Русинкевич А.В. Субъекты и пользователи экономического анализа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 130-133.

СУБЪЕКТЫ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

А.В. Русинкевич, студент

Оренбургский государственный университет

(Россия, г. Оренбург)

 

Аннотация. Статья посвящена определению субъектов и пользователей экономической информации. В работе проведено исследование пользователей экономической информации, которые имеют непосредственное или косвенное отношение к результатам деятельности организации и в какой-то мере участвуют в распределении прибыли или погашении убытка либо используют информацию в иных целях. Было выявлено, что цели экономического анализа формируются с учетом интересов пользователей информации, которая в дальнейшем будет получена в результате исследования.

Ключевые слова: экономический анализ, субъекты экономического анализа, пользователи экономического анализа, внутренние и внешние пользователи информации.

 

 

Финансовое состояние любого предприятия является комплексным понятием, характеризующееся системой многих показателей, которые отражают наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности [2]. Экономический анализ возможно представить, как меру обеспеченности предприятия нужными финансовыми ресурсами, результативностью их размещения и применения, а также своевременной реализации расчетов по своим обязательствам.

Главной целью экономического анализа является оценка и выявление резервов предприятия для стабилизации и улучшения его финансового состояния, и в последующем организация рациональной финансово-экономической политики [1]. Субъекты экономического анализа представляют собой пользователей экономической информации коммерческой организации как непосредственно, так и опосредованно, которые заинтересованы в ее деятельности [2].

Приступая к выполнению анализа хозяйственной деятельности, следует, предварительно, установить определенные цели выполнения каждой из процедур. Данные цели формируются с учетом интересов пользователей информации, которая в дальнейшем будет получена в результате анализа. Всех пользователей можно относительно распределить на две группы: внешних и внутренних.

В осуществлении финансового анализа, обычно, заинтересованы и внутренние, и внешние пользователи, тем не менее, их интересы в отношении своего участия, а, значит, и требования к всесторонности и периоду анализа, разнообразны.

К внутренним субъектам анализа (пользователям информацией) можно отнести администрацию организации, ее штат, собственники (в случае, если они трудятся на предприятии) [3].

Внешних субъектов можно разделить на несколько подгрупп [4]:

 имеющие непосредственный финансовый интерес;

 обладающие косвенным финансовым интересом;

 не обладающие финансовой заинтересованностью.

К внешним, непосредственно заинтересованным субъектам анализа, можно отнести инвесторов, собственников, поставщиков, покупателей, а также прочих партнёров, в число которых входят кредиторы, дочерние и зависимые общества, акционеры.

Налоговая государственная инспекция в свою очередь имеет косвенный финансовый интерес.

Аудиторов, общественные организации, консультантов, средства массовой информации, торгово-производственные ассоциации, профсоюзы, государственные и муниципальные органы управления, юристов также можно отнести к внешним субъектам экономического анализа. Лишь стоит отметить, что данные субъекты не обладают финансовой заинтересованностью.

Распределение субъектов на внутренних и внешних, а также внешних на подгруппы обусловлено не только сферами их экономических интересов, но и непосредственно результатом экономического анализа, который они ожидают.

Хотя цели субъектов анализа могут быть самыми многообразными, но для всех них ключевым является извлечение экономической информации, способной дать аккуратную оценку, как текущего состояния объекта, так и прогнозируемых тенденций его становления [6].

В частности, инвесторов интересует анализ и оценка финансового состояния организации, эффективности использования капитала, задолженности, активов предприятия, степени ликвидности, погашения обязательств, финансовой устойчивости, эффективности финансовых вложений не только для защиты собственных интересов, но и для заключения соответствующих выводов о финансовых перспективах организации в будущем и о возможностях организации выплачивать дивиденды. Собственники в свою очередь заинтересованы не только в оценке целесообразности производственных затрат и достигнутых финансовых результатов, но и финансовой устойчивости и конкурентоспособности, возможностях и перспективах дальнейшего развития, а также эффективности использования заемных средств. Это  обусловлено как защитой собственных интересов, так и стремлением к дальнейшему развитию предприятия [5].

Субъекты, обладающие косвенным финансовым интересом как правило проводят анализ и оценку финансовых результатов, объектов налогообложения и платёжеспособности организации в целях защита интересов государства, в частности, наполнение бюджетов различных уровней. Основываясь на итогах экономического анализа налоговой государственной инспекцией осуществляется не только проверка выполнения требований законодательства в области налогообложения, но и корректировка финансовой политики государства через систему налогообложения. Что особо актуально для Российской Федерации в условиях становления экономики.

Разработка совместных программ, защита прав акционеров, регулирование выпуска продажи и покупки ценных бумаг находятся в зависимости от оценки состояния процессов и систем на предприятии, показателей банкротства, реального состояния предприятия, финансового положения, платёжеспособности, уровня рентабельности, перспектив развития общества государственными и муниципальными органами управления [8].

