Дунаева, Т. Ю. Роль социальной политики государства в контексте семейно-брачного поведения / Т. Ю. Дунаева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 153-155.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ

СЕМЕЙНО-БРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотации. В статье рассматриваются семья, брак на фоне трансформирующейся отечественной социально-экономической системы. Государственная семейная политика является важной составляющей формирования и реализации мер активной семейной политики, направленной на стимулирование рождаемости, укрепление и развитие института семьи, улучшение социально-экономических условий.

Ключевые слова: семья, детство, брак, семейная политика, модернизация.

 

 

Модернизация общества в ХХ-ХХI вв. повлияла и на первостепенные институты – семью, брак и родительство. С переходом России в капиталистическую фазу развития рождаемость начала медленно сокращаться, сказались большие потери в Великой отечественной войне и беспрецедентно низкий уровень рождаемости в первой половине 1990-х годов. В последние десятилетия к низкому уровню рождаемости прибавилось число неполных семей, выросло число разводов, распространился так называемый «гражданский» брак» и мода на западный образ жизни, где альтернативой традиционным институтам пришли индивидуалистические ценности и самореализация. В наше время это создало демографическую яму [1, С. 13-17].

 Важной частью регулирования кризисных явлений в демографии является социальная политика. В практическом аспекте социальная политика – это деятельность государства (меры, мероприятия) по установлению, сохранению и изменению социального положения населения в сторону удовлетворения их социальных потребностей, перераспределению ресурсов для достижения и поддержания благополучия, повышения уровня и качества жизни, развития социальной сферы, решения социальных проблем. В полной мере социальная политика проявляется в помощи решения вопросов семьи, брака и рождаемости. По мнению А. И. Антонова: «Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная на укрепление семьи как социального института» [1, С. 246].

В отечественном законодательстве действуют нормативно-правовые акты способствующие охране семьи, материнства, отцовства и детства. Основные положения государственной семейной политики РФ закреплены в Семейном, Гражданском, Трудовом кодексах и ряде Федеральных законов. Кроме этого, основные меры, обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей, содержатся в законах и нормативноправовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и т. д.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации 40,7 млн. семей состоит из 2 и более человек. Число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн семей. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн семей). В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707. Начиная с 1 января 2007 года в России действует Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий дополнительные меры со стороны государства по поддержке семей, в которых родился не первый по счету ребенок [2]. После введения материнского (семейного) капитала, более 5 млн семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них 50 процентов семей уже воспользовались средствами. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  1.      Улучшение жилищных условий.
  2.      Получение образования ребенком (детьми).
  3.      Формирование накопительной пенсии матери. Чаще всего (94 % от общего числа реализовавших сертификатов) денежные средства были направлены на улучшение жилищных условий [3]. 28 ноября 2017 года Президентом был предложен ряд изменений, которые касаются материнского капитала. Президент объявил о необходимости продолжения программы вплоть до 31 декабря 2021 года и был дополнен список целей, на что можно потратить материнский капитал – теперь появилась возможность оплачивать услуги детского сада при достижении двухлетнего возраста, а также с 2018 года – возможность получения ежемесячных выплат [4].

Все эти меры имеют основную цель – повышение рождаемости. Государство свою политику социальной поддержки направляет в сторону поддержки «благополучной семьи». Эта модель семьи предполагает наличие юридически оформленных отношений между супругами (зарегистрированный брак); это полная семья (супружеская пара (родителей) и детей); это детная семья (двое и более детей). Именно в отношении популяризации такой семьи действуют национальные проекты: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России». И социальные проекты: введено награждение медалями «лучших матерей и отцов». 2008 год был объявлен годом семьи и детства. 12 июля 2012 года стали проводить праздник Петра и Февронии. 15 мая отмечается международный день «Семьи, любви и верности». Все эти меры ведут к популяризации семейного образа жизни.

Одни специалисты полагают, что именно эти меры направленные на популяризацию конкретной модели «благополучной» семьи с точки зрения государства могут быть эффективны для роста семейного статуса и родительства [5, С. 152-154]. Другие специалисты считают, что семейная политика не должна быть направлена только на формирование и поддержку только определенного, «традиционного» типа семьи, а должна быть направлена на удовлетворение потребностей всех семей, признавать разнообразие форм семьи и родительства, быть более гибкой в своей реализации [6, С. 44-54; 7, С. 23-42].

Таким образом, в России существует продуманная и функционирующая социальная политика в отношении семьи и роста народонаселения, его благополучия. В тоже время сама проблема, связанная с кризисом семьи свидетельствует о том, что в обществе начался демографический переход, связанный с глубинными изменениями в системе ценностей и потребностей семьи, идет трансформация функций семьи. Эволюция семьи и семейных ценностей необратима, и общество должно принять условия существования современной семьи.

В этих условиях государственная семенная политика является важной составляющей формирования и реализации мер поддержки семьи направленной на стимулирование рождаемости, укрепление и развитие института, улучшение социально-экономических условий её жизнедеятельности, в том числе через популяризацию семейного образа жизни и родительства на государственном уровне.

 


Библиографический список

1. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 640 с

2. Федеральный закон №256-ФЗ от 22 декабря 2006 г. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

3. Федеральный закон РФ от 08.03.2015 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей // СПС «Гарант». URL: www.garant.ru (дата обращения: 25.03.2017).

4. Материнский капитал: новое в 2018 году [Электронный ресурс]: http://www.pfrf.ru/press_center/~2018/02/07/152667 (дата обращения: 08.03.2018).

5. Сайфутдинова Г.Б. Брак, семья, родительство в республике Татарстан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 6. Ч. 2. С. 152-154.

6. Чернова Ж. В. Семейная политика современной России: гендерный анализ и оценка эффективности // Женщина в российском обществе. 2011. №3. С. 44-51.

7. Чернова Ж. В. «Демографический резерв»: молодая семья как объект государственной политики // Женщина в российском обществе. 2010. №1. – С. 23-42.

 

 

THE ROLE OF SOCIAL POLICY OF THE STATE IN THE CONTEXT

FAMILY-MARRIAGE BEHAVIOR

 

T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article deals with family, marriage and reproductive behavior against the background of the transforming domestic socio-economic system. State Seed Policy is an important component of the formation and implementation of measures of active family policy aimed at stimulating the birth rate, strengthening and developing the institution of the family, and improving socio-economic conditions.

Keywords: family, childhood, marriage, family policy, moderation.