Белованов Д.В. Цикл «исследование-производство» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 181-184.

ЦИКЛ «ИССЛЕДОВАНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО»

 

Д.В. Белованов, студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Ростов-на-Дону)

 

Аннотация. В данной статье анализируются понятия и польза таких механизмов как цикл «исследование-производство» и совокупный цикл «исследование-производство», представляющий из себя сумму всех этапов развития производства по всем подразделениям общественного производств. Данный инструмент рассматривается как поэтапная модель создания производства, в которой каждый шаг обусловлен предыдущим и ведет к новым изменениям. Также совокупный цикл «исследование-производство» представляет собой четкий механизм отслеживания и контроля НТП и НТР, которые способствуют развитию экономики страны, а также выявляет проблемные участки, в которые следует вкладывать материальные и трудовые средства.

Ключевые слова: цикл «исследование-производство», совокупный цикл «исследование-производство», структура общественного производства, научно технический прогресс, научно техническая революция, совокупный экономический эффект.

 

 

Для начала, чтобы точнее передать суть понятия цикл «исследование-производство» следует рассмотреть другой, не менее важный, термин – структуру общественного производства (СОП). Понятие СОП используется для отражения соотношения между подразделениями, отраслями производства; одним словом, народно-хозяйственных пропорций, и состояния общественного разделения труда в целом [1].

В СОП особую роль играет производство воспроизводственное, т.е. такое производство, которое бы удовлетворяло потребности человека, и для достижения этой цели следует осознавать наличие трёх подразделений общественного производство:

А) Производство средств производства (I подразделение).

Б) Производство предметов потребления (одежда, жилища, мебель и др.) (II подразделение).

В) Производством всего необходимого для общественного сектора экономики (обороны, управления, науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и др.) (III подразделение).

Рассматривая вышеприведённые подразделения, более детально, приходим к выходу, самым уязвимым является именно III подразделение, т.к. материальным источником пополнения III подразделения, а также товарного покрытия (обеспечения) потребительского спроса этого подразделения является общественный продукт, создаваемый I и II подразделениями (т.е. их отраслями) общественного производства [2].

Таким образом, для развития общественного сектора необходимы целенаправленные изменения строения производства и норм прибавочного продукта в подразделениях общественного производства. Но такие изменения могут произойти только в ходе НТР или НТП.

Следовательно, для развития национального хозяйства важно создать условия, при которых НТР и НТП окажутся управляемыми. Это станет возможным, если в течение определенного отрезка времени удастся менять их темпы в каждом из подразделений национального производства. Управление любыми процессами возможно лишь в том случае, если полностью раскрыта сущность объекта управления. Отсюда, важно найти наиболее точное определение НТП.

НТП – взаимосвязанные прогрессивные изменения в науке, технике, производстве, имеющие своею причиной их взаимодействие между собою [3].

Данное определение полностью раскрывает суть процесса, т.к. подчёркивает, что НТП может происходить лишь при взаимодействии науки, техники, производства, а также косвенно указывает на необходимость последовательного становления стадий цикла «исследованиепроизводство», чье завершение как раз и является основной причиной НТР и НТП.

Так что же такое цикл «исследование-производство»? Это циклический, в связи с устареванием технологий, процесс производства товаров всех подразделений СОП, включающий в себя этапы изучения, непосредственно производства и использования товаров.

Цикл «исследование-производство» как уже говорилось, состоит из трёх стадий: предпроизводства, производства и применения. Каждая из этих стадий последовательно идет друг за другом и включает в себя определенный набор шагов, которые должны быть сделаны для реализации товара.

 

 

Таблица 1. Этапы цикла «исследование-производство» по сферам

Цикл «исследование производство» (Ц)

СФЕРА Предпроизводственная

СФЕРА

Производственная

СФЕРА

Применения

 Фундаментальные исследования (ФИ)

 Прикладные исследования (ПИ)

 Опытно-конструкторские разработки (ОКР)

 Внедрение в производство новой техники ()

 Освоение производства новой техники ()

 Установившееся производство ()

 Устаревание и снятие с производства ()

 Внедрение применения новой техники ()

 Освоение применения новой техники ()

 Установившееся применение ()

 Устаревание и замена техники ()

 

 

Таким образом, цикл «исследование-производство» можно представить как совокупность плавно сменяющих друг друга этапов, от фундаментальных исследований до установившегося применения и замены техники, что ведет к повторению процесса.

 

 

(1)

В реальных условиях изменения по всем подразделениям общественного производства происходят неразрывно друг от друга, и если развивается одно из подразделений общественного производства, это отражается на другом.

Развитие какого-то конкретного подразделения – следствие НТП, развитие же всех подразделений сразу – следствие НТР, которая охватывает все сферы хозяйства сразу и как акселератор ускоряет развитие по всех направлениям.

Такая взаимосвязь всех Циклов «исследование-производство» по отраслям и является их Совокупным циклом (∑Ц).

Каждому подразделению общественного производства соответствует свой класс циклов IA, II – Б, III – В, а в случае развития всех подразделений сразу (по воздействием НТР) класс Г. Рассматривая развитие всех классов в совокупности, можно проанализировать и понять, будет ли НТП воздействовать на различные подразделения (I, II, III) различных классов циклов, Б, В, Г).

