Смоляков С.М. Тенденции и проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в современной экономике Российской Федерации / С.М. Смоляков, С.Д. Оголихина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 277-283.

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

С.М. Смоляков, магистрант

С.Д. Оголихина, магистрант

Уральский государственный экономический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития финансового рынка в части деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также поднимаются вопросы рискованности вложения, страхования и перехода к негосударственным пенсионным фондам. Проведен анализ требований к участникам системы гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, и определены последствия реализация данных мер на примере конкретных фондов. Оценены перспективы развития негосударственных пенсионных фондов, составлен прогноз тенденции их дальнейшего развития.

Ключевые слова. Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, реформирование пенсионной системы РФ, доходность будущих пенсий, гарантии сохранности сбережений и накоплений, ПОД/ФТ.

 

 

В современных условиях развития капиталистической модели остается актуальным аспектом процесс модернизации пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) направлены на достижение увеличения пенсии граждан, а также повышение вовлеченности капитала в финансовые инструменты и экономику страны.

Согласно законодательству РФ Негосударственный пенсионный фонд – это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию [1]. Негосударственные пенсионные фонды были организованны для улучшения благосостояния граждан при достижении пенсионного возраста, а также облегчения и снятия нагрузки с бюджета Пенсионного фонда России. Однако стоит отметить, что на протяжении всего периода развития современной пенсионной системы Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды имели незначительную долю вовлечения граждан в процентном соотношении от доли всех граждан, распределённых по пенсионным фондам. На рисунке 1 отображены доли граждан, оставшихся в ПФР и перешедших в негосударственные пенсионные фонды, от общего количества граждан страны за последние два года.

 

 

Рис. 1. Распределение граждан РФ по пенсионным фондам в 2014 и 2015 гг.,

в процентах [2]

 

 

В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло снижение доли граждан, пользующихся услугами НПФ на 0,2%, а основная масса населения РФ предпочитает по-прежнему оставаться в государственном Пенсионном фонде РФ.

Консерватизм граждан России и отсутствие желания переводиться из государственного пенсионного фонда (Пенсионный фонд России, ПФР) в негосударственные пенсионные фонды, вполне обосновано новым историческим опытом, в результате которого доверие граждан к НПФ значительно снизилось.

Достаточное большое количество НПФ прекратили свое существование в ходе банкротства, слияний и поглощений, действий связанных с выводом капитала в офшорные зоны. Так в 2013 году стало известно, что в результате недобросовестных действий НПФ оказалось похищено пенсионных накоплений на 700 млн рублей. Из них у НПФ «Генеральный пенсионный фонд» 91,8 миллиона рублей, у НПФ «Семейный» – 231,1 млн рублей, у «Профессионального независимого»127,3 млн рублей, у НПФ «Трансстрой» – 272,3 млн рублей [3].

После экономического кризиса 2008 года, а также экономических санкций, падения цен на нефть и снижения стоимости национальной валюты в 2015 году, тенденция снижения количества пенсионных фондов только усилилась, что подтверждается данными об общем количестве негосударственных пенсионных фондов, представленными в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Основные показатели развития негосударственных пенсионных фондов России [2, 4]

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3 кв. 2016

Число негосударственных пенсионных фондов

235

165

151

146

134

120

120

102

79

Численность участников, млн. человек

6,7

6,7

6,6

6,5

6,8

6,8

6,4

5,8

5,7

 

 

Исходя из данных таблицы 1, мы наблюдаем динамику снижения негосударственных пенсионных фондов РФ в течение 2008-2016 гг. Так, за исследуемый период времени их количество резко сократилось более чем в три раза, и на третий квартал 2016 года составило 78 НПФ. Основная причина возникновения данной динамики заключается в банкротстве организаций, а также их реорганизации в форме слияния мелких компаний с более крупными вследствие изменений в законодательстве РФ. Таким образом, в результате банкротства значительной части пенсионных фондов РФ многие люди потеряли вложенные денежные средства. Данное событие породило негативное отношение населения России к услугам негосударственных пенсионных фондов. В итоге, в 2015 году число участников НПФ резко сократилось более чем на 560 тысяч человек. Отрицательная динамика по количеству участников в НПФ продолжается и в 2016 году.

Основная причина, по которой большая часть населения России не желает прибегать к услугам негосударственных пенсионных фондов заключается в отсутствие гарантий сохранности их сбережений, а также отсутствии их доходности [5].

В 2013 году в результате ликвидации шести мелких негосударственных НПФ Пенсионному фонду РФ был нанесен ущерб в размере 500 млнублей, поскольку именно ему переходят обязательства после аннулирования лицензий негосударственных пенсионных фондов РФ. «Фонды взяли и обанкротились, куда дели деньги — никому не понятно, а нам просто вернули обязательства по 19 тысячам граждан и ни копейки денег», — заявила представитель государственного Пенсионного фонда России (ПФР) Марита Нагота [4].

