Оринина Л.В. Стратегии развития экономической мобильности современной молодежи // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 22-25.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Л.В. Оринина, канд. пед. наук, доцент

Магнитогорский Государственный технический  университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В статье раскрываются феноменологические признаки понятий «экономический патриотизм учащейся молодежи», «экономическая мобильность», «экономический кризис». Приводится обоснование современных экономических процессов с точки зрения  регламентированности данного аспекта изучения проблемы нормативно-правовыми актами, а также в ситорическом контексте. Также приведены стратегии развития академической мобильности студенческой молодежи.

Ключевые слова: экономический патриотизм учащейся молодежи, экономическая  мобильность, экономический кризис, современная молодежь.

 

 

Одним из наиболее значимых профессиональных субъектов труда всегда была и остается молодежь как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делало ставку руководство страны. Для обоснования актуальности заявленной темы рассмотрим ключевые нормативные документы в сфере молодежной политики, регламентирующие основные аспекты деятельности  студенческих объединений (рис.1).

 

 

Рисунок 1 Схема соответствия нормативных документов в сфере молодежной политики основным нормативным документам

 

Представленный на рисунке 1 анализ  ключевых аспектов  развития молодежной политики, реализуемых в основных правительственных программах на сегодняшний день, позволяет сделать следующие выводы.

1. Акцент в данных программах делается в основном на организацию и планирование  досуговой деятельности молодежи, вовлечении её в активную общественную и социальную жизнь.

2. Данные программы призваны актуализировать социальную и экономическую  позиции  представителей современной молодежи, но при этом стоит заметить, что данная активность носит ярко выраженный односторонний характер, направленный на собственное обогащение.

3. Рассмотренные нормативные документы  не учитывают показатель общественной и социальной пользы, которую выпускники современных вузов могли бы принести, используя  богатые внутриличностные ресурсы и основательный багаж полученных в вузах компетенций.

Реализуя данные программы, общество и государство будет по-прежнему культивировать собственнические и эгоистические интересы современного молодого человека, заинтересованного лишь в удовлетворении своих личностных, а не общественных  потребностей и, по сути,  обращая внимание не на внешний, а на внутренний локус контроля. Такие воспитательные ориентиры при всей их прогрессивной направленности в стратегическом рассмотрении ведут к массовым миграциям молодежи, стремящейся по инерции туда, «где лучше, комфортнее и больше платят», то есть за рубеж. Все это приводит нас к необходимости поиска новых методологических и стратегических подходов в воспитании и профессиональной подготовке молодежи.

Все это возможно лишь при условии  формирования у представителей современной молодежи экономического патриотизма в рамках программы импортозамещения продуктов и промышленных товаров. Формирование у  представителей студенческой молодежи экономического патриотизма  поможет, на наш взгляд,  не только решить проблему  экономического кризиса в стране, но и существенным образом повысит уровень экономической ответственности и в целом экономической культуры  молодых людей, ориентированных на сегодняшний день в основном на личное обогащение и быстрый карьерный рост. В силу этих факторов заинтересованность молодежи в  подъеме отечественного бизнеса и стабилизации  ситуации на экономическом рынке России проявляется на низком уровне, что и делает западные страны более привлекательными с экономической точки зрения в глазах современного студенчества. В этой связи рассмотрим основные признаки  понятия «экономический патриотизм» в социальном и воспитательном аспектах [2, с. 33].

В соответствии этим с точки зрения системно-феноменологического подхода под экономическим патриотизмом понимается осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [1, с.2249].

Основными признаками  экономического патриотизма  как феноменологического понятия с  позиций данного подхода являются:

 актуальность с точки зрения состояния современного экономического рынка;

 ярко выраженный законодательно-нормативный характер;

 динамичность;

 структурность,

 социокультурная направленность;

 воспитательная составляющая;

 возрастная регламентированность (ставки на молодежь как основной кадровый ресурс);

 полиаспектность изучения феномена ЭП в современной педагогической теории и практике [3, с. 61].

Исторически подавляющее большинство  экономически активной молодежи (80%) вплоть до середины  80-х годов 20 века было занято на производстве, из них 37, 5% — в промышленности. За 10 лет  количество молодежи, занятой в промышленности,  сократилось до 22 %.

