Долган А.Г. Социокультурный аспект развития компании «Тойота» / А.Г. Долган, А.С. Цой // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 163-166.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ «ТОЙОТА»

 

А.Г. Долган, канд. пед. наук

А.С. Цой, студент

Хабаровский государственный университет экономики и права

(Россия, г. Хабаровск)

 

Аннотация. В статье анализируется социокультурный аспект деятельности компании Тойота, который играет значимую роль в установлении корпоративных отношений. Социокультурный аспект основан на политике социальной ответственности, обусловленной особенностями принципа менеджмента Японии. Содержится анализ деятельности филиалов компании Тойота в России. Авторы в своем исследовании раскрывают политику, проводимой компанией, в отношении трудовых прав и гарантий, предоставляемых работникам.

Ключевые слова: компания Тойота, социокультурный аспект, социальная ответственность, социальное партнерство, менеджмент Японии, культурные особенности.

 

 

Успех любой компании зависит от персонала, задействованного в производстве и реализации продукта. Важная составляющая – наличие комплекса трудовых прав и социальных гарантий. Компании осознают необходимость учета этих факторов и их влияние на цель бизнеса – достижение прибыли. Именно поэтому проводится политика социальной ответственности, которая обладает многочисленными региональными и территориальными особенностями и осуществляется в условиях многообразия социокультурного аспекта. Это обстоятельство обуславливается, что на земле проживают народы со своими традициями, ценностями, выработанными сотнями поколений на этнических и религиозных основах. Цель статьи – подробно рассмотреть социокультурный аспект развития компании Тойота, одной из успешных компаний мира.

Тойота Мотор Корпорэйшн выпускает более 5,5 миллионов машин в год, т.е. одну машину каждые шесть секунд. Это самая крупная компания Японии с точки зрения рыночной капитализации и доходов. Тойота  имеет множество филиалов по всему миру – едва ли не в каждой стране есть ее представительства, среди самых крупныхТойота Индия. Toyota учредила совместные предприятия с General Motors в Калифорнии, PSA Peugeot Citroen в Чехии и Китае. Toyota считает, что сотрудничество с французским партнером позволит узнать больше о продуктивных методах работы на европейском рынке [2]. Россия не исключение. По последним данным, Тойота расположилась на первом месте по продажам японских автомобилей в РФ. Так, в Приморье около 90% приобретаемых японских машин произведено именно Тойотой [1]. Как отмечают СМИ, российский авторынок является уникальным и одним из приоритетных.

Исходя из особенностей рынка РФ, Тойота разработала маркетинговую стратегию [3]. Так, в 1998 г. учреждено представительство Тойота Мотор Корпорэйшн, в 2008 г. открыт многофункциональный комплекс Тойота Мотор в Московской области [3]. Сегодня продажами и обслуживанием автомобилей Toyota занимается 105 официальных дилеров и уполномоченных партнеров в 70 городах России [3]. Toyota действует добросовестно, полностью осознавая ответственность перед обществом. Компания строго следует принципу социальной ответственности и считает его необходимым условием устойчивого развития бизнеса. Среди ее задач: производство продукции для общества, содействие социальному прогрессу,  улучшение благосостояния общества, повышение уровня жизни своих сотрудников. Подобно организациям группы компаний, Тойота Мотор руководствуется принципом социальной ответственности. Производственная деятельность осуществляется на основании неукоснительного соблюдения требований законодательства РФ в сфере экологии и природопользования, собственной экологической политики и  экологической хартии Тойота. Компания обеспечивает занятость активной части населения в РФ. Взаимоотношения менеджмента и сотрудников строятся на принципах социального партнерства. Тойота Мотор обеспечивает сотрудникам конкурентоспособный уровень вознаграждения. Особое внимание Toyota уделяет профессиональному развитию сотрудников: в ней на постоянной основе действуют программы обучения и повышения квалификации, различные тренинги [2]. Необходимо отметить, что Тойота Мотор имеет официальный русскоязычный сайт, удобный для пользования. На сайте можно найти историю компании, информацию о продвижении бренда Toyota на рынке РФ и другие сведения.

Заметим, что и в Хабаровске работает официальный дилер Toyota ООО Саммит Моторс (Хабаровск), образованный в 2009 г. как дочернее предприятие ЗАО Саммит Моторс (Владивосток). В этом сервисном центре более 90 специалистов, регулярно повышающих квалификацию в России и Японии, механики постоянно проходят сертификацию, чтобы соответствовать стандартам производителя [4]. Она имеет официальный сайт. Деятельность Саммит Моторс (Хабаровск)  оценивается высоко, ведь за первые 2 года деятельности компания вышла на первое место локального авторынка. Свое представление об идеальном кадровом потенциале компания выразила в изложении следующих требований, предъявляемых к  характеру работника:

 Это люди, сильные духом и с развитым чувством этики.

 Это люди, принимающие различные ценности, но думающие и действующие самостоятельно по собственной инициативе.

 Это люди, способные самостоятельно создавать новый бизнес, не будучи ограниченными существующими рамками [5].