После продолжительных фиктивных банкротств и вывода денежных средств участников и капитала негосударственными пенсионными фондами Банк России как мегарегулятор российской экономики, осуществляющий контроль за негосударственными пенсионными фондами, принял более строгую политику нормативов к НПФ и соблюдению раскрытия информации. В политике Центрального банка в отношении негосударственных пенсионных фондов, прослеживается динамика сокращения сомнительных НПФ по средствам отзыва лицензий и приведение к олигополистическому рынку, что аналогично политике применяемой банковскому сектору [6]. Продвижению данной политики способствует внедренная программа гарантирования прав застрахованных лиц.

Программа гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», где установлены требования, при одновременном соблюдении которых негосударственные пенсионные фонды могут стать участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц [7].

 

 

Таблица 2. Требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов [7]

п/п

Установленные требования к негосударственным пенсионным фондам

1.

Признание Банком России деятельности негосударственного пенсионного фонда удовлетворительной.

2.

Допускается до страхования, если к негосударственному пенсионному фонду не применяются меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в котором предписанием Банка России вводятся запреты на проведение ряда операций фонда.

3.

Допускается до страхования, если негосударственный пенсионный фонд является акционерным обществом.

4.

Допускается до страхования, если акционерами или лицами, осуществляющими прямой или косвенный контроль за акционерами негосударственного пенсионного фонда, не являются юридические лица, которые зарегистрированы в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

5.

Допускается до страхования, если акционерами негосударственного пенсионного фонда являются физические лица или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества.

 

 

Все требования, указанные в таблице 2 должны обязательно исполняться одновременно, иначе НПФ не сможет стать участником страхования [7]. Основным условием, для того, чтобы вступить в систему страхования является признание деятельности НПФ удовлетворительной Центральным банком РФ. Показатели его оценки представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Показатели деятельности НПФ, необходимые для признания ее «удовлетворительной» [7]

п/п

Показатели, установленные Банком России

1.

Раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами НПФ

2.

Управление конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов;

3.

Требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда;

4.

Достаточность собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений;

5.

Требования к организации инвестиционной деятельности;

6.

требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками.

 

 

Таким образом, Банком России установлены достаточно жесткие требования к деятельности НФП, для того, чтобы они стали участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц. Вследствие вышеприведенного, в последние годы наблюдается тенденция укрупнения негосударственных пенсионных фондов РФ. На 2016 год в ТОП-15 самых надежных и востребованных НПФ России входят фонды, вступившие в систему гарантирования прав застрахованных лиц, они представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4. Размер собственного капитала в лидирующих НПФ России [2]

Пенсионный фонд

31.12.2014

тыс. руб.

31.12.2015

тыс. руб.

31.03.2016

тыс. руб.

1

Газфонд НПФ

359 967 864

374 660 031

383 036 185

2

Сбербанка АО НПФ

86 282 016

262 241 729

345 432 488

3

Благосостояние НПФ

253 057 702

298 043 808

308 086 083

4

Лукойл-Гарант АО НПФ

175 318 992

251 577 266

264 464 509

5

Будущее АО НПФ

116 113 459

165 102 132

237 191 517

6

РГС Росгосстрах Пенсия ОАО НПФ

73 231 601

132 967 770

156 044 041

7

Газфонд Пенсионные накопления ОАО НПФ

65 156 338

118 230 987

153 090 042

8

Электроэнергетики АО НПФ

115 098 574

145 147 540

134 598 805

9

Европейский Пенсионный Фонд АО НПФ

16 230 432

61 519 885

129 509 620

10

ВТБ Пенсионный Фонд АО НПФ

71 301 099

113 098 546

120 188 060

11

КИТФинанс ЗАО НПФ

65 762 018

96 014 453

102 238 421

12

Транснефть АО НПФ

64 035 726

76 252 390

78 654 283

13

Промагрофонд ЗАО НПФ

56 892 386

80 548 634

76 241 104

14

Доверие АО НПФ

12 518 122

35 048 147

65 941 644

15

Наследие ЗАО НПФ (Норильский никель)

62 893 785

69 625 864

65 706 965

 

 

Данные участники имеют высокий размер собственного капитала, а также ежегодно набирают свои обороты и более прочно закрепляются в пенсионной системе РФ, что способствует укрупнению негосударственных пенсионных фондов. Однако из 78 НПФ, только 43 вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц [8]. Значительная доля негосударственных пенсионных фондов не вступили или не смогли вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Среди данных НПФ превалирующее число фондов не являются акционерными обществами, (имеют форму Общества с ограниченной ответственностью), что является одним из обязательных требований к участникам государственной системы страхования, установленных Банком России. Среди иных распространенных причин, по которым они не могут стать участниками системы страхования можно выделить такие как недостаточность собственных средств и активов. Например, в аудиторском заключении по деятельности НПФ «ПФ «Ингосстрах» за 2015 год, указано, что его пенсионные обязательства выше, чем средства пенсионного резерва на 1 тыс. рублей [9].

