Яруллин Р.Р. Состояние и совершенствование налоговой политики на региональном уровне / Р.Р. Яруллин, А.А. Зубаирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 150-153

 

СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор

А.А. Зубаирова2, студент

1Башкирский государственный университет

2Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание налоговой политики, ее состояние и совершенствование на региональном уровне, а также ее основные направления на долгосрочную перспективу. Определены ключевые налоги, формирующие консолидированный бюджет. Выполнен анализ современного состояния налоговой политики в Республике Башкортостан. Также выявлены недостатки налоговой политики на региональном уровне, и обоснована необходимость дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: налоговая политика, регион, социально-экономическое развитие региона, налоговая стратегия, налоговая система, налоговые и неналоговые доходы, налог на прибыль, консолидированный бюджет, косвенные налоги, налоговый период.

 

 

Налоговая политика является важнейшей составной частью социально – экономической политики государства, которая ориентирована на обновление экономической ситуации страны и регионов, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества.

Главным недостатком действующей налоговой системы является нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения, от которых в бюджет поступает до 70% всех налоговых поступлений. Косвенные налоги являются ценообразующим фактором, и, если они будут высокими, это приведет к сокращению платежеспособного спроса, а следовательно, и объема производства и потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Цена такой политики высока – инфляция, экономическая стагнация, рост цен на потребительские товары [2].

Все эти проблемы нарушают систему доходов бюджета, серьезно влияют на инвестиционную привлекательность, ухудшают инновационное развитие. Поэтому необходимость налогового реформирования в нашей стране очевидна. И основная задача в данной ситуации – создание простой и стабильной налоговой системы. Следовательно, вносить каждый месяц изменения в налоговое законодательство недопустимо, необходимо накапливать необходимые дополнения и изменения, и вводить их с первого января следующего года. Усиление защищенности налогоплательщиков будет способствовать возврату в легальную сферу капиталов, находящихся в безналоговом обороте или вывезенных за границу. Должны быть удовлетворены интересы всех социальных слоев общества, имеющих большие различия в получаемых доходах – государственных служащих, работников, предпринимателей, пенсионеров, учащихся и других. Нестабильность и несовершенство налоговой системы России не может привлечь иностранные инвестиции в предприятия России, что так же отрицательно сказывается на экономической и социальной динамике общества [1].

На сегодняшний день, приоритетными направлениями развития налоговой политики Республики Башкортостан на период до 2030 г. являются: сохранение преемственности в достижении поставленных ранее целей и задач, которые предусматривают повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста; выполнение социальных гарантий; стимулирование инвестиционной и инновационной активности в условиях складывающейся экономической ситуации.

В соответствии с налоговой политикой республики сформирована основная цель государственной программы – организовать работу по повышению качества администрирования бюджета и совершенствованию налогового законодательства РБ [5].

Для достижения поставленной цели реализации подпрограммы предусматривается решение следующих приоритетных задач, таких как, выявление резервов увеличения доходов консолидированного бюджета РБ и проведение оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок установленных законодательством Республики Башкортостан.

Основные направления налоговой политики РБ на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. формируются в соответствии с программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р, и государственной программой «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года № 315 (с последующими изменениями).

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ – это важнейший показатель, который характеризует уровень развития региона в целом. Он входит в число 12 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199. В текущем году складывается положительная динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета РБ. Это происходит в основном за счет роста налога на прибыль организаций, имущественных налогов, государственной пошлины, а также неналоговых доходов.

Обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РБ не ниже темпа роста ВРП является стратегической целью государственной программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан».

Анализ показывает, что налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета РБ на 1 апреля 2017 г. составили 35647,0 млн. руб. или 24,5% к годовому плану, увеличившись по сравнению с поступлениями аналогичного периода 2016 г. на 3836,2 млн. руб. или на 12,1%. Основными источниками доходов являются: налог на прибыль организаций – 11503,2 млн. руб. (32,3% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налог на доходы физических лиц – 10703,3 млн. руб. (30,0%), акцизы – 4245,8 млн. руб. (11,9%), налоги на имущество – 3754,2 млн. руб. (10,5%), налоги на совокупный доход – 1565,3 млн. руб. (4,4%). По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличились поступления: налога на прибыль организаций – на 3736,7 млн. руб. или в 1,5 раза, налога на доходы физических лиц – на 746,8 млн. руб. или на 7,5%, акцизов – на 311,2 млн. руб. или на 7,9%, налогов на имущество – на 115,2 млн. руб. или на 3,2%, налогов на совокупный доход – на 79,6 млн. руб. или на 5,4%. [4].

В части налога на прибыль организаций следует отметить, что начиная с первого отчетного периода 2017 г, изменяется порядок учета убытков прошлых налоговых периодов при исчислении налога на прибыль организаций. Согласно пункту 2.1 статьи 283 НК РФ в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Также хочется отметить, что в республике принят закон о снижении налога на прибыль для приоритетных инвестпроектов. В настоящее время ставка налога на прибыль установлена в размере 13,5% для организаций, заключивших с Правительством республики инвестиционные соглашения о реализации приоритетных инвестиционных проектов. Такие изменения предусматривают снижение ставки для инвесторов до 12,5% в 2017-2020 гг. Это право предоставлено Кодексом после централизации в федеральном бюджете 1% налога на прибыль. Таким образом, льгота инвесторам сохранится в размере 4,5% [3].

Приоритетом в области региональной налоговой политики остается обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки, включая «замораживание» кадастровой стоимости для исчисления имущественных налогов. Будут продолжены мероприятия по развитию доходной базы республики на основе факторного анализа и регулярной оценки внутренних и внешних рисков развития экономики, совершенствованию налогового законодательства, включая стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что на долгосрочную перспективу в налоговой политике будет сохранена преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, которое предусматривает увеличение эффективности администрирования доходов для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности. То есть, приоритетом в области региональной налоговой политики останется обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки.

Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнюю налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

 

Библиографический список

1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. – 2012. – №9.

2. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. – М., 2014. – 307 с.

3. Налоговая политика 2017. Журнал «Экономика и жизнь», 12.10.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/news/326236/.

4. Основные направления налоговой политики Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsrb.ru/ru/organization/documents/files/02_Материалы%20к%20проекту%20закона%20РБ%20о%20бюджете%20на%202017-2019%20г.pdf.

5. Стратегия развития Республики Башкортостан 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya-respubliki-bashkortostan-2030/

STATE AND IMPROVEMENT OF TAX POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

 

R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor

A.A. Zubairova2, student

1Bashkir state university

2Ufa Branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

 

Abstract. This article discusses the content of tax policy, its status and development at the regional level and its basic directions for the long term. Identified the key taxes that form the consolidated budget. Produced analysis of the current state of tax policy in the Republic of Bashkortostan. Also revealed the shortcomings of the tax policy at the regional level, and the necessity of further improvement.

Keywords: tax policy, region, socio-economic development of the region, tax strategy, tax system, tax and non-tax revenues, profit tax, consolidated budget, indirect taxes, tax period.