Асанов Ж.К. Роль преемственности в развитии и  функционировании традиций кыргызов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 1. – С. 58-62.

РОЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

ТРАДИЦИЙ КЫРГЫЗОВ

 

Ж.К. Асанов, канд. филос. наук, ст. науч. сотр.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек).

 

Аннотация. В данной статье рассматривается природа преемственности традиций кыргызского народа, также в ней говорится о том, что понятие «преемственность» эксплицируется в неразрывной связи с категориями «отрицания», «снятие», «связь состояний», следовательно, наиболее полное выражение оно получает в диалектическом законе отрицания отрицания. Важнейшей стороной (появлением) этого закона является преемственность, в частности, преемственность национальных традиций, который носит культурно-исторический, этнокультурный характер в контексте диалектики социумов.

Ключевые слова: преемственность, традиции, историческая логика, феномен, социум, ценности, культура, цивилизация.

 

 

В развитии и функционировании традиции определяющую роль играет преемственность, поскольку через нее выявляется историческая логика возникновения нового, связывается прошлое с настоящим и будущим. Отсюда ее основная черта сохранение целостности, устойчивости постоянно обновляющейся социально-культурной системы. Преемственность выражает отношения между такими биполярными понятиями, как новое и старее, устойчивость и изменчивость, хорошее и плохое и т.д. Следовательно, преемственность выступает основным признаком бытия народных традиций. Здесь уместно привести высказывания Г.В. Плеханова о том, что «Духовная преемственность как сохранение, передача и использование накопленного мыслительного материала, духовных художественных ценностей предыдущих эпох является необходимым условием и внутренней детерминантой развития сознания» [6].

В философской традиции преемственность представляется как необходимая связь между различными этапами или ступенями развития, предметов, явлений совокупного мира, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Здесь, прежде всего, указывается на то, что преемственность есть объективная связь, осуществляемая в процессе развития, тем самым констатируется ее внутренняя противоречивость – возможность сохранения тех или иных элементов целого и, отрицания отдельных несохраняемых определенностей.

Необходимо подчеркнуть, что коснувшись метафизических абсолютизаций понимания преемственности в концепциях, не признающих теории развития, Баллер Э.А. отмечает заслуги Гегеля в теоретическом анализе феномена преемственности, развивал диалектико-материалистическое понимание преемственности, тем самым показал роль данного явления в культурно-цивилизаицонном развитии общества. Он указывает на прогрессивную и реакционную преемственности, а в сфере мыслительной деятельности — на позитивную и негативную, в научном познании отмечает специфические ее формы. «В философии, – пишет Баллер Э.А. преемственность основывается на относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики» [1].

Виды преемственности в развитии различаются как механизмом преемственности, так и ее формой; существуют особенности функционирования в области природы, общества, человеческой жизни и мышления. При этом надо отметить, что нельзя отвергать и заимствований между поколениями людей. Традиции, обычаи, нормы нравственности, особенно повседневные, т.е. вся система нормативных принципов в отношениях индивидов, насколько она может быть выделена из совокупности общественных отношений, в большинстве своем заимствуется.

Преемственность в отличие от наследственности и заимствования предполагает культурно-историческую связь людей, которая со всей очевидностью обнаруживается при переходе от одного уровня общественного развития к другому. «В преемственности совершается два противоположных процесса. С одной стороны, для преемственности необходима дистилляция, выделение существенного, общего из множества окружающего нас мира, с другой превращение этой общности в нечто единичное, что означает созидание некоего особого множества, удовлетворяющего потребности людей. Иначе говоря, усвоение знаний возможно при их опредмечивании и распредмечивании в труде» [4].

Следует констатировать, что само понятие «преемственность» эксплицируется в неразрывной связи с категориями «отрицания», «снятие», «связь состояний», следовательно, наиболее полное выражение оно получает в диалектическом законе отрицания отрицания. Важнейшей стороной (появлением) этого закона является преемственность, в частности, преемственность национальных традиций, который носит культурно-исторический, этнокультурный характер в контексте диалектики социумов.

Феномен или принцип преемственности очень важен для понимания сущности диалектики как теории развития и всеобщей связи, во-первых, как момент отрицания и, во-вторых, как сторона отрицания отрицания. Другими словами, такой эпистемологический подход придает пониманию преемственности в развитии более широкое значение, благодаря чему диалектика противопоставляется не только метафизике, но и релятивизму, различным формам нигилизма и скептицизма. В свое время В.И. Ленин констатировал, что в диалектике существенно отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного, без этого, т.е. без понимания преемственности, диалектика становится голым отрицанием, скепсисом [3]. Диалектическое понимание преемственности требует признание необходимости связи отрицательного и положительного, устойчивого и изменчивого, прерывности и непрерывности.