Структура Совокупного цикла «исследование-производство» и общественного производства по классам выглядит следующим образом:

I подразделение (циклы класса А)

 

(2)

II подразделение (циклы класса Б)

 

(3)

III подразделение (циклы класса В)

 

(4)

– на все три подразделения одновременно (циклы класса Г)

 

(5)

 

Как можно понять НТП воздействует на классы А, Б, В, то есть по направлениям (средства производства, предметы потребления, нужное для общественного сектора), а класс Г, который охватывает их все вмести, уже развивается в следствии НТР.

На НТП и НТР необходимо целенаправленно воздействовать. От его успеха зависит то, какую одежду мы носим, какие автомашины используем и.т.д.

Влиять на них можно только опосредованно, через его главную причину – взаимодействие науки, техники и производства. И это предполагает, что установлен контроль над процессами, протекающими на стадиях отдельных циклов.

Как следствие возникает новая категория – совокупный цикл «исследование-производство», которая способствует расширенному воспроизводству НТР и НТП.

Речь идёт о наличии хозяйственного механизма, позволяющего регулировать, во-первых, размер совокупного цикла, т.с. количество разрабатываемых в стране циклов, во-вторых, его структуру и, в-третьих, скорость протекания стадий.

Безусловно, нужно видеть и понимать, как эффективно идёт НТР и НТП и для этого существует следующая формула, чтобы определить совокупный экономический эффект:

 

(6)

То есть результат в сфере применения Σ() делим на затраты в сферах предпрозводства и производства новой техники Σ().

Одним из важнейших признаков совокупного цикла является необходимость оптимального соотношения между его сферами (предпроизводственной, производственной и применения) и их элементами (отдельными циклами, находящимися в данный момент на определенной стадии разработки). Совокупный экономический эффект (ΣЭ) как раз и показывает, насколько оптимально это соотношение.

для того чтобы максимизировать совокупный экономический эффект (ΣЭ) нужно учитывать что:

а) На этот эффект влияет количество разрабатываемых циклов (ΣЦ), размеры инвестиций и продолжительности планируемого периода;

б) Экономический эффект приносят лишь циклы, достигшие в своем развитии сферы применения (), но инвестиций не требуют лишь те, которые уже достигли стадии Установившегося Применения новой техники: ();

в) Инвестиции необходимы для осуществления всех трех сфер совокупного цикла (Σ, Σ, ), а их результат (совокупный экономический эффект ΣЭ) проявляется лишь в одной из них – сфере применения новой техники ().

Повторим, что НТП является основным средством совершенствования структуры общественного производства, и, для того, чтобы достичь наилучшего результата, следует проводить такой менеджмент в этой сфере, который будет определять то, как мы живем.

Суть менеджмента в этой сфере заключается в установлении контроля над совокупным циклом «исследование – производство» в целом, а не на стадиях отдельных циклов.

Собственно, совокупный цикл «исследование-производство» и Общественное производство тесно переплетены.

Данная взаимосвязь прослеживается в том, что:

1) Предпроизводственная сфера протекает только в III подразделении.

2) Сфера производства новой техники () совпадает с I подразделением на 100%.

3) Сфера применения новой техники () возможна в любом из трех подразделений.

Таким образом, если в совокупном цикле увеличиваем количество циклов предпроизводственной сферы – развивается III подразделение. Если же увеличиваем количество циклов производственной сферы – развиваем I подразделение. Это особенно важно учитывать, т.к. изменения в современном мире привели к тому, что доминантным товаром являются новые и информационные технологии, прибавочный продукт от которых намного выше [4].

Поэтому важно не только обеспечить определенную структуру совокупного цикла, изменяя соотношение инвестиций, которые распределяются между сферами предпроизводственной, производства и применения новой техники, но и внутри этих сфер – между стадиями.

Таковыми сейчас являются: в сфере предпроизводственной – фундаментальные исследования (фи), в сферах производства и применения новой техники – внедрение в производство достигнутых на основе научных исследований результатов (В).

 

Библиографический список

1. Бугаян И.Р. Современное предпринимательство и менеджмент: соотношение и мера.  Ростов-н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013.  52 с.

2. Видяпина В.И. Бакалавр экономики, Т.2 Хрестоматия.  М.: Триада, 1999.  29 с.

3. Бугаян И.Р. Современное предпринимательство и менеджмент: соотношение и мера. 57 с.

4. Бугаян И.Р. Предпринимательство на основе новых и информационных технологий. Краткий глоссарий.  Ростов-н/Д: РГЭА, 1997.  64 с.

 

 

CYCLE «RESEARCH-PRODUCTION»

 

D.V. Belovanov, student

Russian academy of national economy and state service under the RF President

(Russia, Rostov-on-Don)

 

Abstract. In the article is analyzed the concept and benefits of economic regulator such as cycle «research-production» and combined cycle «research-production», which represent the sum of all stages of development of production. these stages include all division of social production. cycle «research-production» is gradual model of making production, in which each step is determined by the previous one and leads to new changes. also cycle «research-production» is clear mechanism for monitoring and controls scientific and technical progress, information revolution, which contribute to the development of economic and discover problem issues.

Keywords: cycle «research-production», combined cycle «research-production», the structure of social production, scientific and technical progress, information revolution, the cumulative economic effect.