Следует отметить, что все внешние пользователи информации получаемой в результате экономического анализа и обладающие доступом к тот или иной части учетной информации, обязаны сохранять коммерческую тайну предприятия. Таким образом, внешние пользователи довольствуются лишь сведениями из официальных источников (в основном данными бухгалтерской отчетности), то есть строят свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи. Перечень данных, которые составляют коммерческую тайну, устанавливается руководителем предприятия. Данный перечень необходимо непосредственно оформить приказом руководителя предприятия.

Внутренние пользователи информации полученной в результате экономического анализа, в рамках своей компетентности могут получать любые данные, касающиеся не только текущего положения предприятия, но и перспектив развития хозяйственной деятельности [9, 10]. В рамках экономического анализа и оценки полученных результатов, выполняемых аппаратом управления предприятием, в том числе и руководством структурных подразделений осуществляется не только определение итогов деятельности предприятия, факторов роста (снижения) прибыли, но и превышение притоков денежных средств над их оттоком. Все это реализуется посредством профессиональных знаний и компетентности с целью обоснования, принимаемых управленческих решений, а также оценки достигнутых результатов финансово-экономической деятельности предприятия. Грамотный и своевременно выполненный анализ деятельности предприятия является залогом как финансовой устойчивости, так и дальнейшего процветания.

Персонал предприятия, являясь внутренним пользователем проводит оценку в рамках своей компетенции, используя профессиональные знания, объема продаж, затрат на производство продукции, выполнения производственных заданий, рентабельности деятельности, соблюдения трудового законодательства по оплате труда, предоставлению трудовых и социальных льгот за счет чистой прибыли и стабильности работы предприятия.

Сферой экономических интересов данных пользователей информации является занятость, оплата труда, прибыльность деятельности предприятия [11].

Следовательно, сотрудники предприятия, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, позволяющей им дать оценку способности предприятия обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, прочие социальные льготы, потенциал последующего трудоустройства.

Особо хочется отметить такую категорию, и среди внутренних, так и среди внешних пользователей как бухгалтеров и аудиторов. Они применяют приемы и методы анализа в процессе своей профессиональной деятельности, то есть реализация некоторых аналитических процедур входит в круг их ежедневных обязанностей [12].

Фактически отличие внешних пользователей информации финансового анализа от внутренних проявляется не столько в объеме и используемых методах анализа, сколько в его периодичности. В частности, внутренним пользователям (топ-менеджерам, начальникам отделов) необходимы итоги ежемесячного либо квартального анализа в целях принятия оперативных решений. В свою очередь, финансовые службы предприятия нуждаются в такой же периодичности анализа по причине необходимости выбора и утверждения источников финансирования, оценкой операционных решений.

Резюмируя все выше сказанное, можно заключить, что цели формируются с учетом интересов пользователей информации, которая в дальнейшем будет получена в результате анализа.

Таким образом, проводя анализ хозяйственной деятельности предприятия, внешние пользователи экономической информации хотят понимать, стоит ли с ним иметь дело, каковы его положение на рынке и возможности последующей деятельности, не грозит ли ему разорение, насколько оно платежеспособно и надежно в качестве клиента и в целях определения условий выдачи кредита. Обычно, внешних пользователей интересуют итоги экономического анализа за финансовый год.

 

Библиографический список

1. Савицкая Г.В. Экономический анализ. 14-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 238 с.

2. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. Самара: Изд-во МИР, 2014. 344 с.

3. Аверина О.И., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: КНОРУС, 2012. 230 с.

4. Маркин Ю.П. Экономический анализ. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2012. 460 с.

5. Лашманова Ю.Ю. Классификация и интересы пользователей результатами экономического анализа // Современные проблемы в негосударственном вузе: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. Оренбург: РЦРО, 2011. 177 с.

6. Климова Н.В. Экономический анализ: теория, задачи, тесты, деловые игры. М.: Вузовский учебник, 2011. 234 с.

7. Герасимова Е.Б., Игнатова Е.А. Экономический анализ. Задания, ситуации, руководство по решению. М.: ФОРУМ, 2011. 452 с.

8. Гинзбург А.И. Экономический анализ для бакалавров. СПб.: Питер, 2011. 336 с.

9. Калинина А.П., Курносова В.П., Слуцкин М.Л. и др. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. СПб.: Питер, 2012. 237 с.

10. Вахрушин М.А., Друцкая М.В., Рощина Т.И. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / под ред. М.А. Вахрушиной. М.: Вузовский учебник, 2012. 465 с.

11. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2011. 133 с.

12. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: ИНФРАМ, 2011. 135 с.


THE SUBJECTS AND USERS OF ECONOMIC ANALYSIS

 

A.V. Rusinkiewicz, student

Orenburg state university

(Russia, Orenburg)

 

Abstract. The Article is devoted to the definition of the subjects and users of economic information. In the article, a study of users of economic information that are directly or indirectly related to the performance of the organization and to some extent participate in the distribution of profit or repayment of a loss or use the information for other purposes. It was found that the objectives of the economic analysis are generated taking into account the interests of users of the information that will be obtained in the result of the study.

Keywords: economic analysis, subjects of economic analysis, users of economic analysis, internal and external users of information.