ВИД (вложения, инвестиции, доходы)

Алмазова О.Н. Тест бизнес/инвестиционных предпочтений «ВИД» для изучения психологии экономической активности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 140-142.

ТЕСТ БИЗНЕС/ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ «ВИД» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

 

О.Н. Алмазова, психолог-практик

ИП «Алмазова»

(Казахстан, г. Алматы)

 

Аннотация. В данной статье представлена авторская разработка теста экономической активности «ВИД». Данный тест призван выявить психологически комфортную для бизнеса и инвестиций сферу деятельности для каждого респондента. Такой диагностический инструмент является ответом на актуальную сегодня потребность населения в экономической защищенности, в условиях низкого уровня экономической грамотности. Апробация методики проводилась на казахстанской выборке в 2015 году.

Ключевые слова: активность, субъективный подход, экономическая мотивация, вера, интерес, отторжение, риск.

 

 

«Формирование казахстанской государственности связывается не только с созданием новой политической системы, но и с трансформацией экономического уклада и формированием новых рыночных отношений, в условиях, которых формируется личность нового общества, нового времени» [1, с. 5]. Современное общество оказалось в противоречивых экономических условиях. С одной стороны, поколение, которое находится в активном трудоспособном возрасте, в процессе образования было ориентировано на плановую экономику и гарантированную работу [1]. С другой стороны, подобная «безрисковая» модель с экономической точки зрения сегодня рискованна, если не безответственна. «Те установки, которые до сих пор вдалбливаются нам с детства как единственно правильные надо хорошо учиться, найти приличную работу, делать карьеру в успешной фирме, и так до пенсии, – безнадежно устарели. Более того, они превращают жизнь в бесконечные «крысиные бега»: чем усиленнее трудишься и больше преуспеваешь, тем больше тратишь, и тем больше приходится работать» [2].

В СССР вопросу экономического образования подрастающего поколения не уделялось внимания. В школах Казахстана и после обретения независимости школьной программой не предусматривалось изучение вопросов экономики. Как следствие такого подхода, уровень финансового образования населения очень низок. Это является наследием времен социалистического периода, когда финансовое планирование семьи сдерживалось ограниченными возможностями потребления и относительной стабильностью доходов. Считалось, что государство позаботится о гражданах и их благосостоянии.

В настоящее время важность активной финансовой позиции значительно возросла по двум основным причинам:

1. Ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам.

2. Финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого пространства вариантов.

В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхование и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами [1]. В 2009 г. была разработана и утверждена программа школьной дисциплины программа «Основы экономики и финансовой грамотности». Программа «Основы экономики и финансовой грамотности» предназначена для учащихся 4-6 классов, 7-9 и старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и ориентирована на изучение казахстанскими школьниками базовых экономических понятий и законов [2].

Однако сегодня взрослые люди остро нуждаются в  культуре экономического мышления и что важнее, поведения. Сюда относятся: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.

Если и раньше было трудно прожить на пенсию, то сегодня ставятся вопросы повышения пенсионного возраста, в во многих странах ее нет вообще для большинства граждан (Китай, Таиланд, Шри-Ланка и др.), либо так или иначе упраздняют: государство не берет на себя полное содержание пенсионеров (в странах Западной Европы и США существует пособие по старости, покрывающее прожиточный минимум, а остальное зависит от накоплений и инвестиций). Волна увольнений и сокращений зарплат вновь накрыла трудоспособное население. Как утверждает Р. Кийосаки, само понятие социальной защищенности в обмен на «честную работу» уходит в прошлое вместе с индустриальным веком. Перед населением встает вопрос экономической защищенности. Нужно строить жизнь таким образом, чтобы «не ты работал на деньги, а деньги работали на тебя» [2]. Настоящая обеспеченность по Кийосаки это когда человек не вынужден работать ради заработка, может заниматься, чем хочет, но при этом получать стабильный доход и не зависеть ни от работодателя, ни от правительства [1].

То есть, казахстанское общество приходит к необходимости продуктивного вложения денег, то есть бизнеса и инвестиций, не будучи вполне к этому готовым. Не последнее место в проблеме инвестирования отводится психологическому фактору. Инвестор заставляет деньги работать на него — деньги приносят деньги и пассивный доход. Разница между бизнесменом и инвестором очень простая. На бизнесмена работают люди, а на инвестора работают его деньги.

