Тогусаков О.А. Состояние внешних миграционных процессов стран СНГ / О.А. Тогусаков, А.А. Акаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 93-99

СОСТОЯНИЕ ВНЕШНИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН СНГ

 

О.А. Тогусаков1, др филос. наук, профессор, чл.-кор.

А.А. Акаев2, старший преподаватель

1Национальная академия наук Кыргызской Республики

2Ошский государственный университет

1(Киргизия, г. Бишкек)

2(Киргизия, г. Ош)

 

Аннотация. В статье анализируется формирование миграционной политики в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции, которое целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ.

Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.

Ключевые слова: трудовые мигранты, миграционная ситуация, безвизовый режим, миграционный поток, государственное управление.

 

 

За последнее десятилетие Кыргызстан стал страной поставщиком трудовой миграции для стран СНГ и третьим в Центральной Азии (после Узбекистана и Таджикистана) трудящихся-мигрантов в Россию. Основными странами назначения для кыргызских трудящихся-мигрантов являются Россия и Казахстан. Данная тенденция вполне естественна, так как Россия и Казахстан имеют наиболее жизнеспособную экономику. Кроме того, между данными государствами существует безвизовый режим. Важным фактором является совместная история и, как следствие, владение русским языком и знакомство с культурным пространством.

Современная миграционная ситуация в республике является следствием сложных социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране, и имеет высокую степень динамичности. Внешнюю миграцию можно охарактеризовать тремя последовательными, но и в то же время накрадывающимися по времени основными волнами:

 миграцией лиц Европейской национальностей;

 миграция связанной с челночной торговлей и трудовой миграцией.

Так, за годы независимости республику покинуло 600 тыс. человек, порядка 400 тыс. осуществляют временную трудовую деятельность за пределами республики.

В составе выбывающих на постоянное место жительство в другие страны и международных трудовых мигрантов доминируют наиболее экономически активные граждане в молодом трудоспособном возрасте. Это обеспечивает в определённой степени разгрузку национального рынка труда, испытывающего всё более возрастающее напряжение.

Прогноз и анализ перспектив демографической и трудоресурсной ситуации показывают, что рост внешней трудовой миграции из Кыргызстана в зарубежные страны сохранится, по крайней мере, в ближайшие 10 лет. Растущая потребность в рабочей силе на рынках труда России и Казахстана, а также продолжающаяся либерализация их миграционных законодательств и возможность получения несравненно высоких заработков, ещё в большей мере повысит их привлекательность и преимущества для иностранных работников стран с низким уровнем социально-экономического развития и, соответственно, рынков труда.

В республике в последние два десятилетия отмечалось устойчивое отрицательное сальдо миграции (превышение выбывших над прибывшими). Масштабы миграционной убыли имели волнообразный характер. Интенсивность миграционной убыли населения резко нарастала с конца 1980-х годов и достигла своего пика в 1993 г., составив 121 тыс. человек. Впоследствии произошло столь же резкое её сокращение до уровня – 6 тыс. чел. в 1998 г. Начиная с 1999 г., масштабы миграционного оттока населения начали вновь возрастать и составили в 2007 г. 50 тыс. человек. В целом за 1990-2007 гг. отток населения из республики, прошедшего процедуру прописки/выписки, составил почти 600 тыс. чел. По официальным данным Росстата, на 2011 год поток трудовой миграции из Кыргызстана оценивается в 540 тыс. чел, но некоторые оценки дают цифры в 500 тыс., или даже 1 млн. человек. Хорошо известно, что большинство мигрантов являются выходцами из южных регионов страны. Региональное распределение мигрантов даёт возможность определить в каком из регионов наибольший отток трудоспособного населения.

Так, по официальным данным ФМС России за 2010 и 2015 гг. в России получили разрешение на трудовую деятельность 95501 кыргызстанцев, получили патент 64235 человек, вставших на миграционный учет по данным является 440974 человек. Однако, следует отметить, что речь идет о лицах, официально зарегистрированных и получивших разрешение на работу. Число выехавших и осуществляющих нелегальную трудовую деятельность во много раз больше. Мигрируют в основном молодые кыргызстанцы, как правило, имеющие среднее образование, в настоящее время отмечается рост профессионально подготовленных работников, желающих работать в России. Основными регионами трудовой деятельности кыргызстанцев являются Центральный Федеральный округ, Южный, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа 1.

В то же время в сельских местностях Кыргызстана наблюдается нехватка специалистов, в том числе врачей и учителей. Недостаток трудовых ресурсов в сельской местности ведёт к тому, что Кыргызстан, в свою очередь, становится страной, принимающей трудовых мигрантов из соседних стран (Узбекистан, Таджикистан). Секторальное перераспределение занятости выражается, с одной стороны, в снижении доли производственных отраслей и сельского хозяйства, а, с другой стороны, в увеличении доли строительной индустрии и сферы услуг.

