Суслова Е.В. Способность к самообразованию – признак интеллектуальной культуры // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 172-175.

СПОСОБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ – ПРИЗНАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Е.В. Суслова, заместитель директора по социальной работе

Тольяттинский социальный  приют для детей и подростков «Дельфин»

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. В статье представлен анализ формирования и развития интеллектуальной культуры посредством самообразования. Стремительные изменения экономической и социальной структур, диктуют новые жизненные стандарты непрерывного образования. Способность человека к самообразованию, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Владение навыками самостоятельной работы, дает возможность подготовиться и перейти на более высокий культурный уровень, влияет на качество усвоения ценностных ориентаций и позволяет быстрее добиться успеха в процессе социализации.

Ключевые слова: самообразование, интеллектуальная культура, культура, интеллект, развитие.

 

 

Современная реальность характеризуется быстрыми темпами развития информационных технологий, социальными и демографическими переменами, кардинальными изменениями в сфере образования, динамизмом рыночных отношений. В гонке на выживание, удерживания на плаву, субъектам деятельности приходится в экстремальных условиях кризиса и бесконечных реформ осваивать новые знания, подходы, приемы. Остановился, значит, сделал шаг назад. Темп, заданный информационными технологиями,  интернет ресурсами, безжалостен к зазевавшимся, ригидным, консервативным типажам. Профессионалу нашего времени необходимо регулярно охватывать увеличивающийся поток информации, одновременно изыскивать новые, нестандартные решения, требующие широкой эрудиции и умение оперировать знаниями смежных областей.

Наращивание интеллектуальной культуры происходит через постоянное «подучивание», переучивание, отслеживание новинок в сфере профессиональной деятельности. Все это помогает на время сохранять конкурентоспособность, но отнюдь не является универсальным способом формирования интеллектуальной культурыВ связи с этим актуализируется запрос общества на постоянное повышение интеллектуальной культуры, посредством образования и самообразования. Оптимальным может быть только системный, научный подход, в рамках непрерывного образования, или  «образования через всю жизнь» как его еще называют. «Long life edication» имеет свои пробелы и недостатки, одна из  них слабо разработанная образовательная модель. Педагогические кадры должны учить студентов тому, чем сами не владеют. От этого недостатка свободен альтернативный путь – самообразование. Суть проблемы сужается к перестройке сознания обучающихся. Отсюда мы начнем свое исследование, в котором постараемся выяснить зависимость интеллектуальной культуры от способности к самообразованию.

Практически любое социальное явление можно рассмотреть через призму культуросообразности. На благодатной  почве «культуры» можно, так или иначе, взрастить и исследовать различные системы отношений. Широкое комплексное понятие «культура личности» характеризует человека, гармонично соединяющего собственную индивидуальность с общечеловеческой культурой. В свою очередь, интеллектуальная культура представляет собой одну из граней культурного человека. Симбиоз интеллекта и культуры вызывал интерес исследователей еще в глубине веков.  В нетленных трудах известного воспитанника Платона Аристотеля, в сакральных словах «античный образ мысли выступает как образ культуры», для нас открывается колыбель научного мышления. [1]. Понятие «интеллект» по-разному трактуется в научной литературе, чаще всего происходит отождествление с термином «опыт», присвоением интеллектуальному человеку активной жизненной позиции.  Что является немало важным фактором, поскольку интеллектуальная культура формируется в образовательной деятельности, а также в самообразовании – деятельности заряженной высокой личной мотивацией и стремлением к дальнейшему развитию.

Процесс самообразования начинается со школьной скамьи, с выполнения самостоятельной работы. Этот вид деятельности можно классифицировать по таким признакам как – добровольность выполнения, использование личного свободного времени и практически полная самостоятельность. Самостоятельная работа зачастую ведется по заданной учителем теме и, не смотря на это, выделяется в полноценное направление, которое развивается параллельно основному школьному образованию. С психологической точки зрения в процессе выполнения самостоятельной работы зарождаются необходимые для самообразования качества: мотивация, самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль и многие другие. Способность к самодисциплине и самоорганизации в выполнении учебных образовательных действий закладывает фундамент для дальнейшего успешного самообразования индивида.