По результатам опроса, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», большая часть студентов старших курсов называют следующие причины таких массовых профессиональных миграций:

 низкий уровень заработных плат на промышленных предприятиях города (23%);

 закрытая кадровая политика на градопромышленные предприятия (17%);

 низкий рейтинг в оценке престижности будущей рабочей профессии, с которой «невозможно хорошо устроиться в жизни и сделать карьеру» (45%);

 отсутствие видение перспектив личностного и профессионального роста в родном городе (15%).

Проанализировав все вышеперечисленные тенденции, которыми на сегодняшний день отличается современный экономический рынок в условиях кризиса и давления экономических санкций, можно сделать следующие выводы.

1. Российский экономический рынок вследствие факторов социально-экономического и международного характера отличается на сегодняшний день нестабильностью, «старением» трудоспособного населения, абсолютной невостребованностью рабочих профессий, которые помогут поднять в недалеком будущем рейтинговые показатели России на международном экономическом рынке и, возможно, в рамках импортозамещения обеспечить нашей стране плавный выход из кризиса.

2. В большинстве городов наблюдается явление массовых профессиональных миграций потенциально талантливой и работоспособной молодежи, которая могла бы обеспечить экономическую стабильность в регионах.

3. В большинстве промышленных отраслей России наблюдается также высокий уровень экономической безработицы и низкий процент работающих в данной отрасли молодых людей.

Данные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время студенческая молодежь действительно является важнейшим кадровым ресурсом профессиональной сферы, делая ставки на который, можно всерьез  рассматривать вопрос о финансово-экономическом возрождении  России.

Обратимся теперь к вопросу о путях воспитания экономического патриотизма у выпускников вузов, а также о влиянии  высокого уровня сформированности экономического патриотизма на жизненное и профессиональное  поведение представителей российской молодежи.

В качестве основных путей формирования экономического патриотизма выпускников технических вузов мы рассматриваем следующие.

1. Развитие промышленной инфраструктуры в регионах с целью преодоления их  экономической консервации и возможности трудоустройства выпускников вузов.

2. Изменение политики трудоустройства выпускников в сторону отказа от закрытой кадровой политики и обеспечения  молодых профессионалов рабочими местами.

3.Повышение уровня профессиональной и жизненной мотивации выпускников высоким уровнем предлагаемой потенциальным работодателем заработной платы и гибкой социальной политикой.

4. Организация сотрудничества между работодателями, вузом и студенческими молодежными  объединениями (студенческое научное общество,  студенческий бизнес-инкубатор, студенческий медиа-центр и т.д.).

5. Привлечение представителей студенческой молодежи к участию в международных студенческих форумах, конкурсах грантов, бизнес-проектах по поддержке отечественных предпринимателей.

Считаем, что высокий уровень сформированности  экономического патриотизма у выпускников технических вузов будет, в свою очередь, способствовать:

 повышению уровня как жизненной, так и профессиональной мотивации студенческой молодежи;

 повышению уровня благосостояния, приобретению экономической независимости студентов от родительской семьи за счет стопроцентного трудоустройства на промышленные предприятия  родных городов;

 увеличению экономической мобильности в сторону заинтересованности товарами отечественного производства;

 развитию экономической культуры молодежи;

 повышению уровня развития стратегий совладающего поведения в период экономического кризиса и безработицы;

 формированию преемственности в иерархии: вуз — производство — обучение и стажировки — карьерный рост на производстве;

 повышению уровня заинтересованности в реализации долгосрочных экономических проектов, связанных с модернизацией промышленных объектов производственного значения.

 

Библиографический список

1. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм»    в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. — № 11 (Ч.10). — 2014. – С. 2248-2252.

2. Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое?//Мировая экономика и международные отношения, 2008, №4, с.32-41.

3. Сагауоп В. Patriotisme economique et mondialisation // Defense Nationale. 2006. N 12. P. 61.

 

 

DEVELOPMENT STRATEGY ECONOMIC MOBILITY

TODAY’S YOUTH

 

L.V. Arinina, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Magnitogorsk state technical university. G.I. Nosov

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. The paper describes the phenomenological features of the concepts «economic patriotism youth,» «economic mobility», «economic-sky crisis». The rationale of modern economic processes from the point of view of regulation of this aspect of the study of the problems of normative-legal acts, as well as in Starichenko context. Also given the strategy of development of academic mobility of students.

Keywords: economic patriotism of students, economic mo-bility, economic crisis, today’s young people.