Маковская Э. Н. Социальная значимость формирования эстетических представлений студентов в процессе воспитательной работы в вузе / Э. Н. Маковская, А. Х. Муталапова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 54-57.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В ВУЗЕ

 

Э.Н. Маковская, канд. пед. наук, доцент

А.Х. Муталапова, старший преподаватель

Калужского филиала Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана

(Россия, г. Калуга)

 

Аннотация. В статье описываются адаптационные трудности, с которыми сталкиваются студенты, особенно на первом курсе. Обосновывается важность и актуальность эстетического воспитания для устранения адаптационных трудностей и создания комфортной учебной среды. Рассматриваются пути формирования эстетических представлений через различные формы воспитательной работы в вузе. Приводятся данные об исследовании отношения студентов к формированию у них эстетических представлений.

Ключевые слова: адаптационные трудности, эстетические представления, воспитательная работа, самореализация, саморазвитие.

 

 

В настоящее время постоянные изменения и нововведения в школьном образовании и реорганизация высшей профессиональной школы привели к тому, что уровень культуры молодых людей резко снизился. Увеличивающееся количество молодых людей с девиантным поведением говорит о глубоком кризисе в формировании социально-нравственных норм и культурных ценностей в школе и вузе. Такие молодые люди сами не в состоянии «вписаться» в благополучную, с их точки зрения, среду своих сверстников, усвоить и воспроизвести нормы и ценности культуры, принятые в обществе.

Известно, что необходимым условием развития и совершенствования личности является её стремление к социально-значимой цели. Чем сложнее и перспективнее поставленная цель, тем многообразнее способы ее реализации, которые отражают наиболее важные формы общественного сознания: идеологию, науку, мораль, эстетические представления. Выбор способа реализации цели определяет содержание программы действий.

Для выпускников школ, которые выбирают высшее профессиональное образование, целью становится поступление в вузы и успешное овладение профессией. Этот долгий и трудный путь к профессиональному росту и личностной реализации невозможен без гуманитаризации и гуманизации процесса обучения, которые в значительной мере облегчают адаптационный период перехода бывших школьников в новый социальный статус студентов.

Ведущими видами деятельности для студентов становятся учебно-профессиональная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности (учебной, профессиональной, хозяйственной и т. п.), их ценностные ориентации меняются в зависимости от смены вида деятельности. Доминирующей ценностной ориентацией на первом курсе является ориентация на общение, так как самой насущной социальной необходимостью при попадании в новую среду для молодого человека является стремление к адаптации в этой среде. Потребность в идентификации себя со средой, в стремлении стать членом неформальной группы, в удовлетворении потребности признания раскрывается в поведении студента в учебном процессе, его отношении к занятиям.

Можно выделить следующие  адаптационные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники:

 изменения микросоциального окружения;

 несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов;

 переориентация на самостоятельную деятельность в процессе подготовке к занятиям;

 психическое, эмоциональное напряжение, связанное с взаимоотношением с различными типами преподавателей;

 чрезмерно большой объём информации;

 начало профессионального обучения и др.

Облегчить адаптационные трудности в техническом вузе, призваны предметы гуманитарного цикла, которые можно рассматривать как «мостик» между старым школьным миром, понятным и привычным, и новой вузовской средой, сложной и некомфортной. Чтобы понять друг друга, преподаватель и студент должны иметь общие ценности и представления об окружающем мире. Ведь именно через общение, диалог происходит взаимопонимание и «взаимопринятие»  ценностей и эстетических представлений друг друга.

Эстетическое воспитание является одной из наиболее сложных сфер, которая определяется уровнем культуры, традициями, общественно-значимыми нормами и правилами поведения. Деформация эстетической культуры современного общества, детерминированной сложным комплексом экономических, идеологических, социальных факторов, обусловила падение духовности молодых людей. Эстетическое сознание в мировоззренческом плане должно эволюционировать от созерцательного, приспособительного и, чаще всего, социально-пассивного в культурно преобразовательное, социально творческое. В связи с этим поиск путей формирования эстетического сознания современной молодежи представляется своевременным и актуальным.

Восприятие внешнего мира происходит через эмоционально эстетические переживания, способствующие проявлению эстетических представлений, как начального этапа формирования  сознания. Реальное эстетическое воспитание должно опираться на осмысление жизненного опыта предшествующих поколений и закономерностей общественного развития. Такую возможность предоставляет культура, в различных видах которой отражены основные формы эстетического сознания. Поэтому музыкальные, художественные и другие виды эстетического воспитания являются необходимой предпосылкой для мировоззренческой эволюции личности.

Представления о прекрасном являются субъективными, так как определяются мировоззрением индивида, его настроением в конкретный момент и личной оценкой эстетической значимости того или иного предмета или явления. Глубина эстетических представлений детерминирована характером внешних наблюдений, способностью к сравнительномиу анализу и самоанализу, сопоставлению субъективной оценки с объективной. Эстетические представления личности переносятся на человеческие отношения  и взаимоотношение с внешним миром во всей их сложности и многообразии.

 В процессе формирования эстетических представлений у студентов в техническом вузе ведущее место принадлежит специально организованному обучению и воспитанию, целенаправленному управлению эстетическим развитием личности.