Исходя из этого следует отметить, во-первых, преемственность есть важнейшая категория (и основной принцип) онтологии и диалектики, которая отражает универсальный процесс наследования фундаментальных основ бытия. Она является имманентным содержанием всеобщего, весьма широко действующего закона диалектики –закона отрицания отрицания и осуществляется с помощью неисчерпаемых, бесконечных «кругов» в развитии природы, общества, человеческой жизни и мышления, переходящих в последовательной витки спирали. Все это — способы решения внутреннего противоречия, заключающегося в том, что в процессе развития первоначальное тождество расчленяется на противоположности, которые далее нужно снять так, чтобы не разрушить сам процесс.

Во-вторых, «диалектический и исторический материализм» является, как говорил Ленин, законным наследником всей философской культуры. Исходя из этого весьма глубокого тезиса, развитие, (и саморазвитие) понимаемое как сложный диалектический процесс, обязательно включает в себя как свою собственную характеристику и существенную черту преемственность. Для философии, и особенно для диалектики, как теории развития и всеобщей связи оказывается весьма важной четкая рефлексия преемственности. История философии, рассмотренная в разрезе концептуального понимания преемственности, нашла в ней относительное завершение в диалектической логике в виде конкретно-исторического синтеза [4].

Необходимо подчеркнуть, что в частности, социальные ценности в своем существовании содержат преемственность, обусловливающую взаимосвязь различных периодов истории культуры, а также функционирующих в одно историческое время национальных традиций, в которых ценности приобретают национальное (или этническое) своеобразие в контексте этнической истории, духовной культуры, богатой неповторимыми и уникальными особенностями. Преемственность ценностей является выражением общей закономерности развития культуры как целостной, развивающейся системы, тем самым, принцип преемственности характеризует внутреннюю содержательную основу культуры и бытия в целом, представляя единую нить философии истории. Преемственность, выступая как особый принцип развития, заключает в себя детерминацию смыслосодержательной основы преемственной связи. Она «…обеспечивая конкретно-всеобщую основу развития, выступает важнейшим фактором самодетерминации процесса самоопределяемости его этой сложившейся основой…» [2], т.е. преемственность предстает и как результат развития, и как средство реализации самосохранения внутренней эволюционной сущности, и как импульс к дальнейшему самосовершенствованию системы. Таким образом, преемственность через себя раскрывает прорыву принципа самодвижения, тем самым выражает единство онтологической и исторической самоопределяемости.

Процесс преемственности заключается в том, он объединяет последовательных элементов развития, обеспечивает преемственную связь ее самообусловленность; тем самым причину своего возникновения и развития она находит в развитии этих элементов, т.е. в себе самой. Преемственность выявляет процесс образования нового, соединяет прошлое с настоящим и будущим; основной ее чертой является сохранение целостности, устойчивости изменяющейся системы. Она отражает объективные противоречия, возникающие между новым и старым, устойчивостью и изменчивостью, прерывным и непрерывным. Следовательно, преемственность выступает всеобщим и универсальным принципом развития.

Преемственность как конкретно-всеобщее в совокупной реальности непосредственно затрагивает и человека, его деятельность, проявляющую человеческую сущность, поскольку для смыслосодержательного обозначения творческой деятельности в традиции необходимо ее включение в единый процесс социокультурной преемственности, которая непрерывным образом воспроизводит культуру через призму общественных отношений, ее универсального основания. Деятельность как атрибутивное свойство человека трансформируется во всеобщее основание и преемственную связь культуры, соответственно истории. В этом аспекте преемственность образует единую линию развития человеческой цивилизации, где в роли системообразующей направленности культурноцивилизационного процесса выступает историческая преемственность: данная необходимая связь человеческого общества образует культуру, проходящую в своем развитии различные этапы, находя свое преломление в развитии разнообразных национальных и этнических культур, где историческая преемственность обладает своими специфическими особенностями [7].

Преемственная структура имеет разветвленную систему культуры, в которой различные виды преемственных связей взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. Можно провести параллель между видами преемственности и системой общечеловеческих (исторических), социокультурных (культурно-исторических) ценностей, являющихся рефлексией преемственных связей. Иерархия преемственной структуры берет свое начало от исторической преемственности, в которой можно выделить в качестве структурных элементов преемственность деятельности, ценностей и социально-исторического опыта, сопровождающегося историческим выбором, отражающей саму тенденцию развития истории и выступающей методологической основой исследования системы преемственных связей. Историческая преемственность в общественном развитии эксплицируется социокультурной, в виде преемственности творческой деятельности как основы культуры, где социально-исторический опыт трансформируется в социокультурный, общественный опыт, который опосредуется человеком в разнообразных видах деятельности, а исторический выбор преломляется в выбор общезначимых ценностей конкретного периода развития цивилизации [7]. И наконец, социокультурная преемственность конкретно обозначается в духовной: общее для видов деятельности наличие духовности и ее истинное бытие позволяет выделить универсальные формы духовной преемственности, в качестве которых выступают традиции, идеалы и нормы. Социокультурный опыт, преломляемый в духовно-культурные процессы, предстает как культурное наследие, социальные ценности, которые носят духовно-этнический характер, особой областью духовной преемственности является преемственность сознания, т.е. самореализация сознания [7].