Миграционное взаимодействие обеспечивалось более чем с 40 странами, причем наиболее активное среди стран СНГ с Россией, а по дальнему зарубежью с ФРГ, что в совокупности составило более 90% внешнего миграционного оборота. Из статистических данных стало ясно, что в будущем направление миграционных потоков не изменится и на первом месте по рейтингу предпочитаемых стран для миграции будет Россия 27%, затем Казахстан – 20%, ФРГ – 18%, Корея и Турция – 4%.

Всего по состоянию на 01.12.2015 г. в Республику Корея выехало 3227 человек.

В последние страны в основном выезжают студенты желающие совмещать учёбу с работой, так сказать более квалифицированные специалисты со знанием языка с полным высшим или неполным высшим образованием.

 

 

Таблица 1. Количество прошедших тест и выехавших трудовых мигрантов в Республику Корея

Этапы программы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Приняли участие в тесте EPS KLT

1236

1905

2477

2980

3100

3227

Успешно прошли тест

522

1011

2000

2257

2670

2857

Поступило трудовых контрактов

477

360

560

785

915

1035

Выехало на работу

315

295

387

515

612

798

 

Таблица 2. Качественные показатели трудовых мигрантов, выехавших в Республику Корея за 2010 по декабрь 2015 год

Показатели

2014 г.

В том числе

женщин

2015 г.

В том числе

женщин

Численность мигрантов

715

95

895

58

Возраст

 

 

 

 

в возрасте от 18 до 28 лет

260

20

211

13

в возрасте от 29 до 39 лет

55

5

84

5

Образование

 

 

 

 

с высшим образованием

120

10

82

10

со средним специальным образованием

95

6

91

6

Национальность

 

 

 

 

кыргызской национальности

138

18

189

18

узбекской национальности

163

5

105

 

уйгурской национальности

5

0

 

 

русской национальности

3

1

 

 

 

 

Более низкоквалифицированные рабочих специальностей предпочитают мигрировать в Казахстан и Россию. Таким образом, исследование Центром изучения общественного мнения «Эл-Пикир» выявило, большинство опрошенных трудовых мигрантов в 2006 году имели школьное образование, некоторые (8,5%) окончили профессионально-техническое училище, неполное школьное образование было отмечено только у 5% мигрантов, в то время как исследование, проведённое в 2015 году показало, что эта доля составляет уже около 12%. Несмотря на то, что эти цифры требуют дополнительного исследования, они отражают современную тенденцию, которую подтверждают также мнения экспертов. Анализ информации о профессиональной подготовке и образовании трудовых мигрантов, работающих в СНГ, а также потенциальных мигрантов, показывает основную тенденцию ухудшения качества трудовых ресурсов Кыргызстана, поставляемых на рынки труда стран СНГ.

Соответственно трудоустройство таких специалистов будет в той сфере, где профессиональное образование особо и не требуется. По данным официальной статистики мигранты в основном заняты в сферах строительства (46%), торговли (челноки) (36%), сельском хозяйстве (6%), в других отраслях промышленности и сфере услуг (3%).

Трудоустроится на высокооплачиваемые работы мигрантам препятствует не только отсутствие образования, навыков и опыта работы. А порой непризнание документов об образовании. Современные международные стандарты, касающиеся трудящихся-мигрантов, включают положения о признании их профессиональной квалификации, полученной за пределами страны трудоустройства. Практика позволяет предположить, что дипломы и аттестаты, выданные в Кыргызстане, даже когда они признаются работодателями в странах СНГ, не рассматриваются в стране назначения как эквивалентные национальным дипломам. Это относится к дипломам о высшем образовании, а также к аттестатам и дипломам, выданным профессиональными училищами. Работодатели в России и Казахстане зачастую нанимают кыргызских мигрантов на менее квалифицированные должности, независимо от их дипломов или аттестатов. Это происходит не из-за недостаточного признания дипломов и аттестатов как таковых, а по той причине, что трудящиеся-мигранты из стран Центральной Азии часто занимают низкооплачиваемые рабочие места, которые не являются привлекательными для местных рабочих кадров. Многие из этих рабочих мест существуют в неформальной экономике, где работники трудятся без официального трудового договора.

