Точеловская Э.В. Специфика социальной рекламы по профилактике сахарного диабета в разных странах / Э.В. Точеловская, Т.А. Чернобривец // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 58-60.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ

 

Э.В. Точеловская, студент

Т.А. Чернобривец, студент

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

Аннотация. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать социальную видеорекламу по профилактике сахарного диабета стран, которые, по данным статистики, входят в пятерку лидеров по количеству заболевших (Индия, Китай, США, Россия, Бразилия). В ходе работы были исследованы задачи, функции социальной рекламы, а также определены подходы, используемые при создании рекламных видеороликов в указанных странах.

Ключевые слова: социальная реклама, сахарный диабет, задачи и функции социальной рекламы, видеореклама.

 

 

Актуальность темы обусловлена динамикой роста численности людей во всем мире, имеющих диагноз сахарный диабет. В настоящее время по данным статистики 7% населения Земли страдают от сахарного диабета. Среди стран-лидеров: Индия (50,8 млн), Китай (43,2 млн), США (26,8 млн), Россия (9,6 млн), Бразилия (7,6 млн). По прогнозам экспертов, при сохранении данной тенденции, количество заболевших до 2025 года увеличится в два раза [1].

Сахарный диабет значительно снижает качество жизни человека, является причиной серьезных осложнений, влияет на рост показателя смертности населения. Отметим, что заболевание имеет не только генетический характер, но также и приобретенный, именно поэтому в настоящее время немаловажную роль играют не только эффективные инновационные и высокотехнологичные методы лечения, но и реализация мер профилактики данного заболевания. Одним из современных методов профилактики сахарного диабета является социальная реклама.

Цель исследования – проанализировать социальную рекламу стран-лидеров по распространенности сахарного диабета на предмет определения специфичности задач и функций рекламного продукта каждой страны.

Объектом анализа выступила социальная реклама профилактики сахарного диабета Индии, Китая, США, России и Бразилии, представленная Интернет-ресурсами в открытом доступе. В ходе работы переведены и проанализированы видеоролики социальной рекламы. Выборка материалов имела целевой характер и отвечала цели и задачам исследования.

Категория «социальная реклама» рассматривается как определенный вид рекламы, цель которой – оперативно воздействовать на решение социальных проблем общества, путем формирования рациональных психологических и поведенческих установок человека [2, с. 219].

Социальная реклама решает ряд задач, среди которых можно выделить следующие:

 формирование общественного мнения;

 привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;

 стимулирование действий по решению современных проблем общества;

 поддержка государственной политики;

 укрепление гражданских институтов;

 демонстрация социальной ответственности;

 формирование новых типов общественных отношений;

 изменение поведенческих моделей в обществе.

Говоря о функциях социальной рекламы, следует отметить, что их выбор определяется коммуникационной стратегией. Современные исследователи выделяют следующие функции социальной рекламы: образовательную, воспитательную, агитационную, информационную, идеологическую, объединяющую, экономическую, эстетическую, имиджевую [3].

Немаловажно также, что социальная реклама занимает важное место в процессе социального оздоровления общества, а также реализует «функции транслятора социальных норм, идей и ценностей, формируя при этом представления о должном поведении» [4].

В настоящее время сформировались два подхода к созданию социальной рекламы «жесткий» и «мягкий», они отличаются форме презентации и методу мотивации целевой аудитории. «Жесткий» подход предполагает акцентирование внимания на проблеме, он чаще всего сопровождается натурализмом, ссылкой на опыт жертв, использованием мотива страха и отрицательных эмоций. «Мягкий» подход характеризуется наличием положительной мотивации и позитивных эмоций, а также скрытым характером проблемного компонента [5].

Анализ социальной рекламы вышеуказанных стран выявил следующее: все рекламные ролики выполнены в рамках темы «Здравоохранение», включающей следующие направления: здоровый образ жизни; профилактика опасных заболеваний.