Нами, Алмазовой О.Н. и Шипулиной Л.А., разработан тест ВИД (вложения, инвестиции, доходы) с целью определения сферы инвестиций (пассивный доход) или бизнеса (активный доход), наиболее подходящих конкретному человеку. Разработка и апробация теста проходила в период с сентября по декабрь 2015 года, принимало участие 200 респондентов в экономически активном возрасте от 18 до 46 лет.

Тест ВИД определяет предпочтения к следующим разновидностям инвестиций:

1. Легкая промышленность

2. Сельское хозяйство

3. Торговля

4. Услуги

5. Научные разработки

6. Продукты

7. Производство.

Каждый тип инвестиций, в свою очередь, подразделялся на более конкретные виды деятельности, доступные для вложений в Республике Казахстан.

У всех типов вышеназванных инвестиций имеются и плюсы, и риски. Субъективно потенциальный бизнесмен или инвестор склоняется к той деятельности, которую считает более предпочтительной, приемлемой или выгодной для себя. Также важны особенности психотипа: так, мы предполагаем, что люди, которым для поддержания мотивации важно быстро увидеть результат, скорее преуспеют в животноводческой области, нежели в других областях сельского хозяйства.

Вопросы  для теста разрабатывались, исходя из следующих параметров:

1. Вера (в дело) – убежденность, что данные товары/услуги нужны людям. К примеру, человек, считающий кондитерские изделия вредными, либо сам никогда не покупавший предметы роскоши вроде мехов, или не посещающий парикмахерскую, вряд ли сможет успешно работать в названных сферах. Если такой инвестор вложит деньги в сомнительный для себя товар/услугу, то при первых же сложностях (которые возникают всегда) запаникует и уйдет с убытком, в то время как инвестор с верой просто переждет спад, может реинвестировать и выкупить доли других инвесторов по бросовым ценам. Бизнесмен, не верящий в востребованность своего дела, тем более обречен на неудачу.

2. Интерес (к определенной сфере) – желание участвовать в определенной сфере деятельности, предпочтение. При этом возникает знание, которое в той или иной степени снижает страх неудачи.

3. Отторжение (недоверие) – предубеждение к определенной сфере деятельности. Так, для многих людей «советское закалки» неприемлемо заниматься торговлей, это воспринимается как социальное крушение; другие считают розничную торговлю делом ненадежным, т.к. она зависима от человеческого фактора.

Можно также распределить вопросы по параметрам:

  «дефицит-избыток» (те, кто склонны к дефициту, возможно, не готовы к инвестированию)

 склонность к риску с качественной стороны – если считать, что одни риски отдельно взятый человек легко переносит, а другие для него чрезмерны.

 может иметь значение такой параметр, как «контроль-доверие».

При разработке теста и последующих рекомендаций у нас возникли следующие вопросы:

 Необходимо ли человеку разбираться в том, во что вкладываешь деньги? (существует, к примеру, мировая практика привлечения финансовых консультантов, когда решает консультант, а не сам вкладчик).

 Каждый ли человек годится в инвесторы? (несколько «народных приватизаций не удались; ряд авторов утверждает, что денежный страх у многих людей столь силен, что отвергает их от идеи любого инвестирования)

 Следует ли предполагать, что люди понимают риски, с которыми связаны разные сферы инвестиций? Либо это преимущественно интуитивный процесс?

Разумеется, тест ВИД не является «приговором» при выборе предпочитаемой сферы вложений, также как тесты на профориентацию не обязуют выбрать определенную профессию, а тесты на совместимость не гарантируют счастья в браке. Наш инструмент призван помочь субъекту экономической активности сориентироваться в собственном психологическом видении. Что не освобождает от необходимости анализа рынка, спроса и предложения, и иных условий.

 

Библиографический список

1. Аймаганбетова О.Х. Экономическая психология. Учебник. – Алматы: «Юридическая литература», 2006. – 179 стр

2. Р. Кийосаки, Ш. Лектер. Богатый папа, бедный папа. – М., Попурри. – 224 с.

 

 

TEST BUSINESS/INVESTMENT PREFERENCES «VIEW» FOR THE STUDY OF PSYCHOLOGY IN ECONOMIC ACTIVITY

 

O.N. Almazov, psychologist-practitioner

Individual Predprenimatel «Almazov»

(Kazakhstan, Almaty)

 

Abstract. This article presents the author’s development of the test of economic activity is «VIEW». This test aims to identify the psychological comfort for business and investment scope of activities for each Respondent. This diagnostic tool is a response to relevant needs of the population in economic security, in terms of low level of economic literacy. Approbation of new assesment technique was conducted on a sample of Kazakhstan in 2015.

Keywords: activity, subjective approach, economic motivation, faith, interest, rejection, risk.