Гомбоева А.Ж. Стратегический базис в устойчивом управлении региона // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 158-162.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БАЗИС В УСТОЙЧИВОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНА

 

А.Ж. Гомбоева, аспирант

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

(Россия, г. Улан-Удэ)

 

Аннотация. В данной статье, нами сделала попытка определить структуру стратегического базиса региона, который состоит из имеющихся у региона ресурсов, экономических субъектов, благоприятного инвестклимата. Также мы сделали попытку определить основные направления стратегического анализа состояния региона, на основании данных которого в последующем составляются региональные программы социально-экономического развития.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, управление, устойчивое развитие, стратегия.

 

 

В последнее время все больше исследователей называют устойчивое развитие глобальной общественно-экономической парадигмой развития [1, с. 47], которая способна в процессе экономического роста удовлетворить нужды современного общества, оставив при этом и будущему поколению возможность удовлетворения своих потребностей. Понятие «устойчивого развития» пришло на смену концепциям «развитие без разрушений» и «экоразвитие», имевшим широкое распространение в 70-е и 80-е гг. ХХ века.

Российские экономисты по-разному рассматривают понятие устойчивости в качестве категории регионального социально-экономического управления. Так, Л.И. Абалкин [2, с. 13] считает главным критерием устойчивости национальной экономики ее безопасность, стабильность и способность постоянно обновляться и совершенствоваться. Р.И. Шниппер говорит о том, что основные характеристики устойчивого развития – это надежность экономической конструкции региональных систем, их адаптивность и эластичность регионального воспроизводственного процесса, когда имеются естественные вариации спроса при отсутствии колебаний социально-экономических процессов [3, с. 14]. И.В. Лексин [4, с. 47] приводит такие признаки устойчивости, как длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территорий (т.е. ее социальной, ресурсной, экологической, хозяйственной и др. составляющих) в условиях социальной ориентации и сбалансированности. Ю.П. Алексеев [5, с. 37] считает устойчивостью относительную неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять эти параметры в заданных пределах при негативных или позитивных влияниях внешних и внутренних факторов. Еще один математик-экономист, Н.Н. Моисеев, при рассмотрении концептуальных основ устойчивого общества в качестве естественных процессов самоорганизации сложной системы, говорит, что важно не столько сдерживание и ускорение, сколько разумное управление развитием [6, с. 50].

Под устойчивым экономическим ростом понимается экономический рост, сопровождаемый повышением качества жизни и расширением гражданских свобод, региональная политика устойчивого развития при этом должна содержать в своей основе разработку ряда антидепрессивных мер. Таким образом, к устойчивому росту можно отнести любой рост региональной экономики, а к устойчивому развитию – любой тип роста региональной экономики. При этом категория «развития» шире категории «рост». Кроме того, экономический рост согласно данным определениям имеет ограничения, которые обусловлены ограниченностью ресурсов. Развитие же, которое предполагает качественное совершенство, в своей основе безгранично.

Изучив имеющиеся исследования и мнения ученых, нами выделено три типа экономического роста региональной экономики. Это неустойчивый, искаженный и устойчивый рост. Неустойчивый рост предполагает резкие перепады экономических показателей, уровня жизни населения. Искаженный рост характерен возрастающей динамикой при поддержке государством промышленного физического капитала в ущерб развитию человеческого и природного капиталов. Устойчивый рост отличается гармоничным сочетанием финансового, человеческого, физического, природного капиталов, при этом государство уделяет достаточно внимания и средств поддержке экологии и охране окружающей среды.

Ю. Алексеев выделяет три вида устойчивости [5, с. 38] – «устойчивость развития», «перманентная устойчивость», «гиперустойчивость». Устойчивое развитие предполагает систематическое приращение результата, который не может быть ниже допустимого минимума  и не выше объективного максимума. Перманентная устойчивость предполагает, что изменения носят эпизодический и непродолжительный характер. При гиперустойчивости системы практически не способны к развитию, не могут адаптироваться в меняющихся условиях.

При этом при устойчивом развитии запас капитальных активов остается неизменным или увеличивается во времени. Главным источником устойчивого развития при глобализации является не только природный и физический капитал, но и увеличивающийся финансовый и интеллектуальный капитал региона. Поэтому для обеспечения устойчивого развития необходим рост капитализации наличествующих ресурсов региональной экономики. Кроме того, если устойчивое развитие признается главной стратегической целью развития региона, оно при системном подходе подразумевает создание устойчивого общества в глобальном масштабе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что переход к устойчивому развитию невозможен без усиления интеграционных процессов, вывода экономических отношений региона за пределы своих географических границ и за пределы страны. Для достижения устойчивого развития и реализации своих стратегических интересов, к которым относятся встраивание в мировые воспроизводственные циклы, создание экономической и общей безопасности, увеличение возможностей регионального доступа к мировым ресурсам развития, регион должен не только увеличивать свою капитализацию, но и системно интегрироваться в мировое хозяйство [1, с. 48].

