Суханов М.С. Роль знаменного пения в духовно-нравственном возрождении российского общества / М.С. Суханов, А.Н. Гаращенкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 31-34

РОЛЬ ЗНАМЕННОГО ПЕНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

М.С. Суханов, канд. ист. наук, доцент

А.Н. Гаращенкова, студент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал

(Россия, г. Арзамас)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию знаменного пения как одного из уникальных явлений русской православной культуры. Проанализированы особенности структурных элементов, мелодико-ритмическая система пения, а также определена его роль в процессе духовно-нравственного воспитания граждан России.

Ключевые слова: знаменный распев, духовно-нравственное воспитание, православие, духовная культура, церковное пение.

 

 

В настоящее время Российская Федерация переживает один из самых сложных и динамичных периодов своей истории, характеризующийся возрождением традиционных ценностей и духовной культуры, которые в связи с глобализационными процессами долгое время находились под гнетом западной культуры, с целью консолидацией российского общества для противостояния внешней угрозе в лице нарастающего экстремизма, терроризма, санкций со стороны западных стран. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8, 9].

Русская культура играет огромную роль в духовном возрождении общества, так как способна сохранить и донести духовный смысл до личности через художественное творчество. Её фундаментом является православное вероучение. На современном этапе религиозное воспитание является одним из важнейших аспектов в процессе духовно-нравственного становления личности гражданина России. В связи с этим возникает необходимость показать составляющие русской православной культуры, обратившись к ее духовным основаниям.

Среди феноменов русской духовной культуры, в котором видятся основы возрождения общества, ученые выделяют церковное пение – язык, с которым человек приходит к Богу, выражение благоговеющей перед Богом души; своеобразная духовная идея, определившая движение различных сфер сознания человека и воплощающаяся в реальных образцах [1, с. 33]. Русский музыкальный историк церковного пения конца XIX – начала XX века, палеограф, композитор В.М. Металлов писал: «История церковных напевов – это историческое раскрытие религиозного сознания и художественного миропонимания русского человека» [3, с. 44].

В русской православной традиции основным и старейшим видом древнерусского богослужебного пения, тесно связанным с русским словом и с речевой культурой, является знаменное пение (распев), которое существует и поныне. В его основу положено одноголосное хоровое исполнение композиции [4, с. 51]. Принцип распева представляет собой стремление к соединению со всех песнопений службы единой мелодико-ритмической системе, «в результате чего вся служба становится как бы одним песнопением, пронизанным единым молитвенным дыханием» [1, с. 65]. В данном случае подчеркнуто преобладание коллективизма над индивидуализмом, исконно свойственное русскому народу.

Этимология названия связана с древнерусским понятием «знамя», которое родственно христианскому понятию «знамение», означающему «символ», «знак». Знаменами назывались знаки, которые использовались для записи пения [5]. В православии каждый вид искусства, каждый род деятельности рассматривается как служение Богу. В связи с этим, говоря о названии данного вида церковного пения, следует акцентировать внимание не на технической стороне, а на том, что оно являлся неким знаком, знаменем, некоей записью, знаменующей собой явление более высокого порядка. С древних времен знаменное пение является прообразом «ангельского пения» [4, с. 45].

Первые знаменные певческие азбуки датируются XV веком. Они содержат в себе интересный и насыщенный материал для исследования музыкальной семиографии в трех планах: 1) графическом (начертание), 2) в названии знамени, 3) в его значении [1, с. 66].

Графический образ знаменного пения – это его письменная, изобразительная сторона. В начертании знамен используется знак «крюк», поэтому знаменное пение называют «крюковое». Зрительный образ связывал звуковой мир с семантикой культуры. Ее исследование позволяет не только узнать о том, какой была древнерусская музыка, но и понять стиль мышления наших предков, их эстетические представления, богатство творческой фантазии и восприятия. В зрительном образе знаменных нот отражаются элементы христианской символики. Например, символ чаши проявляется в таких знаменах, как «чашка», «подчашие», «чашка полная» [2, с. 83].

Названия знамен, фит, попевок и целых песнопений также содержат в себе яркую образно-ассоциативную часть наряду с технологическим значением. Названия знамен в азбуках-толкованиях XVI-XVII вв. века дают примеры отчетливой связи названия и приема голосоведения: «голубчик – горкнуть из гортани», «тряска – гортанью потрясти», «скамейца – к земле пригнуть» и т.д. [5].

Певческие азбуки XVIXVII веков показывают два значения крюковых знамен. Большинство крюковых азбук содержат толкование знамен в привычном для нас смысле и значении слова «пение». Такие азбуки указывают, какие именно движения голоса обозначаются тем или иным крюковым знаменем. Однако существует целый ряд азбук, в которых тем же самым крюковым знаменам приписываются значения определенных состояний сознания или определенных психических качеств. Сопоставляя содержание азбук, можно говорит о том, что одно и то же крюковое знамя обозначает одновременно и определенное движение голоса, и определенное состояние сознания [3, с. 54]. Приведем несколько примеров: «крюкъ простой – крепкое ума блюдение от золъ», «крюкъ мрачный – крепкое целомудрие намъ и надежда», «стопица – смиренномудрие в премудрости», «статия мрачная – за чистоту душевную и телесную крепкое страдание» и др. [5].