Эстетические представления успешно формируются во всех видах деятельности (учебной, внеаудиторной, факультативной и т. д), основанных на творческом подходе к их направленности  и содержанию. При этом важен не только вид деятельности, но и личность педагога, преподавателя, наставника, чей творческий потенциал, уровень духовного развития позволяет формулировать конкретные задачи эстетического воспитания и находить пути их успешной реализации с учетом интересов и склонностей личности. Эффективность формирования эстетических представлений определяет в значительной мере способность усваивать разнообразные формы предметов, отражающие уровень развития эстетического сознания на данный момент.

В наиболее общем виде эстетические представления начинают формироваться еще в общеобразовательной школе, благодаря таким предметам, как рисование, музыка, факультативные занятия по различным видам творческой деятельности и др., где учащиеся учатся сопоставлять и оценивать различное соотношение цвета, его оттенков; усваивать разнообразные формы предметов, их функциональное, прикладное, художественное значение.

Эстетические представления дают возможность познать сущность природы прекрасного, структуру и функции эстетических явлений в их многообразии и взаимосвязи. С момента целенаправленного формирования эстетических представлений начинается развитие эстетической культуры личности, как одной из важных форм самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.

Целенаправленное формирование эстетических представлений студентов в техническом вузе происходит по трем направлениям: через учебно – познавательную деятельность, общение с куратором и общение с сокурсниками.

1. Учебно-познавательная деятельность играет, несомненно, главную роль в культурном воспитании студентов. Условно говоря, её можно разделить на две составляющие: влияние личности преподавателя (его манера общения со студентами, качество проводимых занятий, умение заинтересовать студентов и умение «заставить» учить свой предмет) и само содержание предмета с точки зрения формирования эстетических представлений.

2. Общение с куратором во время кураторского часа снимает многие адаптационные трудности, особенно на первом курсе. Куратор выступает одновременно  проводником, сопровождающим студентов в непонятный мир высшей профессиональной школы и посредником между преподавателями — предметниками и студентами. Диалоговое общение со студентами во время экскурсионных поездок, посещения театра, выставок и других мероприятий позволяет передать принятые обществом культурные ценности, расширить кругозор и формировать эстетические представления студентов.

3. Внеаудиторное общение с сокурсниками во время проведения культурно массовых и тематических мероприятий в университете, плановых экскурсий и посещений выставок, театра и т.д. дает возможность студентам лучше узнать друг друга, обменяться мнением и эстетическими представлениями об увиденном.

Исследования уровня эстетических представлений студентов 1 курса технического университета, где среди других вопросов выяснялись значимость эстетического воспитания в общей системе формирования личности; задачи, решаемые в процессе эстетического воспитания, его связь с другими сторонами общественной жизни, показало неоднозначное отношение к пониманию прекрасного. Было выявлено, что достаточно обоснованные и общественно значимые ответы дали студенты, связанные с творческой деятельностью в сфере искусств (выпускники музыкальных и художественных школ, участники художественной самодеятельности в вузе, студенты, занимающиеся разными видами спорта).

В частности, отмечая значение целенаправленного эстетического воспитания для формирования личности и повышения общей культуры, они указали на необходимость развития системы эстетических представлений, формирования эстетического вкуса, эстетических чувств, воспитания потребности в прекрасном. Эти же респонденты отметили, что эстетические чувства позволяют решать такие конкретные задачи, как приобщение к классической музыке; знакомство с историей искусства, его различными школами и направлениями, виднейшими представителями и законодателями в разных видах искусств. Полученные знания и испытанные чувства при соприкосновении с искусством способствует духовному росту личности.

Данная категория опрошенных отличалась тем, что в своих суждениях и ответах опиралась на сформированный в сознании каждого из них эстетический идеал. Небольшое количество респондентов не смогли дать конкретные, обоснованные ответы на вопросы, предусмотренные содержанием анкеты.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что формирование эстетических представлений является важной составной частью целенаправленного эстетического воспитания молодых людей, обусловленного задачами общественного развития. Приобщение к прекрасному является необходимым условием повышения уровня общей культуры, органической частью общей системы всестороннего развития и совершенствования личности. Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания будущего специалиста, готового к самореализации и саморазвитию. Ведь именно способность к личностной и профессиональной самореализации указывает на квалификационную пригодность выпускника высшей профессиональной школы и его социальную востребованность в современном обществе.

 

 

 

SOCIAL SIGNIFICANCE OF FORMATION OF STUDENTS’ AESTHETIC

CONCEPTIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

 

E.N. Makovskaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor

A.H. Mutalapova, senior lecturer

Kaluga branch of moscow state technical university named after N. Bauman

(Russia, Kaluga)

 

Abstract. The article describes the adaptive difficulties faced by students, especially in the first year. The importance and relevance of aesthetic education for eliminating adaptive difficulties and creating a comfortable learning environment is substantiated. The ways of forming of aesthetic сonceptions through various forms of educational work at the university are considered. Data are given on the study of students’ attitudes toward the formation of their aesthetic conceptions.

Keywords:  adaptive difficulties, aesthetic conceptions, educational work, self-realization, self-development.