Задачи и функции социальной рекламы данных стран имеют следующую специфику:

Индия: социальная реклама по профилактике сахарного диабета выполняет задачи привлечения внимания к проблеме и формирования общественного мнения, реализует агитационную и, в меньшей степени, информационную функции;

Китай: социальная реклама отличается использованием юмористической составляющей, направлена на привлечение внимания к проблеме и стимулирование действий общественности для её решения, выполняет агитационную функцию;

США: большая часть проанализированной американской рекламы направлена на профилактику диабета второго типа. Реклама решает задачу привлечения внимания к данной проблеме, выполняет ряд функций: воспитательную, агитационную и информационную;

Россия: отечественная социальная реклама, в отличие от зарубежной, решает, в большей степени, задачи изменения поведенческих моделей и формирования новых типов общественных отношений. В меньшей степени решается задача привлечения внимания к проблеме сахарного диабета. В основу российской социальной рекламы заложена агитационная функция;

Бразилия: социальная реклама профилактики сахарного диабета в данной стране не получила должного распространения и носит единичный характер. Основная задача данной рекламы – привлечение внимания общественности к проблеме, ведущая функция – информационная.

Говоря о подходах, отметим, что в основе социальной видеорекламы лежит «мягкий» подход, акцент с проблемы смещен в сторону её решения, используется положительная мотивация.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал социальной рекламы как инструмента профилактики сахарного диабета используется не в полной мере, о чем свидетельствует и количество роликов, и анализ их задач и функций. В настоящее время социальная реклама в основном направлена на привлечение внимания и формирование отношения общества к данной проблеме, в большей степени она реализует информационную и агитационную функцию. В основном при создании социальной рекламы используется «мягкий» подход, при этом большая часть исследователей сегодня считают, что «жесткий» подход более эффективен и меняет отношение людей к проблеме и образу жизни. К перспективам развития социальной рекламы как инструмента профилактики сахарного диабета можно отнести: реализацию воспитательной, образовательной и других функций, а также расширение спектра задач рекламных роликов в соответствии с потребностями конкретных целевых аудиторий.

 

Библиографический список

1. Статистика заболевания сахарным диабетом в Российской Федерации и в мире. URL: http://diabethelp.org/bolezn/saxarnyj-diabet-statistika.html (дата обращения: 10.02.2017).

2. Патрахина Т.Н., Точеловская Э.В. К вопросу об использовании социальной рекламы в фитнес-индустрии (на примере фитнес-клуба «Ультрафит» г. Нижневартовска) // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г. Нижневартовск, 5-6 апреля 2016 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – С. 219-221.

3. Социальная реклама в России. URL: http://www.sociama.ru/stati/funktsiisotsialnojreklamy/ (дата обращения: 15.02.2017).

4. Глухова Д.С. Социальная реклама: функционально-предметные особенности и специфика творческого процесса. // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http:// www.mediascope.ru./files/autoref_gluhova_19-11-13.doc/ (Дата обращения 13.02.2017).

5. Бушев А.Б., Круглова О.А. Социальная реклама: тематика и стратегии персуазивности // Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015 г. URL: http://www.lingexpert.ru/conference/langlaw5/bushev_kruglova.html (дата обращения: 15.02.2017).

 

 

SPECIFIC OF SOCIAL ADVERTISING ON PROPHYLAXIS OF SACCHARINE

DIABETES IN DIFFERENT COUNTRIES

 

E.L. Tochelovskaya, student

T.F. Chernobrivec, student

Nizhnevartovskiy state university

(Russia, Nizhnevartovsk)

 

Abstract. the authors of the article are undertake an attempt to analyse the social videoadvertising on the prophylaxis of saccharine diabetes of countries, which, from data of statistics, are included in five of leaders on the amount of diseased (India, China, USA, Russia, Brazil). During work tasks, functions of the social advertising, were investigational, and also approaches, in-use at creation of publicity videorolikov in the indicated countries, are certain.

Keywords: social advertising, saccharine diabetes, functions of the social advertising, videoadvertising.