Говорить об устойчивом развитии в целом для России пока рано, так как отдельные факторы этого устойчивого развития складываются пока лишь в отдельных, наиболее развитых регионах страны. Это обусловлено отсутствием основных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие: эффективной экономики, основанной на инновационном подходе, рыночной капитализации активов региона, а также отсутствием предпосылок реализации стратегии устойчивого развития в виде внешнеэкономических связей.

Успешное развитие региона в сегодняшних условиях открытой экономики сложно представить без четкого определения его роли в экономике страны в целом, определения его конкурентных преимуществ, откуда проистекает и система приоритетов. Такой подход позволяет также обеспечить согласованность действий всех субъектов хозяйственной и другой деятельности.

Для эффективного управления социально-экономическими процессами региона и решения стратегических задач требуется составить план действий на долгосрочную перспективу. Где будут определены необходимые элементы государственной политики в области экономики и социальной сферы с перечислением ресурсного и финансового потенциала региона.

Если еще несколько десятилетий назад важно было стимулирование технологий как таковых, то сегодняшний день диктует необходимость создания специализированных сетей знаний – целых зон развития новых технологий, т.е. создание кластерных стратегий.

Исходя из этого, наиболее приемлемым вариантом для большинства регионов России остается либо следование стратегии капитализации, либо стратегии формирования конкурентных региональных кластеров.

На данном этапе развития отечественной экономики можно отметить усиленное внимание, направленное на повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства. Особое значение имеет и тот факт, что исполнительная власть в лице российского Правительства создает и финансирует национальные проекты, которые призваны стимулировать приоритетные направления развития экономики. Еще одна важная черта сегодняшнего этапа реализации экономических реформ – их ориентированность на регионы.

На современном этапе главной задачей исполнительной власти региона должно стать создание долгосрочной стратегии развития регионального производственного комплекса, разработанного на основе применения интегрированной системы управления. Это позволит в будущем разработать преемственные стратегические программы развития федерального, регионального и муниципального уровней.

Региональная экономическая система представляет собой совокупность производственных сил и отношений, что позволяет охарактеризовать эту систему как сложную, вероятностную, динамическую. При этом она охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Она представляет собой иерархическую структуру многоступенчатого образца, присутствующие в которой звенья и уровни обладают самостоятельностью и способностью к саморегуляции.

На данном моменте развития региональных экономических систем становится необходимой разработка региональных стратегий развития, это подтверждает и наличие в каждом регионе России разработанных программ социально-экономического развития, которые либо формируются самостоятельно, либо с привлечением экспертов, которыми чаще всего выступают научные сообщества. К сожалению, стоит отметить, что большинство программ разработанных перечисленными способами, представляют собой лишь анализ бюджета и ресурсов региона. Варианты же развития в них подкреплены лишь перечнем имеющихся инвестиционных проектов [7, с. 20].

Основным содержанием такого рода документов становится обоснование необходимости финансирования приоритетных национальных программ, реализуемых в данном регионе, из федерального бюджета. В будущем многие такие программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. На наш взгляд проблема не столько в качестве разработанных документов, сколько в том, что при их разработке не учитываются фундаментальные особенности России.

По нашему мнению, региональные программы социально-экономического развития на основе интегрированной системы управления должны строиться с учетом ресурсов, которыми располагает регион, экономических субъектов, на которые ориентирована стратегия, привлекательного инвестиционного климата, имеющегося в регионе, и профессиональной высокоэффективной администрации программы.

При разработке базиса программы необходимо понимать, что эффективность реализации стратегии устойчивого развития экономической системы региона на основе интегрированной системы управления зависит от способности администрации программы и предпринимательского сообщества при изменении условий рынка немедленно перестраивать существующие ресурсы, а, кроме того, создавать и развивать новые.

Перед разработкой стратегии необходимо провести анализ состояния региона на данный момент, другими словами – текущий стратегический базис региона, на его основе в дальнейшем формулируется видение прогнозируемого состояния. На начальной стадии стратегического анализа необходимо охватить три направления:

1. Провести анализ наличия и определить экономические субъекты, на которые будет ориентирована стратегия.

2. Определить уровень инвестиционной привлекательности региона.

3. Оценить имеющийся кадровый потенциал региона, уровень его профессионализма и эффективности.

