Комарова А.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «социальное здоровье» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 106-109.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ»

 

А.Н. Комарова, аспирант

Юго-Западный государственный университет

(Россия, г. Курск)

 

Аннотация. В данной статье приводится анализ различных подходов к определению здоровья и социального здоровья в современной социологической науке, рассматриваются компоненты социального здоровья и факторы его формирования. Рассматриваются наиболее значимые на наш взгляд авторские концепции здоровья и социального здоровья. Перечислены основные компоненты, характеристики и факторы формирования социального здоровья. Уделяется особое внимание фактору социальной адаптации, являющемуся, на наш, взгляд особенно важным.

Ключевые слова: социально-гуманитарное знание, здоровье, социальное здоровье, факторы формирования, компоненты, социальная адаптация, междисциплинарный, научный подход, направление изучения, определение понятия.

 

 

Вопрос целостности здоровья стоит на главенствующих позициях проблематики современной науки. На сегодняшний день. Ученые всего мира, аккумулируя знания о здоровье, воссоздают его комплексную картину. Однако, несмотря на огромное количество знаний о здоровье, остаются актуальными вопросы о том, какие компоненты здоровья являются определяющими или, где заканчивается здоровье и начинается патология? Ответы на эти вопросы являются ключевыми в изучении здоровья в целом. Говоря о тенденциях развития социально-гуманитарного знания, основным и особенно актуальным направлением изучения на данный момент является понятие и феноменология социального здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом.

Для понимания того, что же такое социальное здоровье, процесса его формирования и составляющих компонентов, а также границ нормы, необходимо определить термин «здоровье» в общем смысле.

Одними из основных и базовых определений здоровья, принятых во всех странах является определение здоровья ООН. В уставе Всемирной организации здравоохранения (Женева, 1958) «здоровье» трактуется как «состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Cогласно позиции ВОЗ, здоровье это одно из главных условий продуктивного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе [1].

Первые упоминания о здоровье встречаются еще в работах античных мыслителей, таких как Гиппократ, Демокрит, Левкипп, Алкмеон, Кротонкий и других. В то время здоровье рассматривалось с точки зрения философского течения и особенностей социума, в котором жил тот или иной мыслитель [2].

Анализируя определения в рамках различных подходов (как гуманитарных, так и естественных наук), можно заметить, что разные авторы с разных точек зрения определяют здоровье. Одни во главу ставят биологические и физиологические составляющие, а другие в большей степени опираются на социальные условия, влияющие на формирование здоровья человека. Отметим тот факт, что одни определения рассматривают здоровье в статике, а другие – в динамике. Можно выделить множество подходов, изучающих понятие «социальное здоровье». Ниже представлены наиболее значимые подходы на наш взгляд:

1. Согласно классификации, Калью П.И. социальное здоровье относится к ценностно-социальной модели. Рассматривается не только здоровье одного индивида, но и здоровье общества в целом, так называемое общественное здоровье, которое является показателем успешного функционирования общества как «организма» [3].

2. Концепция Сергеева Т.Б. определяет социальное здоровье с позиций узкого и широкого подхода, выделяя также функциональный подход [4].

3. С точки зрения Зозули И.В. социальное здоровье строится на социальном благополучии, активности, безопасности. Социальное здоровье обусловлено не столько образом жизни, сколько социальным поведение.

4. Согласно позиции Готило Л.В. и Городовой Т.В. выделяется 5 подходов к изучению социального здоровья:

I. Девиантологический подход.

II. Подход, в котором понятие «социальное здоровье» приближено к понятию «социальное благополучие».

III. Подход, в котором социальное здоровье рассматривается как «комфортное состояние человека в рамках той или иной социальной группы».

IV. Подход, в основе которого основным критерием социального здоровья является социальная адаптация.

V. Личностно-центрированный подход [5].

Проанализировав эти подходы к определению социального здоровья, можно сделать вывод, что на сегодняшний день данное понятие сформулировано неоднозначно и имеет достаточно широкие понятийные границы. Оно не позволяет дать четкого определения этого феномена, однако дает возможность утверждать о том, что социальное здоровье представляет собой нравственно-этические отношения индивида с социумом и отношение к себе и окружающему миру, а также наличие определенной ценностной иерархии, ориентированной на общество и людей.

Для формирования нормативной установки решающими являются системы ценностных ориентаций, непосредственно создающих то интеллектуальное и морально-психологическое основание личности, на котором будет сформировано ее социальное поведение [6].

Несмотря на отсутствие четкого определения социального здоровья, это понятие прочно вошло в понятийный аппарат социологов и является одной из актуальнейших проблем современных исследований, так как для полноценной общественной активности человеку мало иметь физическое и психическое благополучие. Именно поэтому социальное здоровье может рассматриваться как социальная ценность, основанная на социальной активности индивида и способствующая его общественной адаптации.

Наиболее часто проблема социального здоровья рассматривается в контексте:

 человек – общество;

 развитие общества;

 развитие социально-демографических показателей;

 социальный детерминизм болезней;

 социальные болезни;

 социальная самореализация и адаптация [7].

