Оринина Л.В. Теоретико-методологический анализ понятия «экономический патриотизм студентов вуза» в современной теории и практике // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2017. –Т. 1. №3. – С. 8-11.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

 

Л.В. Оринина, канд. педаг. наук, доцент

Магнитогорский Государственный технический университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В статье раскрываются феноменологические признаки понятий «экономический патриотизм студентов вуза», «проблема формирования экономического патриотизма студентов вуза», «импортозамещение», «ценности современной молодежи», «экономический кризис». Приводится обоснование современных экономических процессов с точки зрения изучения проблемы формирования экономического патриотизма на международном, общероссийском и университетском уровнях. Также определены основные подходы и принципы к изучению феномена экономического патриотизма.

Ключевые слова: экономический патриотизм студентов вуза, экономические ценности, теоретико-методологический анализ, экономический кризис, международный экономический рынок, импортозамещение.

 

 

Актуальность проблемы исследования — формирования экономического патриотизма у студентов университета — вытекает из анализа социально-экономических потребностей общества, современных геополитических условий России, связанных с процессами интеграции и глобализации, недостаточной разработанности в педагогической теории воспитания гражданско-патриотических качеств современной молодежи, из потребностей конкретной педагогической практики воспитания социально активной личности, способной к созданию экономически значимых объектов, продуктов современного экономического рынка [1].

В период изменения рыночных отношений все более актуальным становится вопрос об эффективных формах замещения дефицита отечественных товаров промышленного производства, о возвращении рабочих мест на производство и повышении престижности рабочих профессий. Одним из наиболее значимых субъектов труда всегда была и остается молодежь как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делало ставку руководство страны. Именно участие представителей современной молодежи в предпринимательской деятельности могло бы существенным образом повысить уровень сформированности экономического патриотизма студенчества.

То есть, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:

 объективно существующей потребностью общества представителях молодежи с высоким уровнем сформированности экономического патриотизма и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования экономического патриотизма у студентов университета;

 возрастающими потребностями современного экономического рынка в выпускниках вузов, обладающих высоким уровнем экономической мобильности, экономической культуры и прогрессивного экономического мышления, и сложившейся практикой промышленных предприятий регионов, не делающих акцент на усилении роли экономической мобильности молодежи в сторону её заинтересованности в продвижении отечественного экономического рынка;

 в необходимости развития активной предпринимательской позиции представителей современной студенческой молодежи через создание студенческих бизнес-инкубаторов и продвижения молодежного предпринимательства и сложившейся образовательной практикой вузов, не уделяющих должное внимание проблеме формирования у студентов, особенно старших курсов, высокого уровня экономического патриотизма.

Данные противоречия лежат в основе решаемой проблемы эффективного формирования экономического патриотизма у студентов университета в современных геополитических условиях России.

Согласно данным, опубликованным Вестником ассоциации белорусских банков в 2007 году, глобализация, понимаемая как процесс трансформации человека и окружающего его мира под влиянием и в интересах глобальной экспансии капитала, с особой остротой ставит вопрос о сохранении независимости и выживании личности, коллектива, народа и государства. Поскольку цели возрастания глобалистического капитала перманентно и повсеместно (в глобальных масштабах) вступают в противоречие с интересами личности, коллектива, народа и государства, все более актуальной становится проблема защиты этих интересов [2]. В свою очередь, система адаптации к процессу глобализации должна строиться исходя из векторов воздействия этого процесса на мировое социо-экономическое пространство с целью его изменения в угоду целям обогащения собственников глобитала. Эта трансформация мира под воздействием и в целях глобальной экспансии капитала осуществляется в экономической, военно-политической, социальной, культурной, экологической, технологической, психологической и демографической сферах. Она требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера. Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий, и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. Это явление давно имеет место в реальной жизни, но не нашло до настоящего времени своего отражения в научной литературе, идейно-воспитательной работе и в практике государственного управления.