Инструментом к осознанию потребности развития, образования служит рефлексия. В.М. Розин изучал рефлексию как часть интеллектуальной культуры, находящей отражение в мыслительной деятельности. Во время рефлексивных процессов ум человека активен, он находится в состоянии анализа и оценки, в процессе качественной переработки рефлексивных посылов,  преобразуя их в новые мыслеформы. Осознанная социальным субъектом сформированная потребность продолжать образование переводит её в порядок ценностей, т.е. делает ценностно-нормативным  компонентом культуры. Именно принятые ценности направляют нас в дальнейшей деятельности, предваряют выбор действий в постановке и достижения цели. Здесь возникает определенный дуализм: самообразование выступает и как средство и как цель. Желание повышать свой образовательный, а также культурный уровень не имеет выраженного конечного результата, скорее является примером бесконечного жизненного поиска и саморазвития. Конечно, залог успеха в том, что выбор данного пути и его продолжительность осуществляется добровольно, самостоятельно и индивидуально каждым из нас.

Невозможно переоценить вклад каждого индивида, осознанно повышающего свой культурный уровень и одновременно уровень общества в целом. Человек выступает как единица деятельности, познания, общения и переживания. Уместно и философское воззрение о том, что каждый человек приходит в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение. Поиск смысла  и цели существования происходит порой на протяжении всей жизни и является частью культурного становления человека. Естественная тяга к познанию и овладению кладовыми природного и социального миров выступают мерилом интеллектуальной культуры индивида и инструментом ее формирования.

Маркером самообразования как интеллектуальной культуры можно считать знаково-символический элемент – язык. Интериоризация опыта и значимости знаков и символов происходит на протяжении жизни через воспитание, образование и самообразование. Используя  языковую форму общения, человечество сохраняет и передает опыт и традиции из поколения в поколение. Соблюдение традиций необходимое условие сохранения культурных ценностей и дальнейшего развития цивилизации. Тонкое филигранное владение словом является не только показателем интеллектуального культурного человека, но и служит формой расширения среды познания. С его оттачиванием появляется неудержимое желание объять весь мир и раскрыть загадки бытия, углубляться в исследовательском поиске все дальше и дальше. В самообразовании и через самообразование можно увидеть стремление человека преодолеть собственные рамки, выйти за границы обыденного существования и даже посягнуть на бессмертие. Как это возможно? Доказательство тому – книги. В этом, без сомнения культурном объекте, слились все рассматриваемые нами понятия: развитие, самообразование, культурные ценности, язык, грамотность, подводя нас в плотную к феномену «интеллектуальная культура». Через книги получают бессмертие интеллектуальные культурные ценности человечества, достигнутые и путем самообразования в том числе. Здесь мы можем отследить преобразование способности индивида к самообразованию, от сегодняшней сиюминутной функции к фундаментальному призванию человека формировать и утверждать непреходящее, вечное. Самообразование выступает не просто как процесс получения знания, реализации идей и представлений, но как форма культурной самодетерминации человека и интеллектуального творчества.

Мы рассмотрели какое влияние на уровень интеллектуальной культуры оказывают способности к самообразованию, сформированные  и развиваемые человеком в ходе выполнения самостоятельной деятельности. Поменяем угол зрения и увидим, что интеллектуальная культура в свою очередь является стимулом для продолжения самообразования. Исследовательский принцип реализуется в поиске того, что не познано, коснувшись краем объекта познания, мы не измеряем уровень своей осведомленности тем, что нам знакомо, а ориентируемся на то, что нам еще предстоит узнать об этом объекте. В этом смысле интеллектуальная культура постоянно «стимулирует самообразование и саморазвитие личности» [2].

Таким образом, мы пришли к обусловленной взаимозависимости обоих компонентов исследования, «интеллектуальная культура» и «способность к самообразованию», что определяет их как равные части одного общего процесса «окультуривания» человека и служит залогом культурного обогащения общества и всего человечества.

 

Библиографический список

1. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания. – М.: Логос, 2012. – 175 с.

2. Иванова В.П. Феноменология интеллектуальной культуры: Общие характеристики. Вестник Томского государственного университета №334 май 2010 Психология и педагогика.

3. Зимняя А.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издторое, доп., испр. И перераб.- М.: Логос, 2001. – 384 с.

THE ABILITY TO EDUCATE THEMSELVES IS A SIGN OF

INTELLECTUAL CULTURE

 

E.V. Suslov, deputy director for social work

Togliatti social shelter for children and teenagers «Dolphin»

(Russia, Tolyatti)

 

Abstract. The article presents the analysis of formation and development of the source-term culture by self-education. Rapid changes in the economic and social structures, dictate a new and living standards of continuous education. A person’s ability to self-education, manifests itself in the dissatisfaction, the realization of imperfection of the present situation of educational process and strem-commitment to growth and self-improvement. Possession of skills of independent work, gives the opportunity to prepare and go to a higher cultural level, affects the quality of learning of value orientations and allows faster to achieve the us-Pecha in the process of socialization.

Keywords: self-education, intellectual culture, culture, intellect, development.