Гребенникова, В. А. Совершенствование налога на добавленную стоимость / В. А. Гребенникова, Е. Е. Санжарова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 141-143.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

В.А. Гребенникова, канд. экон. наук, доцент

Е.Е. Санжарова, студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

 

Аннотация. Данная статья посвящена налогу на добавленную стоимость (НДС), который является одним из основных федеральных налогов и составляет доходную часть бюджета. В результате исследования были рассмотрены нововведения по налогу на добавленную стоимость (НДС) и возможные последствия, а также проблемы их реализации.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость (НДС), модернизация НДС, экономические рычаги, налогообложение, налоговая система.

 

 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения прибыли государства. Совершенно очевидно, что чем выше доля конкретного налога в общих налоговых поступлениях, тем более значимым признаётся этот налог. Если учесть, что сумма уплачиваемого населением НДС в 2016 году составила 5302,3 млрд. рублей и превысила уплаченный НДФЛ почти в два раза, то из этого следует, что НДС играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации 2.

Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и уплаты налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому по сложившейся традиции в течение 2017 года в налоговое законодательство внесли большое количество изменений, одни из которых уже вступили в силу, другие должны вступить в действие с 1 января 2018 или в течение 2018 года. В том числе изменения коснулись НДС, этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы [2].

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало письмо №03-07/51894 от 14.08.2017 года, в котором главной темой для обсуждения стоял вопрос о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров, а именно налоговых агентов. В настоящее время Министерством финансов России данный законопроект только разрабатывается, а его принятие рассматривается, как эксперимент. При этом законопроект о возложении обязанностей по уплате НДС на налоговых агентов вступит в силу только для реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов чёрных и цветных металлов, сырых шкур. Вывод о целесообразности его более широкого применения можно будет сделать только по итогам внедрения данного законопроекта.

Существует неопределённость и неуверенность добросовестных компаний в праве на вычет НДС, которые не могут отвечать за исполнение налоговых обязательств всех контрагентов в цепочке. Именно поэтому ФНС решила обратиться к опыту Евросоюза при администрировании НДС в отраслях, в которых наблюдается наибольший риск мошенничества с налогом. Данный механизм делает невыгодным многоступенчатые перепродажи с целью уклонения от уплаты налога, поскольку налог «не попадает в цепочку», а к вычету при таких продажах можно заявить только тот НДС, который исчислен самим покупателем – налоговым агентом [4].

Бухгалтерам придётся принять на себя дополнительные обязанности и оплачивать НДС не только за проданные или произведённые товары, но и за те товары и услуги, которые приобрела организация или ИП, этот факт является основным минусом введения данного законопроекта.

Что же касается плюсов, то предполагается, что таким образом упростится процедура его возврата, а также повысится собираемость.

С 01.01.2018 года вероятно повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 21 или до 22%. Компенсировать это собираются понижением процентной ставки до 22% на страхование, за которое платят работодатели. Уплату придётся производить исключительно в электронном виде. Данное изменение находится на стадии обсуждения и подписания, его введение очень вероятно, но не абсолютно [5].

Так, Министерство финансов предлагает повышение НДС с 18% до 22%, Минэкономразвития повышение до 21%, и наконец, торгово-промышленная палата РФ, так же, как и Министерство финансов предполагает повышение до 22%, но при этом должно произойти сохранение льгот по НДС в размере 10% на продовольственные товары, детские товары и товары первой необходимости. Из этого можно сделать вывод, что, так как все финансовые ведомства нашего государства едины в этом вопросе, то повышение НДС в 2018 году вполне очевидно.

Последствия возможных изменений НДС можно с той или иной долей вероятности просчитать, если точно знать, какая из вышеперечисленных систем будет введена в действие.

Если говорить об увеличении НДС, но при этом уменьшении страховых взносов, то от этого выиграют, конечно же, бюджетные организации, и те фирмы, в которых доля заработной платы сотрудникам составляет значительную часть статьи расходов. Таких компаний в российском экономическом секторе, к сожалению, не так уж и много [1].