Социальную ответственность компания рассматривает как работу, осуществляемую в соответствии с корпоративной идеологией, при которой компания остается верной стилю управления. Каждый член организации должен оправдать возложенные на него ожидания, выполнять обязанности «с душой и высоким чувством этики» [5]. Приведем факт, свидетельствующий, что в Тойота Мотор Корпорэйшн сложились базовые принципы социокультурного аспекта:

Чтить букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.

 Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.

 Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.

 Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество, способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.

 Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов и др. [6].

В результате распространения в мире, ожидания людей относительно роли Тойоты возросли. Это принято во вниманиепри разработке вышеуказанных принципов компания исходила из того, каким образом она могла бы повлиять на устойчивое развитие при тесном взаимодействии с заинтересованными лицами. Согласно президенту Тойота Фуджио Чо, компания ставит целью избежать так называемую «болезнь крупных корпораций», хотя в ней работает четверть миллиона людей по всему свету [7, с. 145]. По мнению Чо, чтобы компания оставалась сильной и энергичной, нужно поддерживать конкурентный и стимулирующий дух. Он считает, что «болезнь крупных корпораций» возникает в момент, когда обязанности выполняются руководством и работниками медленно, когда они повторяют неэффективные процессы. Тойота оберегает своих сотрудников от самодовольства, точно так же, как самураи защищали своих подопечных от опасности. Что подчеркнул, что одним из важных аспектов успеха компании является постоянное стимулирование людейсоздание ситуаций конкуренции и поощрение их к постоянному совершенствованию.

Особенность корпоративных взаимоотношений Тойоты в том, что компания не требует от сотрудников высокой производительности, не предлагая ничего взамен. Например, Тойота не уменьшает пенсии и суммы страхования здоровья. На типичном заводе компании, кроме программ страхования жизни, здоровья, стоматологии и зрения, существует пенсионный план, план накопления средств. Сотрудники обеспечены бесплатной рабочей одеждой, медицинской помощью, получают скидки на автомобили. К методам менеджмента Тойоты можно отнести и то, что лидеры команд защищают своих людей и следят за их работой на конвейере. Важна идея взаимозаменяемости абсолютно всех членов команд, это означает, что они знакомы с полным циклом работы и в любой момент могут подменить друг друга. Благодаря такой взаимозаменяемости, в случае возникновения проблем, каждый член команды может предложить пути решения. Все это способствует формированию более тесных отношений между работниками. Не удивительно, что конкуренты Тойоты во всем мире стремятся заимствовать у нее подобные методы менеджмента.

В заключении делаем вывод, что Тойота осуществляет деятельность, исходя из интересов народа страны своего местонахождения, руководствуясь при этом собственными принципами. Компания тщательно оберегает своих работников, обеспечивая благоприятные условия труда и предоставляя социальные гарантии. Взаимоотношения, сложившиеся внутри компании между работниками и руководителем, характеризуются своеобразием и существенно отличаются от отношений между работниками и работодателями, обычных для большинства западных компаний, что отчасти обусловлено особенностями японской культуры. Предпринятое исследование позволяет утверждать, что политика, проводимая Тойотой, весьма эффективна, а социокультурный аспект является главной составляющей ее успешного развития. Важно, что компания следует выбранному пути, сохраняя свою самобытность.

 

Библиографический список

1. Информационно-справочный портал. Режим доступа http://avtomobilabc.ru/rejtingi/yaponskie-avtomobili-po-nadezhnosti.html .

2. Информационно-справочный портал. Режим доступа http://auto-dnevnik.com/docs/index-2233.html .

3. Официальный сайт компании Тойота. Режим доступа https://www.toyota.ru/world-of-toyota/about-company/index.json .

4. Официальный сайт компании Саммит Моторс (Хабаровск). Режим доступа http://toyota-khv.ru/kompaniya/ .

5. Официальный сайт компании Саммит Моторс (Хабаровск). Режим доступа http://toyota-khv.ru/images/27/files/sc_profile13_ru.pdf .

6. Монден Я. Система менеджмента Тойоты / Я. МонденМ. : Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

7. Фуллер М.Б., Бек Дж.С. Возрождение экономики самураев / М.Б. Фуллер, Дж.С. Бек; пер. с англ. – М. : Издательство «Добрая книга», 2007. – 288 с.

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPANY «TOYOTA»

 

A.G. Dolgan, candidate of pedagogical sciences

A.S. Choi, student

Khabarovsk state university of economics and law

(Russia, Khabarovsk)

 

Abstract. The article analyzes the socio-cultural aspect of the company Toyota, which plays a significant role in establishing corporate relations. Social and cultural aspect based on the social responsibility policy, due to the peculiarities of the principle of management of Japan. Contains analysis of the activities of branches of company Toyota in Russia. The authors in their study reveal the policy pursued by the company in respect of labour rights and guarantees provided to employees.

Keywords: Toyota, socio-cultural aspect, social responsibility, social partnership, management Japan, cultural features.