Костылев С.В. Система культурных ценностей как аксиосфера современного социума // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 214-219.

СИСТЕМА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

 

С.В. Костылев, ст. преподаватель

Сибирский федеральный университет

(Россия, г. Красноярск)

 

Аннотация. В статье рассматривается система культурных ценностей, представляющая собой совокупность разнообразных условий и факторов (фундаментально-базовые: новации, традиции, ценности; знаково-символические: идеи, смыслы, индексы, значения; функционально-структурные: коммуникативные, информационные, интерактивные; организационно-управленческие: материальные, финансовые, административные), созданных субъектами художественного процесса и влияющих на эстетическое и духовно-нравственное развитие и саморазвитие личности.

Ключевые слова: система культурных ценностей, аксиосфера, социально-культурные институты, кодирование, институциональный компонент, информационно-коммуникативный компонент, нормативно-правовой компонент, организационно-управленческий компонент.

 

 

Необходимость и актуальность научных исследований форм и практик, связанных с процессом создания, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей, организацией культурно-просветительной деятельности, художественного образования и эстетического воспитания обусловила введение в культурологию новых категорий. Это позволило более полно и глубоко характеризовать культурные ценности с учётом активности в их освоении, а также на основе их понимания как источника саморазвития, самоопределения и самореализации личности.

Одним из таких понятий выступает «система культурных ценностей», позволяющее определить проблему интеграции социально-культурных возможностей общественных институтов культуры и искусства в условиях обеспечения художественно-творческого формирования и духовно-нравственного развития человека.

Применительно к системе культурных ценностей, как впрочем, к любой социокультурной системе, ее организационную структуру следует рассматривать на основе определенного понятийно-категориального аппарата. В данном контексте необходимо говорить о компонентах этой системы, ее элементах и определенного рода уровнях функционирования в условиях современного общества.

Формирование, функционирование и развитие системы культурных ценностей как аксиосферы должно удовлетворять ряду принципов системности:

во-первых, данная система должна быть составной частью общества;

во-вторых, ни один из ее компонентов не может быть репрезентантом системы в целом;

в-третьих, между системой и ее элементами существует диалектическая взаимосвязь.

Под компонентом (лат. componens – составляющий) системы культурных ценностей будем понимать такое ее устойчивое и единичное образование, в котором в специфической и конкретной форме реализуется основная социокультурная функция всей системы и которое, являясь органическим и составным ее сегментом, не может быть более раздроблено без потери ее собственной целостности.

Таким образом, система культурных ценностей – это целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, основными из которых являются институциональный, информационно-коммуникативный, нормативно-правовой, организационно-управленческий.

Место и положение каждого компонента в системе культурных ценностей определяет конечная совокупность качеств, которая в свою очередь зависит от исторических традиций территории, существующего состава населения, этнических и социально-культурных различий.

Однако одного только указания определенной суммы качеств какого-либо компонента системы недостаточно для уяснения его роли в ней. Необходимо раскрыть сущность и особенности, которая делает его элементом именно системы культурных ценностей.

Компоненты системы культурных ценностей как ее содержательные части сами по себе еще не определяют сущности и характера ее функционирования. Под структурой (лат. structura строение) применительно к данной системе в одних случаях понимают ее простое поэлементное строение, количественный состав, а в других – существенные взаимосвязи, определяющие не только качественную природу системы культурных ценностей, но главным образом ее качественные особенности.

Основным элементом системы культурных ценностей является институциональный компонент, т.е. совокупность институтов (государственных, муниципальных, общественных), занимающийся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей в общественной жизни.

К социально-культурным институтам, обеспечивающим создание ценностей культуры, относятся творческие союзы художников, писателей, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей; киностудии, театры, филармонии, художественные фонды, мастерские, дома ремесел и т.п.

По мнению А.Я. Флиера к творческим институтам относятся театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, художественно-производственные мастерские и иного рода художественные коллективы, творческие союзы, объединения и организации художественно-творческого профиля [5, с. 79].

Деятельность институтов культуроохранного типа направлена на сохранение объектов и памятников культурно-исторического наследия, имеющих культурную ценность: реставрационные мастерские, историко-художественные заповедники, дворцово-парковые ансамбли и усадьбы и т.д.

Культурно-просветительные институты, занятые трансляцией культурных ценностей: музеи, художественные галереи и выставочные салоны, библиотеки, кинотеатры, средства массовой информации и т.д.).