Основными характеристиками социального здоровья считаются:

 адекватное восприятие действительности;

 интерес к окружению;

 гармония внутри и вокруг себя;

 адекватная регуляция поведения, соответствующая принципу «здесь и сейчас»;

 способность к высокому уровню приспосабливаемости к условиям окружающей среды и общества;

 деятельностное отношение к миру;

 социальная активность;

 социально-психологический комфорт жизни человека;

 и другие [8].

Овчарова Р.В. выделила следующие критерии социального здоровья:

 адаптация в референтных обществах;

 овладение ведущими видами деятельности;

 уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

 наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

 общая средовая адаптация;

 интеграция в общество [5].

Говоря о социальном здоровье и его роли в общественной жизни человека, нельзя не затронуть вопрос и его формировании. На формирование социального здоровья активно влияют различные причины социокультурного характера, актуальные для данного общества в данный период времени на данной территории. У российской молодежи, этими причинами являются:

 низкий уровень заработной платы;

 высокий уровень безработицы;

 относительная труднодоступность различных государственных и социальных услуг;

 экологическая обстановка страны;

 нездоровый образ жизни;

 социальная адаптация;

 и другие [9].

На наш взгляд социальная адаптация является одним из основополагающих факторов социального здоровья человека, так как в процессе социальной адаптации личности формируются основные компоненты социального здоровья.

Социальная адаптация – это основная и важнейшая из представленных предпосылок формирования социального здоровья человека. В результате успешной адаптации человек может полноценно выполнять свои социальные функции, в том числе в профессиональной сфере. Социальная адаптация в данной сфере осуществляется на основе норм поведения и взаимоотношений, определенной системы ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии [10].

Роль социальной адаптации в формировании социального здоровья отмечала Кузнецова И.В., характеризуя последнее как «определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм, способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённый уровень психического и личностного развития.

ПриступаЕ.Н. с педагогических позиций определяет «социальное здоровье личности» как «состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путём адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам» [5].

Основываясь на вышеприведенный анализ, мы предлагаем понимать социальное здоровье как совокупность характеристик, определяющих соответствие социальных процессов, результатов и условий жизнедеятельности членов общества, уровня их нравственности, социальной активности, адекватности восприятия себя и окружения, а также высокого уровня адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Таким образом, проблема здоровья, в том числе и социального, поднималась еще в античные времена, но научно оформилась она, сравнительно недавно в рамках не только гуманитарных наук, таких как психология и социология, но и в рамках современной медицины. Стоит подчеркнуть, что состояние современного общества и его основные проблемы непосредственно влияют на формирование здоровья и в большей степени на формирование социальной адаптации, а, следовательно, на социальное здоровье человека и общества в целом.

Говоря о феномене социального здоровья, можно сказать, что это одно из важнейших условий жизни человека и общества в целом. Данный феномен также является междисциплинарным, так как невозможно рассматривать социальное здоровье обособленно от других компонентов здоровья человека, таких как физиологическое или психологическое здоровье. На данный момент недостаточно подробно изучено в социологической науке, но в свою очередь, бесспорно, является актуальной проблемой общественной науки.

 

Библиографический список

1. Здоровье студенческой молодежи: достижения науки и практики на современном этапе / под ред. В.А. Соколова. – Мн.: БПТУ, 2002. – 182 с.

2. Cockerham W. Health Lifestyles in Russia // Social Science and Medicine, 2000.  Vol. 51.  Pp. 312-325.

3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.

4. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект. Ставрополь, 2003.

5. Килимова Л.В. Ценности как конструктивная основа социокультурных практик личности в условиях модернизации социума // Известия Юго-Западного государственного университета.  2012.  5-2 (44). – С. 256-261.

6. Колпина Л.В. Социальное здоровье: проблемы и перспективы изучениям // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.  2006. – №4. – С. 279-281.

7. Бикулов Р.А. Проблемы профессиональной социализации современного студенчества. – М.: Академия, 2004. – 205 с.

8. Гатило В.Л., Городова Т.В. Социальное здоровье студенческой молодёжи: подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1.

9. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2010. – 384 с

10. Килимова Л.В., Федосова И.А. Профессиональная социализация студентов ЮЗГУ в условиях модернизации системы высшего профессионального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. 4. С. 114-121.

 

 

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF «SOCIAL HEALTH»

 

A.N. Komarova, postgraduate

South-West state university

(Russia, Kursk)

 

Abstract. This article is an analysis of different approaches to the definition of health and social health in modern social science, considers social health components and factors of its formation. We consider the most important in our opinion the author’s theories of health and social health. There are listed the main components, characteristics and factors of social health. To pay special attention to the factor of social adaptation, which is particularly important, in our opinion.

Keywords: social-humanitarian science, health, social health, factors of formation, components, social adaptation, multidisciplinary, scientific approach, the direction of the study, definition of the concept.