Знаменный распев не имеет четкой фиксации высоты звучания. Музыковед Б.П. Карастоянов для характеристики высоты знаменного распева ввёл понятие «тонема», которое обозначает не какой-то конкретный звук, а переход с одного звуковысотного уровня на другой уровень либо постоянное пребывание на одном и том же уровне. И в том и в другом случае тонема обозначает некий процесс, некое движение, в ней заложена некая «идея текучести или протекания». Однако между отдельными тонемами отсутствует ярко выраженная система тяготений [6].

Основной точкой отсчета звуковысотных связей является понятие «строки». В звукоряде строки нет господствующих и подчиненных звуковысотных уровней, а значит, и нет уровней более тяжелых и менее тяжелых. Уровень строки ни в коем случае нельзя приравнивать к основному тону, так как строка есть всего лишь результат условной договоренности [4, с. 43]. Ощущение пребывания, а также отсутствия необратимого, четко направленного движения приводит к переживанию остановки времени, остановка же времени вызывает в сознании представление о соприкосновении с вечностью.

Ритмический рисунок знаменного распева представлен тактовым (характерен для певческого искусства, формирующегося на основе звучащего слова, логически-конструктивных связей) и свободным (элемент смеховой культуры, скоморошества) ритмами, которые символизируют два противостоящих друг другу музыкальных мира – слово и движение, мысль и непосредственное чувственное выражение – в древнерусском искусстве они были полюсами эстетико-филосовской системы подобно высокому и низкому, духовному и телесному, небесному и земному. В наибольшей степени асимметрия выражена в старом знаменном распеве (до XVI в.). Для характеристики ритмического «состояния» знаменных песнопений чрезвычайно важно учесть типично христианское, идущее от Византии осуждение телесных движений при совершении культовых обрядов [2, с. 7273].

Знаменный распев развивался в рамках системы осмогласия. Идея «осьмеричности «лежит в основе мироздания [6]. В шесть дней сотворил Господь мир и «благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить». Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, день будущего века (Царствия Небесного) [7, с. 643]. Восемь гласов составляли «столп» – цикл, повторявшийся каждые восемь недель. В связи с этим знаменный распев иногда называют столповым. Система осмогласия представляла собой сумму отстоявшихся мелодия, формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас [2, с. 85].

Древнерусская теоретическая система нотации выработала основы, которые позволили выстроить мелодическую линию и увидеть ее структуру без привлечения понятий абсолютной высоты звука и кратности ритмических соотношений. В связи с этим распев не имеет четкой метроритмической структуры.

В настоящее время идет активный процесс возрождения знаменного пения, проводятся различные фестивали, а также создан Фонд знаменных песнопений, который представляет собой электронную базу древнерусских певческих рукописей.

Таким образом, в содержании знаменного пения преобладает не эстетическая, а религиозно-транцендентальная функция – главным является внутренняя сосредоточенность на молитве, с помощью которой осуществляется общение с Богом. Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, позволяют интернализировать традиционные для русского народа православные ценности, что способствует духовному возрождению и единению общества.

 

Библиографический список

1. Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.

2. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. – М: Филология, 1997. – 219 с.

3. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России / В.М. Металлов. Репр. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 150 с.

4. Мещерина Е.Г. Музыкальная культура Средневековой Руси. – М.: Изд-во «Канон», 2007. – 316 с.

5. Певческое наследие древней Руси в наше время. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/pevcheskoe-nasledie-drevnej-rusi-v-nashe-vremya (дата обращения: 14.08.2017).

6. Карастоянов Б.П. О таблицах мелодических формул знаменного распева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znamen.ru/txt/k/tabl.htm (дата обращения: 17.08.2017).

7. Библия. – М.: Русское библейское общество, 2013. – 1361 с.

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 18.08.2017).

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 18.08.2017).

 

THE ROLE OF THE ZNAMENNY CHANT IN THE SPIRITUAL AND MORAL

REVIVAL OF RUSSIAN SOCIETY

 

M.S. Sukhanov, candidate of historical sciences, associate professor

A.N. Garashchenkova, student

National research Nizhny Novgorod state university. N.I. Lobachevsky Arzamas department

(Russia, Arzamas)

 

Abstract. The article is devoted to the study of znamenny chant as one of the unique phenomenon of Russian Orthodox culture. There were analyzed features of the structural elements, melodic, rhythmic system of singing, and defined its role in the process of spiritually-moral education of Russian citizens.

Keywords: znamenny chant, spiritual and moral education, Orthodoxy, spiritual culture, church singing.