же увеличиваем количество циклов производственной сферы – развиваем I подразделение. Это особенно важно учитывать, т.к. изменения в современном мире привели к тому, что доминантным товаром являются новые и информационные технологии, прибавочный продукт от которых намного выше [4].
Поэтому важно не только обеспечить определенную структуру совокупного цикла, изменяя соотношение инвестиций, которые распределяются между сферами предпроизводственной, производства и применения новой техники, но и внутри этих сфер – между стадиями.
Таковыми сейчас являются: в сфере предпроизводственной – фундаментальные исследования (фи), в сферах производства и применения новой техники – внедрение в производство достигнутых на основе научных исследований результатов (В).
Библиографический список
1. Бугаян И.Р. Современное предпринимательство и менеджмент: соотношение и мера. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. – 52 с.
2. Видяпина В.И. Бакалавр экономики, Т.2 Хрестоматия. – М.: Триада, 1999. – 29 с.
3. Бугаян И.Р. Современное предпринимательство и менеджмент: соотношение и мера. – 57 с.
4. Бугаян И.Р. Предпринимательство на основе новых и информационных технологий. Краткий глоссарий. – Ростов-н/Д: РГЭА, 1997. – 64 с.
CYCLE «RESEARCH-PRODUCTION»
D.V. Belovanov, student
Russian academy of national economy and state service under the RF President
(Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. In the article is analyzed the concept and benefits of economic regulator such as cycle «research-production» and combined cycle «research-production», which represent the sum of all stages of development of production. these stages include all division of social production. cycle «research-production» is gradual model of making production, in which each step is determined by the previous one and leads to new changes. also cycle «research-production» is clear mechanism for monitoring and controls scientific and technical progress, information revolution, which contribute to the development of economic and discover problem issues.
Keywords: cycle «research-production», combined cycle «research-production», the structure of social production, scientific and technical progress, information revolution, the cumulative economic effect.