Тогусаков, О. А. Связь гражданского общества и права / О. А. Тогусаков, У. А. Жанышбек. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 61-64.

СВЯЗЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВА

 

О.А. Тогусаков, др филос. наук, профессор, член – корреспондент НАН КР

А.У.  Жанышбек, мл. науч. сотр.

Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

 

Аннотация. В статье рассматривается реальная связь гражданского общества и права. Анализируется механизмы и пути их взаимодействия. Дается оценка системе построения взаимоотношений гражданского общества и права.

Ключевые слова: гражданское общество, право равенство, модернизация, трансформация.

 

 

 

Развитое гражданское общество действительно является интеллектуальной и духовной основой для всей правовой системы государства, а так же гарантией её эффективности.

Исходя из превосходства личного осознания над нравственным целым, отмечал, что нравственный закон в своей приспособляемости не может служить для личности безусловной нравственной опорой. Надо акцентироваться внимание не на государстве, а на индивиде личности. Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом дополнено правом на обеспечение достойного существования. Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий свободу состязаний мнений и систем. Демократии – возможно полное проявление жизненных сил, живая игра этих сил простор для различных высшей степени звучат актуально.

Гражданское общество это особая со своим механизмом «сдержек и противовесов» для всех ветвей власти. Именно через государство, принятия законов, формированием государственных структур строго соблюдения государством норм и законных процедур создаются условия для формирования истинного гражданского общества создания для него благоприятных условий развития. Одним из механизмов развития любого развития. Одним из аспектов которого является укрепление гражданского общества способного стать полноценным партнером государству. Поэтому важнейшая задача научится использовать инструменты институтов гражданского общества для обеспечения свободы личности и для его развития.

Зрелое гражданское общество это фундамент одна из гарантий стабильного развития нашей страны. При определении гражданского общества мы исходим из понимания того что открытое светское общество с плюрализмом мнений идей толерантным отношением к индивиду. Основой этого сложного механизма выступает государство, без которого он утратил бы свои очертания свою целостность. Государство обеспечивает равновесие стабильность не только посредством системы управления, но и путём создания особой культурной формы.

Основой гражданского общества является формула: «Все что не запрещено законом, дозволено» Право в гражданском обществе не является волей тех, кто обладает политической экономической монополией, а служит мерой свободы нормативами равенства и справедливости, компромиссом социальных слоев. Правовое государство в наше время и гражданское общество не могут быть реализованы без высокого уровня правовой культуры. Высокий уровень правовой культуры характеризует стремление гражданина участвовать в строении устойчивого развитого государства. Что в свою очередь говорит о цивилизованности государства характеризующегося свободой, равенством, справедливостью, свободой справедливостью. Воспринимающимися гражданами как основные социорегуляторы общественной жизни.

Имея в виду данное обстоятельство, становится важным выяснение состояния и уровня развитости институтов гражданского общества в нашей стране [1, С. 46-56]. Можно бесконечно изощряться и совершенствовать всю законодательную базу, однако очевидно, институты гражданского общества неразвиты либо находятся в зачаточном состоянии.

Суть гражданского общества заключается в законодательном признании юридического равенства граждан на основе наделения их необходимыми правами и свободами. Гражданское общество основывается на равенстве всех перед законами, в которых закреплена общая свобода .Следует понимать что правовое равенство вовсе не означает фактического равенства людей, так же как равенство возможностей не означает одинаковость людей и их общественных статусов. Вполне возможно, что на начальной фазе формирования первых гражданских обществ формальное равенство было не более чем фикцией, ложью своего рода утешением своего рода утешением приманкой для больших масс [2, C. 33-45]. Нечто подобнее мы можем наблюдать в настоящее время в Кыргызстане.

Несмотря на то, что настоящее время в научной среде не существует общепринятой дефиниции гражданского общества, ей характерны следующие черты:

 наличие в обществе;

 определённый уровень гражданской культуры;

 свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм.

Все вышеуказанные черты гражданского общества весьма привлекательны сами по себе, не говоря уже о том, что любое общество нуждается в определённых ориентирах, которые способны обеспечить поступательное развитие. Поэтому неудивительно и вполне закономерно, что гражданское общество стало именно таким ориентиром. В правовом плане отношении гражданское общество тождественно правовому государству [3, С. 21-25]. В отличие от государства полицейского типа, каковы было в частности советское государство, правовое государство в законодательном порядке – как правило на уровне Конституции – закрепляет права и свободы человека гражданина, приняв на себя обязательства не только не нарушать, эти права и свободы, но и обеспечить их исполнение системой гарантий.

В Кыргызстане с самого момента обретения как политического суверенитета было провозглашено о намерении создать правовое государство с развитым гражданским обществом. Конституция определяется как основной закон страны основное положение, которого носят директивный характер. Однако необходимость построения гражданского общества и формальное провозглашение его в качестве цели не означает, хотя несколько косвенным образом, что такое общество отсутствует как данность. В этой связи следует иметь в виду, что гражданское общество, будучи сложным комплексным историк – культурным феноменом, фактически привносится, внедряется извне в традиционную кыргызскую культурную почву. В настоящее время все государства различаются по следующему существенному признаку, а именно являются ли они прямыми или косвенными наследниками традиций римского права, что объясняет в частности, в Кыргызстане строится гражданское общество [3, С. 19-26]. Таким образом, можно констатировать тот факт, что стратегической целью построения гражданского общества и правовой базой серьёзных противоречий не существует.