  1.                   Музеи и художественные галереи – научно-исследовательские или художественно-просветительские учреждения, осуществляющие хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников истории материальной и духовной культуры. Деятельность музеев и галерей направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного и художественного наследия. Отношения между музеями и пользователями художественных услуг строятся на принципе партнёрства и сотрудничества.
  2.                   Театрально-зрелищные и концертно-филармонические предприятия (театры, концертные организации, цирки, киноразвлекательные комплексы и т.д.) учреждения, обеспечивающие непосредственные контакты между различными категориями населения и искусством. Они оказывают разнообразные  культурно-досуговые услуги, связанные с проведением спектаклей, концертов, киносеансов, других театрально-зрелищных и цирковых мероприятий с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов и направленные на удовлетворение духовных потребностей личности.
  3.                   Дворцы и Дома культурыгосударственные или ведомственные учреждения культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами ДК являются: создание условий для активного отдыха населения; предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива художественной самодеятельности; оказание социокультурных услуг населению; организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок; организация разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской работы; игровая и концертная деятельность [3, с. 28-29].
  4.                   Библиотеки – культурно-просветительские и научно-вспомогательные учреждения, организующие сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Библиотеки приобщают граждан к систематическому чтению, прививают им навыки самостоятельной работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности в информации; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями, организуют книжно-иллюстративные и художественные выставки.
  5.                   Парки культуры и отдыха представляют собой участки земли с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и др., предназначенные для прогулок, развлечения, работы различных аттракционов, проведения массовых и традиционных праздников, музыкальных и песенных фестивалей, творческих встреч с деятелями культуры и искусства, спектаклей и концертов с участием творческих коллективов, театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок, семейных дней отдыха, познавательно-игровых и музыкальных программ.

Подготовку кадров для сферы культуры осуществляют образовательные учреждения художественного профиля (художественные, музыкальные школы, Детские школы искусств, учреждения среднего профессионального и высшего образования).

Информационно-коммуникативный компонент обеспечивает непрерывный обмен информацией и взаимодействие между всеми институтами системы культурных ценностей, которое предполагает механизмы кодирования передаваемых сообщений с соответствующими семантическими, семиотическими и символическими характеристиками.

Процесс кодирования информации о культурных ценностях представляет собой преобразование сообщения в определенные сигналы (вербальное кодирование), знаках-индексах, знаках-иконах и знаках-символах (невербальное кодирование).  

Известный теоретик искусства Борис Гройс разработал концепцию сигналов произведений искусства в обществе, которые свидетельствуют о процессах, происходящих в обществе. Б. Гройс пишет о художественных произведениях как о «системе символических ценностей», поскольку художественные объекты носят в себе знаковые сообщения, а творческие идеи предстают в знаково-символической форме. Следовательно, художественные произведения следует рассматривать как некий метатекст в котором совмещаются знаковые системы и символы социума [2].

Клиффорд Гирц в своей статье «Искусство как культурная система» рассматривает искусство как символическое выражение культурного опыта художника, произведения искусства содержат в себе знаки и сигналы, которые воспринимаются зрителем [1].

Информационно-коммуникативный компонент обеспечивает трансляцию культурных ценностей через средства массовой информации: печатные (журналы, газеты, книги, постеры и т.д.) и электронные (радио, телевидение, Интернет и т.д.).

Виртуальная среда как новая форма коммуникационных технологий открывает большие возможности перед системой создания, сохранения и распространения культурных ценностей и предполагает открытость и доступность к освоению ценностей потребителями культурных услуг (оцифровка музейных коллекций, виртуальные туры по выставочным залам и галереям и т.п.).

Нормативно-правовой компонент образуют различные нормы, которые определяют законодательные принципы защиты и сохранения культурных ценностей. В них отражены основные положения законодательных актов федерального уровня, а также принятых международных актов, рекомендаций и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации мер, направленных на запрещение и предупреждение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В правовом регулировании культурных ценностей ведущее место принадлежит таким международным и отечественным актам как  Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г., Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и др.

В перечисленных нормативно-правовых документах законодательно закреплен запрет на любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении  ценностей.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на осуществление оперативного, тактического и стратегического управления в интересах общества, государства и личности, включая постановку социально-значимых целей, формирование технологий их достижения, планирование и организацию деятельности для получения максимально возможных результатов в системе культурных ценностей.

Представленные структурные компоненты системы взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, способствуя ее жизнедеятельности, обеспечивают эффективную реализации функций в обществе.

Содержание деятельности системы культурных ценностей, многообразие и разноплановость которых дифференцируется в зависимости от их тактических и стратегических задач, реализуется по целому ряду направлений:

образовательно-просветительское формирование у личности социально-ориентированных и культурно-эстетических норм и отношений как важнейшего компонента ее общего развития на основе достижений мировой и отечественной цивилизации;

гражданско-патриотическое воспитание глубокого гражданского и конституционного долга, формирование важнейших культурно-исторических ценностей, отражающих специфику возникновения и развития отечественного общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;

духовно-нравственное (ценностно-ориентационное) осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;

художественно-эстетическое всестороннее развитие личности в области искусства, возможность принимать непосредственное участие в создании материальных, духовных и художественных ценностей, приобщиться к национальной культуре;

проектно-творческое – деятельность, имеющая общую цель, задачи, технологии, способы и методы, направленные на создание уникальных артефактов.