При реализации первого направления необходимо определить 25-35 наиболее крупных предприятий региона, которые можно определить как стратегически важные региональные экономические субъекты.

При отборе таких экономических субъектов необходимо учитывать ряд критериев:

1. Годовой объем потребляемых ресурсов региона.

2. Количество созданных на предприятии рабочих мест и перспективы создания новых рабочих мест в будущем.

3. Объем реализованной продукции и перспективы увеличения этого объема.

4. Уровень влияния экономического субъекта на экономическую эффективность деятельности контрагентов (вспомогательные и связанные отрасли);

5. Годовой объем средств, который предприятие инвестирует в социальную инфраструктуру.

Экономические субъекты, соответствующие перечисленным критериям, могут считаться опорным базисом экономического развития региона.

Определение опорного базиса позволяет решить несколько важнейших задач:

 в региональном масштабе активировать процессы внедрения инновационных технологий, при этом привлечь к процессу управления внедрением таких технологий ключевых сотрудников предприятий;

 глубоко изучив основные возможности развития бизнеса и определив возможные риски, в короткие сроки сформировать стратегию экономических субъектов;

 выявить показатели, которые определяют уровень эффективности деятельности данных предприятий;

 облечь сформулированную стратегию в простую и доходчивую для каждого форму;

 рассчитать основные финансовые показатели на долгосрочную перспективу.

При реализации второго направления стратегического анализа необходимо решить вопросы создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Это поможет привлечь к реализации целей долгосрочной программы частных инвесторов, которые доминируют на рынке производства продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на качестве и конкурентоспособности предприятий региона.

При анализе инвестиционного климата необходимо учитывать следующие моменты:

1. Проанализировать наличие и качество факторов производства (ресурсов).

2. Проанализировать наличие и эффективность работы вспомогательных и смежных отраслей.

3. Проанализировать инвестиционную стратегию управления региона.

4. Проанализировать конъюнктуру рынка.

По итогам анализа необходимо определить имеющиеся условия инвестиционного климата и спрогнозировать его состояние в будущем.

Еще один из основных вопросов при разработке стратегии развития производственного комплекса – оценка структуры административного аппарата региона на предмет его соответствия целям и задачам, которые необходимо решить организаторам процесса стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Такое соответствие возможно определить, проведя анализ по следующим направлениям:

1. Проанализировать существующие целевые группы потребителей администрации региона (Федеральное Правительство, предприятия, муниципалитеты и др.).

2. Проанализировать цели, задачи и функции администрации в отношении целевых групп потребителей.

3. Проанализировать организационную структуру, а также ключевые бизнес-процессы администрации области.

4. Разработать рекомендации для уточнения целевых групп потребителей, постановки целей и задач, изменения организационной структуры и основных бизнес-процессов.

На этом этапе разработки стратегии важно также предусмотреть сквозные и сбалансированные показатели эффективности, которые помогут определить эффективность деятельности конкретных лиц, чиновников администрации, так называемую оценку персонального вклада. Такая система показателей должна соответствовать целям и задачам стратегии развития региона.

По нашему мнению, поэтапная реализация стратегии развития региона сможет повысить конкурентоспособность производственного комплекса, а это, в свою очередь, способно привести к изменению стратегической позиции региона.

 

Библиографический список

1. Гуриева Л.А. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №2. – С. 46-57.

2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 2011. №9. – С. 12-15.

3. Шнипер Р.И. Важнейшие аксиомы регионального воспроизводственного процесса и их учет при разработке стратегии социально-экономического развития региона // Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. – 1996. – С. 3-46.

4. Лексин И.В. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – Москва, 2013. – С. 47-50.

5. Алексеев Ю.П. Устойчивость  социально-экономического развития регионов // Методы прогнозирования. – 2015. №4. – С. 36-38.

6. Моисеев Н.Н. Математика – управление  экономика // Москва: Знание. – 2000. – С. 62.

7. Черная И.П. Региональная политика устойчивого развития: проблемы и особенности формирования и реализации в Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №2. – С. 18-23.

 

 

STRATEGIC BASIS IN THE SUSTAINABLE MANAGEMENT OF THE REGION

 

A.J. Gomboeva, postgraduate

East-Siberian state university of technologies and management

(Russia, Ulan-Ude)

 

Abstract. In the article it was made an attempt to define the structure of regional strategic basis, which consist of present region resources, economic agents and congenial investment climate. We also made an attempt to determine main directions of strategic analysis of the region state. Based on the data received region programs of socioeconomic development will be created.

Keywords: socioeconomic development, region, management, sustainable development, strategy.