Если попытаться кратко выразить связь гражданского обществ и права она может выглядеть следующим образом: чем более развито гражданское общество в том или ном государстве, тем более развито в нём система права, имеющая законную природу. Поэтому становится важным уровень развитость гражданского общества в стране для того чтобы объективно судить о состояния права. Таким образом, уровень развития гражданского общества выступает в качестве критерия состояния права [4, С. 26-31]. После распада СССР почти во всех бывших советских республиках начался процесс строительства новой капиталистической системы основывающейся на либеральной системе ценностей. Естественно при формировании нового типа социальной организации возвращению советскому опыту не могло и быть и речи. Речь шла о формировании качественно нового социума для Кыргызстана.

Вместе с изменениями в Кыргызстане происходило и происходит формирования гражданского общества. Надо учитывать, что создание гражданского общества в строгом смысле является непосредственной целью проводимых реформ, а эффективное решение текущих проблем в стране. Как показывает практика, гражданское общество характерно для государства, у которого наблюдается наличие многочисленного среднего класса. Именно средний класс является социальной базой и необходимым условием для существования и функционирования гражданского общества.

Как известно, гражданское общество является продуктом развития Западной цивилизации, что говорит не в пользу того, что гражданское общество можно отнести к феноменам универсального порядка. Очевидными достоинствами и преимуществами гражданского общества над другими обществами над другими общественными формами. Основная сложность создания гражданского общества в Кыргызстане обусловлена в первую очередь с тем, что создание полноценных институтов и в современной ситуации требует глубоких модернизационных трансформаций в кыргызском обществе, затрагивающих самые его традиционные основы. Модернизация должна затронуть не только и не столько политические и правовые институты, сколько общественную систему в целом. Одним из критериев позволяющим достаточно объективно судить о состояния и уровень развития гражданского общества индекс восприятия обществом новых условий. Здесь можно наблюдать достаточно очевидную связь: чем выше институты гражданского общества и менее развито государство.

Таким образом, чтобы построить сильное гражданское общество нужно учитывать и то, что базовой ценностью служит и исторический опыт нашего народа, его примерное законопослушание и достаточно развитое правосознание. Однако современные политики иногда пренебрегают вечными ценностями, утверждая, будто в полиэтническом обществе традиционные ценности не приемлемы. Тем не менее, исторический опыт, последних двух десятилетий показывает, что кыргызский народ, – один из самых восприимчивых новшеству толерантный народ, который за последние четверть века претерпел бесконечные модернизации и реформы. Известно, что все реформы осуществляются на основе право, поэтому законопослушность нашего человека беспримерна но не бесконечна.

Права первично по отношению государству. Государство само выступает продуктом права и объективных потребностей по подержанию должного порядка в обществе. Социальное происхождение гражданского общества позволяет предположить его независимость от государства. Цель государства использовать права – в обеспечении охраны гражданского общества и нормального социального стабильного развития. Любое государство себя правовое государство и стремится создать правовое общество [5, С. 26-29].

Нужно подчеркнуть, что право очерчивает границы и горизонт функционирования гражданского общества. Кыргызский опыт существования институтов гражданского общества показывает, что формы в которых граждане проявляют общественную активность достаточно разнообразны [6, C. 55-62]. Право посредством системы норм устанавливает порядок институционализации гражданского общества. Сюда можно отнести законодательное установление функционирования гражданского общества. Гражданское общество и права содействуют при развитии институтов государства.

Важный элемент гражданского общества его общественно-политическая организация. Демократизм гражданского общества как гарантия свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы самоорганизации. Важной конституционной основой гражданского общества является многопартийность. Важным условием обеспечения политического плюрализма гражданского общества, является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

Это, однако, не означает, что свобода личности и правовое положение гражданина, тождественные понятия. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны свободой личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных для общества или для самого человека областях меру свободы определяет само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов.

Но нужно учитывать тот факт, что не во все времена успевает реализовать свои задачи по формированию обеспечению стабильности развития гражданского общества в направлении оптимального состояния кыргызского социума. На законодательном уровне надо закрепить не только порядок создания функционирования институтов гражданского общества, но и формы государственной поддержки. Следует усилить общественный контроль за деятельностью государственных органов со стороны институтов гражданского общества путём регулярных экспертиз нормативно-правовых актов и развивать практику общественных советов официально закрепив их правовой статус.

 

 

Библиографический список

1. Гаджиев К.С. Гражданское общество концептуальный аспект. – М., 1996.

2. Чолпонкулова А. Общественно-государственный диалог в Кыргызстане: поиск эффективных форм взаимодействия. – Б.,2006.

3. Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества. – М., 2008.

4. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция.М., 1995.

5. Данилевич И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 2002.

6. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 1997.

 

 

COMMUNICATION OF CIVIL SOCIETY AND LAW

 

O.A. Togusakov, doctor of philosophy, professor, corresponding member of the National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

A.U. Zhanyshbek, junior researcher

Institute of philosophy and political and legal studies of the National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. The article deals with the real relationship of civil society. The mechanisms and ways of interaction between civil society and law are analyzed. An assessment is given to the system of building relationships between civil societies.

Keywords: civil society, right, equality, modernization, transformation.