Система гарантирования прав застрахованных лиц НПФ действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пенсионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право представить в Банк России ходатайство о вынесении заключения об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования.

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений [8]. Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ [7].

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 декабря 2015 года ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о завершении формирования списка фондов – участников системы гарантирования [8]. Негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования, лицензия которых аннулирована или в отношении которых введен запрет на деятельность по ОПС, обязаны передать пенсионные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком этих застрахованных лиц становится ПФР, а пенсионные накопления передаются для инвестирования в расширенный портфель инвестиционных бумаг государственной управляющей компании Внешэкономбанк [10].

В случае недостаточности средств пенсионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему гарантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федерации недостающие средства до гарантируемой величины средств пенсионных накоплений (номинал страховых взносов) [8].

Политика Банка России о вступлении в систему гарантирования и открытости информации у НПФ в дальнейшей перспективе приведет к прозрачности деятельности НПФ, что увеличит доверие граждан и стабильность пенсионной системы [11]. Однако помимо средних и малых компаний в форме обществ с ограниченной ответственностью, были и крупные НПФ, которые не были готовы вести прозрачно и в пределах правового поля свою деятельность. Примером является АО «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия». Банком России был издан Приказ № ОД-871 от 16 марта 2016 года «Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия», согласно которому лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» от 16.06.2009г. № 166/2 аннулирована в связи с неоднократным в течение года нарушением требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами российской Федерации [2, 8].

В современных кризисных условиях наблюдается большая вероятность ухода бизнеса в теневые сегменты, однако благодаря принятым мерам Банка России такие профессиональные участники, как негосударственные пенсионные фонды будут стремиться к прозрачности своей деятельности и соблюдению правового поля законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что прозрачность деятельности НПФ позволит гражданам более детально ознакомиться с деятельностью НПФ и решится на переход в их пользу из Пенсионного фонда России.

Вступление негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования может быть рассмотрено гражданами как более надежный фактор НПФ, что следовательно для вступивших НПФ в данную систему является конкурентным преимуществом, которое выгодно соблюдать для привлечения большего числа участников фонда.

Данная реформа необходима для прекращения деятельности сомнительных негосударственных пенсионных фондов, которые приведут к потери некоторой части средств участников НПФ и попыткам вывода капитала, однако данные меры необходимы для создания новой прозрачной, открытой, понятной и доходной пенсионной системы России в части деятельности негосударственных пенсионных фондов.

 

Библиографический список

1. «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 07.05.1998 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/ (дата обращения 02.10.2016)

2. Официальный сайт Центрального банка РФ / Статистика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения 29.10.2016)

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения 30.10.2016)

4. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения 28.10.2016)

5. Мамий Е.А., Новиков А.В. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета 116/2016. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennyepensionnyefondysuschnostsvoystvaifunktsii

6. Логинов М.П. К вопросу о теории механизмов в экономике Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность // Сборник научных публикаций. : [в 2 ч.] / [отв. за вып. Д. А. Карх]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. Ч. 1. – 221 с. С. 186192. [электронный ресурс].URL:http://science.usue.ru/attachments/1390_Ekonomika,%20obshchestvo,%20chelovek…%20CH.%201%20(yubileyniy%20sbornik)%20s%20ISBN.pdf

7. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156546/ (дата обращения 28.10.2016)

8. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asv.org.ru/pension/list_npf/ (дата обращения 29.10.2016)

9. Официальный сайт АО НПФ «ПФ «Ингосстрах-пенсия» [Электронный ресурс]. URL: http://ingospensiya.ru/media/13150/ustavaonpfigs-_pensiya_skan.pdf (дата обращения 28.10.2016)

10. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182957#0 (дата обращения 25.10.2016)

11. Марамыгин М.С, Пьянков А.Ю. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства// Известия уральского государственного экономического университета. Выпуск № 2 (28) / 2010 [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniebyudzhetnoypolitikinaekonomicheskuyubezopasnostgosudarstva

12. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения 28.10.2016)

 

 

TRENDS AND ISSUES OF PRIVATE PENSION FUNDS IN THE MODERN ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

S.M. Smolyakov, graduate student

S.D. Galichina, graduate student

Ural state university of economic

(Russia, Ekaterinburg)

 

Abstract. The article examines trends in the development of the financial market in terms of non-state pension funds, and also raises questions riskiness of investment, insurance and transfer to non-state pension funds. The analysis of requirements to the participants of the system to guarantee the rights of the insured persons of non-state pension funds and identified consequences of implementation of these measures on the example of specific funds. The prospects of the development of private pension funds, made the forecast trends of their further development.

Keywords: RF Pension fund, private pension funds, the reform of the pension system of the Russian Federation, the profitability of future pensions, guarantees the safety of savings and savings, AML / CFT.