Таким образом, зарплаты кыргызских мигрантов по оценкам лидеров кыргызских диаспор по отраслям, в долл. США составляет в среднем Екатеринбурге и Москве:

 Работа в торговых компаниях (фирмах) 100-800 и 300-600;

 Работа в сфере общественного питания 100-400 и 300-800;

 Строители 300-1000 и 300-800;

 Металлообработка 300-600 и 300-800;

 Работа в сфере бытовых услуг 300-400 и 500-1000;

 Работа на предприятиях лёгкой промышленности 400-350 и 600-1000;

 Работа на предприятиях перерабатывающей отрасли 400-600 и 700-800;

 Работа в сфере коммунально-бытовых услуг 300-500 и 700-1000.

Так, по оценке лидеров диаспоры, заработной платы выше 1000 долл. США практически не существует за исключением заработной платы Крайнего Севера. Вместе с тем как отмечают лидеры диаспор уровень зарплат кыргызских мигрантов обычно ниже, чем уровень зарплат граждан страны назначения, выполняющих работу того же типа и качества, с некоторыми вариациями в различных городах назначения. Тем не менее, нет сомнения в том, что трудящиеся-мигранты обходятся работодателям в России и Казахстане дешевле, чем местные работники, т.к. у работодателей меньше социальных обязательств перед временными работниками (именно так классифицируются трудящиеся-мигранты). Более того, трудящиеся-мигранты выполняют низкооплачиваемую работу, не привлекательную для граждан стран назначения.

Однако отсутствие возможностей для трудоустройства у себя в стране, слабая экономика и бедность заставляют людей мигрировать в поисках лучшей жизни. Социологический опрос, проведённый компанией Гэллап, показал, что в настоящее время 40% населения Кыргызстана хотели бы покинуть страну. Многие трудящиеся-мигранты стремятся получить гражданство России или Казахстана. Так, согласно имеющимся данным, в течение последних 5 лет гражданство России получили около 100 тысяч граждан Кыргызстана. Скорее всего, внешняя миграция будет продолжаться и в ближайшем будущем, несмотря на многие трудности испытываемые мигрантами в другой стране. Этот факт доказывает, что пока уровень жизни и доходы населения не будут сравнительно близки к уровням тех принимающих стран проблема оттока трудоспособного населения будет существовать.

Известно, что пока принимающие страны испытывают потребность в трудовых мигрантах категорически воспрепятствовать миграции не будут. Ведь миграционное населения является одним из основных факторов динамики численности и структур населения стран и отдельных их регионов. Именно благодаря длительному интенсивному выезду населения в города возникла проблема депопуляции в сельской местности. Напротив, молодая, «прогрессивная» возрастная структура населения, сложившаяся в регионах так называемого «нового освоения», сложилась в результате быстрого роста населения этих регионов за счёт мигрантов в молодых возрастах, приезжающих из других стран. Часто в регионах с быстрорастущим за счет миграции населением и большим распространением «мужских» (реже «женских») профессий нарушаются возрастно-половые пропорции населения, особенно в молодых трудоспособных возрастах. Известно также, что быстрому старению населения в крупных городах препятствует миграционный приток извне.

Миграция способна изменять этническую структуру населения принимающего и отдающего социума, содействовать изменению образовательной структуры населения, как в сторону повышения, так и понижения, в последнем случае часто говорят об утечке умов.

В последнее время со стороны кыргызского государства науке очень мало уделяется внимания, это свидетельствует сокращающиеся объёмные параметры научно-технического потенциала (по таким важнейшим показателям, как численность занятых и величина затрат). Ухудшаются его качественные характеристики (вымывание наиболее работоспособных сотрудников, научной молодёжи, социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы НИОКР). Сужаются возможности для воспроизводства научных кадров (трудности в системе аспирантуры и докторантуры, непривлекательность научной карьеры для молодежи, уменьшение строительства объектов науки, кризис научного приборостроения и т.д.). Научная элита, равно как и молодые исследователи, собирающиеся повышать уровень своей научной квалификации, уезжают, и собираются уезжать, в том числе и безвозвратно, в другие страны, где их знания и опыт более востребованы. У многих научных специалистов на руках имеются временные контракты о сотрудничестве. Суммарный выезд по таким контрактам, на стажировку и на учёбу превышает выезд на постоянное место жительства в 3-5 раз. Если постоянно проживающая за границей научная диаспора насчитывает около 2 тыс. человек, то число «контрактников» в два раза выше. В связи с этим стоит напомнить, что некоторые учёные подразумевают под «утечкой умов» всякий выезд специалиста из страны сроком на год и более.

Многие учёные и эксперты спорят о полезности и о негативном влиянии данного процесса. Одни говорят, что эмиграция учёных и специалистов может быть полезной не только для принимающей, но и для отправляющей страны. Она способствует рассасыванию безработицы среди оставшихся, а эмигранты значительно улучшают своё материальное положение. Ознакомление эмигрантов с зарубежным опытом может принести стране значительную пользу, если хотя бы часть из них вернётся на родину на постоянное жительство или, оставаясь за границей, будет сотрудничать с отечественными учёными. Тут излюбленный пример китайские ядерщики, после долгого пребывания в США, вернувшиеся в КНР и эффективно работающие на ее оборону. Другие утверждают обратный негативный процесс обнищания и потере человеческого капитала государством.