Анализ использования категории «система культурных ценностей» в культурологической науке позволяет выделить несколько основных аспектов понимания её социокультурного, художественного и аксиологического содержания:

важнейший феномен человеческой культуры, искусства и художественной практики и сущностная характеристика индивидуального существования субъекта как носителя национально-культурных ценностей и традиций;

особая аксиосфера, где субъективно задаются множества отношений и связей, где реализуются специальные практики различных ценностных систем по развитию индивида; его социализации и инкультурации;

      целостный многофункциональный комплекс, для которого характерна культурологическая, эстетическая и аксиологическая целесообразность организации художественного процесса с целью развития, образования и воспитания личности;

      определённый результат освоения субъектом культурных ценностей, степень познания, усвоения и присвоения субъектом возможностей системы на основе её субъективного восприятия.

Система культурных ценностей, обеспечивающее эффективное этическое воспитание и эстетическое развитие личности, должна характеризоваться:  

  1. Устойчивостью и стабильностью процессов социально-культурного творчества с использованием знаково-образных и художественно-выразительных средств;
  2. Способностью к комплексному решению задач развития художественной, образовательной, информационно-просветительной, рекреативно-оздоровительной, анимационной деятельности.
  3. Взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимно компенсирующих друг друга пространств, в которых осуществляется процесс изучения и освоения культурно-исторического, художественного и природного наследия.
  4.  Побудительно-мотивированным характером регламентации жизни; осмысленностью художественно-творческих, информационно-просветительных, культурно-досуговых видов деятельности.
  5. Достаточным разнообразием различных элементов системы, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную, художественную и образовательную нишу.
  6. Направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые субъектами культурыкак нечто само собой разумеющееся и являющееся необходимым условием.

Проблема динамичности системы культурных ценностей связана с комплексом политических, экономических, социально-культурных, технологических и других условий, поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него разнообразных факторов.

Проводя анализ динамики системы культурных ценностей необходимо иметь в виду два момента:

во-первых, все составные части системы находятся в состоянии постоянного взаимовлияния и взаимодействия. Изменение одного из них неизбежно приводит к тому, что происходят изменения в других компонентах. Поэтому их мониторинг, анализ и исследование проводятся не по отдельности, а комплексно, с отслеживанием не только собственных трансформаций в отдельном компоненте, но и с выяснением того, какие последствия повлекут за собой данные изменения в других элементах системы;

во-вторых, сила и степень влияния отдельных элементов системы неодинакова и различна. Поэтому составляется анализ тех внешних условий, которые являются потенциальными носителями факторов и изменений, в которых могли быть открыты дополнительные возможности для применения адекватных технологий и инструментов регулирующего воздействия при реализации управленческого решения.

Стабильное функционирование системы культурных ценностей обусловлено уровнем развития производительных сил, духовного потенциала, состоянием трудовых ресурсов, благосостоянием, социальной структурой населения. Удовлетворение основных культурных и художественных потребностей и интересов человека зависит от уровня художественно-эстетического воспитания граждан и культурного потенциала региона.

По своему социокультурному назначению система культурных ценностей должно отвечать трём основным требованиям: формировать общественно и личностно значимые этические и эстетические потребности, интересы, запросы и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами; создавать условия для самореализации духовных сил личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурного потенциала региона.

Таким образом, система культурных ценностей, создавая благоприятные условия для разработки и реализации программ и проектов по решению актуальных проблем развития искусства, характеризуется следующими признаками:

 наличие компонентного (элементного) состава, включающего в себя институциональный, информационно-коммуникативный, нормативно-правовой, организационно-управленческий сегменты, взаимодействующие между собой;

 возможность существования системы только относительно какого-либо субъекта (индивидуального или совокупного), для которого оно имеет определенную значимость;

 преднамеренность создания системы культурных ценностей и способность ее к изменению и развитию;

 наличие системообразующих, системосвязующих и системоопределяющих элементов.

 

Библиографический список

1. Гирц К. Искусство как культурная система // Социологическое обозрение. Т.9. 2. – 2010. С. 31-55.

2. Гройс Б. Апология рынка // Декоративное искусство СССР. – 1991. – №2. – С. 12-23.

3. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры.– М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.

4. Костылев С.В., Викторук Е.Н. Методы и технологии арт-менеджмента в системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства. монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2016. – 194 с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.

 

 

SYSTEM OF CULTURAL VALUES AS AKSIOSFERA OF MODERN SOCIETY

 

S.V. Kostylev, senior lecturer

Siberian federal university

(Russia, Krasnoyarsk)

 

Abstract. In article the system of cultural values representing set of various conditions and factors is considered (fundamental and basic: innovations, traditions, values; sign and symbolical: ideas, meanings, indexes, values; functional and structural: communicative, information, interactive; organizational and managerial: material, financial, administrative), created by subjects of art process and influencing esthetic and spiritual and moral development and self-development of the personality.

Keywords: system of cultural values, axiosphere, welfare institutes, coding, institutional component, information and communicative component, standard and legal component, organizational and managerial component.