Ахмедова С. Л. Структура способности будущего экономиста использовать современные технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности / С. Л. Ахмедова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 55-57.

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

С.Л. Ахмедова, старший преподаватель

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

(Россия, г. Махачкала)

 

Аннотация. В статье изучена структура сформированной способности использовать современные технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности будущего экономиста. Подробно изучены следующие компоненты: информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный и виртуально-сетевой.

Ключевые слова: компонент, структура, технические средства, информационные технологии, будущий экономист.

 

 

Среди требований, которые предъявляет к современному экономисту и ФГОС ВО и работодатель – это его способность применять в профессиональной деятельности информационные технологии, являющиеся решающим фактором развития инновационной экономики, использование потенциала электронно-вычислительных машин и персонального компьютера, что определяет коренное преобразование экономических отношений и технологических основ профессиональной деятельности экономистов. Из всего изложенного следует, что одна из главных компетенций, на которой мы остановились и сделали ее своим предметом исследования – это профессиональная компетенция, обеспечивающая аналитическую, научно-исследовательскую деятельность – способность будущего экономиста использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

В Словаре иностранных слов русского языка лат. componens составляющий) «компонент означает составную часть чего либо» [1]. Каждый представленный компонент способности студента использовать современные технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности должен иметь собственный ряд критериев и показателей. Обратимся к понятию «критерий» и  «показатель». Определение компонентного состава формируемой способности экономиста должен иметь собственные критерии и показатели – то есть, определенные характерологические признаки.

Переработав материал, о сущности и содержании инновационной экономики и важности использования  в профессиональной деятельности  информационных технологий, мы пришли к тому, чтобы определить основные компоненты способности студента использовать современные технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности. На наш взгляд, для оптимального формирования способности студента использовать современные технические средства и информационные технологии, важно обратить внимание на следующие ее компоненты, органично входящие в состав: информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный и виртуально-сетевой. Разберем более подробно каждый из них.

1. Информационно-когнитивный. Интернет-экономика, распределенные ресурсов сети Интернет; знание программных  новшеств, владение персональным компьютером владеть комплексом технических средств, знать соответствующую документацию на эти средства и технологические процессы; знать компьютеры любых моделей; устройство сбора, накопление, обработка, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; устройство оргтехники и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др.; знать соответствующую документацию на технические средства и технологические процессы, которая  оформляется предварительным сбором технических средств, организацией их эксплуатацией, технологическим процессом обработки данных, технологическим оснащением. Документацию сегодня условно делят на три группы: общесистемную, куда входят государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению; специализированную, включающую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения и нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению, умение проводить мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов, требует сочетания овладения умениями управления информационными процессами с владением современными профессиональными программными продуктами в области экономики.

2. Логико-аналитический – аналитические качества, логико-математическое мышление, умение и желание работать с цифрами,  быстрая концентрация в любой ситуации; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; склонность к работе с документацией; способность к анализу и систематизации большого количества информации; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение работать в команде; должен вести  работу по созданию и периодическому обновлению картотек справочной и нормативной информации; следить за обработкой информации и сроками выполнения работ, изучать и анализировать действующие формы первичных документов и отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета, технико-экономические расчеты по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам, также принимать заказы, сопроводительную и другую документацию, осуществлять оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, инструктировать операторов о порядке обработки документов, принимает работу, оформляет документы по учету выработки.

3. Инициативно-деятельностныйбыстрая потеря актуальности программного обеспечения в сфере экономики рождает проблемы постоянного внедрения новшеств в производственный процесс; умение вносить необходимые своевременные изменения в содержание профессиональной деятельности и производство; способность к поиску новшеств и их внедрение в производство; демонстрирует тягу к информационным знаниям и творческий подход к работе; упорство в поиске экономических  информационных программ, уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; гибкость, адаптированность к происходящим изменениям, а также специалист должен иметь внутреннюю потребность к самоорганизации и самосовершенствованию, ответственность за принятые решения и умение работать в коллективе.

4. Виртуально-сетевой – с каждым годом растет число фирм, имеющих отношение к сети, а также обслуживающих интернет-бизнес; использование Интернета в корне меняет способы ведения деловых экономических отношений. Использование Интернета в корне меняет способы ведения деловых экономических отношений. В повседневную жизнь экономиста входят такие понятия, как электронные платежи, работа с клиентами через Интернет, электронные каталоги, электронные магазины, анализ данных, представленных в электронном виде, управление, бухучет и аудит в электронном бизнесе. Преимущества информационных сетей позволяют вне времени и пространства осуществлять работу менеджеров, управлять большими рабочими коллективами. Интернет оказывает огромное влияние на все стороны экономики и особенно бизнеса, начиная с проектирования логистических систем и заканчивая организацией продаж. Бизнес-процессы должны стать более эффективными и нацеленными на удовлетворение индивидуальных запросов клиента. Эта стратегия уже реализуется сегодня, планируется внедрение новых Wеb-ориентированных технологий, способных изменить не только сферу информационных технологий (ИТ), но и жизнь конкретного каждого человека. Эта стратегия реализуется сегодня через внедрение новых Wеb-ориентированных технологий, способных изменить не только сферу информационных технологий (ИТ), но и профессиональную деятельность конкретного предприятия; студент должен понимать, что экономист осуществляет свою деятельность не с материальными объектами, а с их аналогами – моделями, часто существующими не реально, а в сетевом пространстве; интегрирование профессиональных и информационных функций экономиста, способность к  единению предметных и информационных знаний, умений и навыков; владение методами, способами и средствами получения, хранения, переработки виртуальной профессиональной информации, владение современными средствами связи в глобальных компьютерных сетях в рамках управления информацией; в ходе профессиональной вузовской подготовки студент должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ.

Таким образом, формирование у экономиста способности использовать в профессиональной деятельности комплекса технических средства и информационных технологий предполагает формирование в комплексе следующих компонентов: информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный и виртуально-сетевой.

 

Библиографический список

  1.      Комлев Н.Г. Новый словарь иностранных слов.  – М.: By EdwART, 2009. – 877 с.

 

 

STRUCTURE OF THE FUTURE ECONOMIST ABILITY TO USE MODERN

TECHNICAL MEANS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

 

S.L. Akhmedova, senior lecturer

Dagestan state university of national economy

(Russia, Makhachkala)

 

Abstract. The structure of the formed ability to use modern technical means and information technologies in the professional activity of the future economist is studied in the article. The following components have been studied in detail: information-cognitive, logical-analytical, initiative-activity and virtual-network.

Keywords: component, structure, technical means, information technologies, future economist.