Большинство российских фирм окажется в достаточно неприятной ситуации, так как повышение НДС автоматически влечёт за собой повышение цен на продукцию, а это чревато потерей определённого процента покупателей. Так увеличение НДС до 22% главным образом негативно отразится на отраслях, в которых заняты низкоквалифицированные рабочие, в том числе работающие нелегально (строительство, коммунальное хозяйство, торговля), а также в добывающей, обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Что же касается повышения НДС на 21%, то вся неэкспортирующая внутренняя экономика окажется в достаточно тяжёлом положении [2].

Согласно прогнозам аналитиков Министерства финансов РФ, повышение НДС и НДФЛ в 2018 году должно принести в государственную казну 5,4 трлн. рублей, что составит 38% от общего количества денег в государственном бюджете [1].

Ведущие экономисты выделяют 2 вида рисков, обусловленных планируемыми налоговыми новациями:

 возможность возвращения обильного теневого сектора;

 возможность увеличения инфляции на 2%.

Поэтому наряду с вопросом об увеличении налогов рассматриваются и меры по борьбе с теневыми выплатами зарплат и меры предотвращения инфляции [5].

Также на рассмотрении в Государственной Думе находится проект, которым предполагается оптимизировать список документов, которые обосновывают право применения ставки НДС 0%. В частности, предполагается:

 исключить норму, согласно которой нулевая ставка применяется, только если покупатель экспортируемых товаров — иностранное лицо;

 исключить товаросопроводительные документы из списка документов, которые обосновывают право на применение ставки 0% при вывозе товаров за рубеж;

 исключить признак обладания правом собственности (аренды) на вагоны, которые используются в международных перевозках, как условие применения ставки 0%;

 ввести в статью 165 НКРФ норму, аналогичную норме статьи 93 НК РФ, согласно которой документы в ИФНС подаются 1 раз [3].

Ещё одним значительным нововведением в области НДС является введение дополнительной льготы. Так от налога освободили передачу медицинских изделий в лизинг с правом выкупа. Такая льгота появилась в статье 149 НК РФ, изменение вступило в силу с 1 октября 2017 года [3] и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что НДС является одним из наиболее сложных для понимания и расчёта налогов в Российской Федерации. И, как известно, налоговая политика на современном этапе направлена не на придумывание нового, а на совершенствование действующего законодательства. Нововведения налога на добавленную стоимость могут иметь довольно-таки противоречивые последствия. В теоретическом плане, данные изменения должны непременно оказать положительное влияние, они должны способствовать совершенствованию НДС. К таким нововведениям относятся льготные ставки НДС, которые действуют сейчас, прежде всего в отношении социально-значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Но с другой стороны, изменения могут привести и к негативным последствиям, а именно, повышению инфляции или увеличению масштабов теневого сектора.

 

Библиографический список

1. Изменения налогового законодательства // Налоговые споры. – 2017. №3. –С. 4-9.

2. Изменения налогового законодательства // Налоговые споры. – 2017. – №10. – С. 4-8.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2017 г. – Москва: Эскимо, 2017. – 1472 с.

4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-07/51894 от 14.08.2017 года.

5. Черник Д.Г. Налоги очень острый инструмент // Налоговые споры.2016.№1. С. 22-26.

 

 

IMPROVEMENT OF THE TAX FOR ADDED VALUE

 

V.A. Grebennikova, candidate of economic sciences, associate professor

E.E. Sanzharova, student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

 

Abstract. This article is devoted to the value-added tax (VAT), which is one of the main federal taxes and makes up the revenue side of the budget. As a result of the study, innovations in the value-added tax (VAT) and possible consequences, as well as the problems of their implementation, were considered.

Keywords: value-added tax (VAT), modernization of VAT, economic levers, taxation, tax system.