Положительные или оптимистические оценки интеллектуальной эмиграции напоминают концепцию «обмена знаниями», а отрицательные или пессимистические концепцию «растраты умов». Каждая из этих концепций замыкается только на одном уровне анализа, то же характерно и для каждого из двух господствующих направлений оценки. Сторонники первого изо всех сил подчёркивают, что интеллектуальная эмиграция — это фактор глобального социально-экономического развития, представляет собой закономерное движение «человеческого капитала» на мировом рынке; сторонники второго чрезмерно сосредоточены на том, что миграция ухудшает возможности национального социально-экономического развития, ослабляет позиции государств-доноров на международном рынке труда.

Кроме того, имеется немало примеров, когда вернувшийся домой специалист не удовлетворён условиями и организацией научного труда, условиями жизни на родине, а потому сознательно ищет возможности для новых выездов за границу. Формально он не эмигрант, но фактически его научная карьера протекает за пределами воспитавшей его страны. Здесь мы сталкиваемся со своего рода «маятниковой» миграцией, только со значительным временным лагом.

Демографическую структуру населения можно с полным правом назвать одним из важнейших факторов миграции, пространственной мобильности. Наиболее важным, в определённой мере, синтетическим фактором, является возрастная структура населения. Известно, что возрастная структура мигрантов и возрастная интенсивность территориальной подвижности населения весьма устойчивые во времени и в пространстве параметры миграционного процесса.

Как бы ни отличались миграционные потоки по регионам, общему уровню и интенсивности, профили возрастной структуры миграции имеют очень сходные черты по различным странам и регионам. Наиболее высока пространственная мобильность в молодых трудоспособных возрастах, затем она снижается; зачастую возникают всплески активности в околопенсионных возрастах.

В Кыргызстане отсутствуют официальные данные по торговле людьми. Определить масштабы этого явления весьма трудно, так как этот процесс тщательно скрывается как преступниками, так и жертвами.

Предотвращение и борьба с торговлей людьми является одним из приоритетных направлений государственной миграционной политики республики. Правительством предприняты шаги по систематизации и координации деятельности по борьбе с торговлей людьми.

Так, 21 апреля 2002 г. был подписан Указ Президента «О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике» 2 и Программа мер по его реализации на 2002-2005 гг. Мониторинг её выполнения показал, что была проделана большая работа по совершенствованию национального законодательства, приняты законы «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» от 17 марта 2005 г., 3 и «О внешней трудовой миграции» от 13 января 2006 г. 4. Внесены изменения и дополнения в статью 124 Уголовного кодекса республики от 9 августа 2003 г.

Для усиления эффективности взаимодействия органов государственного управления, международных и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми и для реализации Закона «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» разработан План действий по борьбе с торговлей людьми на 2008-2011 гг.

Основой для регулирования миграционных процессов является нормативная правовая база, которая к настоящему моменту сформирована в республике, а именно: законы «О внешней миграции», «О внешней трудовой миграции», «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», а также «Концепция государственной миграционной политики Кыргызской Республики», утвержденная указом Президента, и подзаконные акты по их реализации.

В миграционных процессах преобладают стихийные потоки, и добиться их регулирования в целесообразных для государства объёмах и направлениях является целью государственной миграционной политики.

 

Библиографический список

1. Миграция населения: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России» / Под ред.О.Д. Воробьевой. М., 2016. 191 с.

2. www.pr.kg.

3. www/cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1650

4. www.kenesh.kg/ru/draftlaw/download/80809/accompdoc/ky/

STATE OF EXTERNAL MIGRATION PROCESSES OF CIS COUNTRIES

 

O.A. Togusakov1, doctor of philosophical sciences, professor, corresponding member

A.A. Akayev2, senior lecturer

1National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

2Osh state university

1(Kyrgyzstan, Bishkek)

2(Kyrgyzstan, Osh)

 

Abstract. The article analyzes the formation of the migration policy with regard to legal approaches to the regulation of labor migration, which should be started with a reference to the main principles and norms of the relevant international legislation at the regional level, that is, the CIS level.

Labor migration in the CIS countries immediately after the disintegration of the USSR began to gain momentum rapidly. In this connection, the need arose quickly, first of all, to protect the rights of labor migrants, as the national legislation on migration in the CIS countries was only beginning to be created, and in some countries it was not at all.

Keywords: labor migrants, migration situation, visa-free regime, migration flow, public administration.