Однако только этим проблема формирования экономического патриотизма студенческой молодежи не ограничивается. С одной стороны, в связи с последними событиями, произошедшими в стране и мире, а также в соответствии с программой импортозамещения, в обществе наметилась ярко выраженная тенденция к интереса к товарам отечественных производителей. С другой стороны, на данный момент времени молодежь в полной мере не является тем ценным кадровым ресурсом с высоким уровнем экономической активности, который бы мог существенным образом повлиять на изменение экономической ситуации как на российском, так и на международном рынке [3].

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования экономического патриотизма у студентов университета.

Объект исследования — воспитательное пространство университета в условиях современного экономического рынка.

Предмет исследования — процесс формирования экономического патриотизма у студентов в современных геополитических условиях России.

Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы: процесс формирования экономического патриотизма у студентов университета будет эффективен, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

 развитие экономической мобильности учащейся молодежи на примере студентов технического университета;

 организация партнерских отношений между вузом и организациями работодателями по вовлечению представителей молодежи в будущую профессиональную деятельность;

 разработка и реализация программы студенческого бизнес-инкубатора.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:

 проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, уточнить признаки содержания базовых понятий: «экономический патриотизм студентов», «формирование экономического патриотизма у студентов университета»;

 разработать и обосновать теоретико-методологический аппарат понятия «экономический патриотизм студентов»;

 теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования гражданской компетенции у студентов университета;

 на основе результатов исследования разработать и внедрить в учебный процесс методику формирования экономического патриотизма студентов университета.

В отношении проблемы формирования экономического патриотизма уместно, на наш взгляд, говорить о принципах построения данного процесса у студентов технического университета, к которым мы отнесли следующие группы:

1. Принципы, характеризующие требования к процессу формирования экономического патриотизма (обусловленности функций воспитания его целями, оптимальности соотношения интра – и инфрафункций процесса формированияэкономического патриотизма, комплексности, оперативности, оптимальности, простоты, научности, согласованности, многоаспектности);

2. Принципы, определяющие направление процесса формирования у студентов экономического патриотизма (концентрации, преемственности, адаптивности, непрерывности, ритмичности);

3. Принципы, положенные в основу теории и практики процесса формирования экономического патриотизма у студентов:

 принцип «Новая система экономических ценностей – человек», в основе которого лежит аксиологический подход;

 развитие как общий и доминирующий принцип;

 экономическое самоопределение – принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида об определенном экономическом пространстве, в рамках которого происходит формированиеэкономического патриотизма;

 принцип личностной ориентации, основывающийся на том, что каждый студент должен сам подняться до осознания своей патриотической позиции в экономике, своей экономической культуры, и это, в свою очередь, является его личным правом и глубоко продуманным выбором;

 принцип экономической мобильности;

 принцип экономического саморазвития;

 принцип субъективности – базовой категории антропологической педагогики и психологии- мы должны рассмотреть процесс формирования экономического патриотизма с позиций системно-феноменологического, аксиологического, информационно-коммуникативного, историко-культурологического и деятельностного подходов как теоретической основы изучения и организации этого процесса.

Итак, в результате всех вышеописанных наблюдений можно так представить ключевое определение понятия «экономический патриотизм». Экономический патриотизм – это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению.

 


Библиографический список

1. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. №11 (Ч.10). 2014. – С. 2248-2252.

2. Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое?//Мировая экономика и международные отношения, 2008, №4, С. 32-41.

3. Сагауоп В. Patriotisme economique et mondialisation // Defense Nationale. 2006. 12. P. 61.

 

 

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT

OF «ECONOMIC PATRIOTISM OF UNIVERSITY STUDENTS» IN THE MODERN THEORY AND PRACTICE

 

L.V. Orinina, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Magnitogorsk state technical university

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. The article reveals the phenomenological features of the concepts «economic patriotism of university students», «the problem of formation of economic patriotism of university students», «import substitution», «values of modern youth», «economic crisis». The substantiation of modern economic processes from the point of view of studying the problem of formation of economic patriotism at the international, all-Russian and university levels is given. Also, the main approaches and principles to the study of the phenomenon of economic patriotism

Keywords: economic patriotism of university students, economic values, theoretical and methodological analysis, economic crisis, international economic market, import substitution.