Историческая преемственность как наиболее глобальная, проецирующая развитие культуры в ходе движения человеческой истории, включает в себя процессы смены эпох культуры, смены поколений людей, осуществляющих созидание социально-культурных ценностей. В этом отношении понятие «поколение» играет основную роль в осмыслении сущности исторической преемственности как отражения самих деяний культуры, создания ценностей при учете социально-значимого опыта поколений прошедших эпох. Основополагающая функция поколения состоит в унаследовании уровня и масштаба развития культуры с ее ценностями минувшей исторической ступени и продолжении процесса творческого совершенствования мира социальной действительности [7].

Культурно-цивилизационный процесс обозначает накопление исторического опыта как характеристики достижений общества на каждой ступени развития истории. Преемственность поколений не отождествляема с самим социально-историческим опытом, она выражает тенденцию развития и функционирования истории: каждое поколение приобщается к существующему социальному опыту преобразуя его согласно своим интересам, выступающим как осознанные (разумные) потребности [5].

Следует констатировать, что традиция в своем функционировании снимает и интегрирует социальные проблемы общества, что не исключает существования ее внутренней структуры, подчиняющейся процессам противоречивого развития сознания. Духовная преемственность, включенная в систему социокультурной взаимосвязи общественного развития, опосредованно ощущает на себе влияние социальных процессов в виде заимствования противоречий социально-политической жизни и выражения возможности способности разрешения их на уровне духовно-нравственного восприятия исторических ценностей. При этом всякое отношение к культурным ценностям не может не иметь момента духовности, если факт наличия сознания предполагает творческий характер восприятия и переосмысления ценностей культуры и человеческой истории [7].

Духовная преемственность, в свою очередь, может оказывать влияние на процессы освоения социально-исторического опыта прошлых поколений: культура мышления детерминирует на определенном этапе своего становления социальную область культурного наследия и образования новой системы социокультурных связей и отношений. Она как элемент духовной культуры включается в систему социокультурной преемственности, выражая существо истории общественного развития как единой преемственной связи [7]. Имея в виду это Г.В. Плеханов писал: «Духовная преемственность как сохранение, передача и использование накопленного мыслительного материала, духовных художественных ценностей предыдущих эпох является необходимым условием и внутренней детерминантной развития сознания» [6].

Необходимо подчеркнуть, что социокультурная преемственность, в частности, преемственность в традиции существует как проявление духовной преемственности, обусловленной ее диалектическим характером. В каждую историческую эпоху духовная преемственность выступает как актуальное единство духа, сознания и самосознания, представляет собой такой уровень развития духовного синтеза во всех областях культуры, который обеспечивает функционирование духовности и служит условием, гарантом поступательного развития преемственности в традиции.

Таким образом, учитывая то, что традиция (как резонатора преемственной нити) обеспечивает определенную преемственность, можно говорить о том, что традиции (общечеловеческие, национальные и этнические) представляют определенные закономерности в развитии общества. В традиции в целом, в особенности национальной традиции кыргызов в их преемственном характере соединено старое и новое. Преемственность традиций кыргызов показывает, что новое, инновационное подготовлено прошлым опытом, но новое, можно рассматривать, и как случайное, не детерминированное прошлым как проявления исторической традиционной необходимости.

Преемственность традиций кыргызов в системе развития человеческой культуры занимает особое место и представляет собой проявлением феномена преемственности как всеобщая тенденция, универсальный принцип развития, способ действия закона отрицания отрицания. Преемственность традиций кыргызского этноса показывает непрерывную связь, организации бытия традиции в культурно-цивилизационном процессе. На основе преемственности национальных или этнических традиций функционирует возникновения, становления и развития (саморазвития), обновления (самообновления) традиций и их разновидностей.

 

Библиографический список

1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. МЛ 969.

2. Завьялова М.Н., Расторгуев В.Н. Единство и преемственность сознания. – Томск: Изд-во Томск. унив., 1988.

3. Ленин В.И. Полн. Собрание сочинений. Т. 29.

4. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата: «Казахстан», 1980.

5. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 1976.

6. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 т. – Т. 1. – М., 1986.

7. Урманбетова Ж.К. Культура кыргызов в проекции философии истории. Б., 1997.

 

 

THE ROLE OF CONTINUITY IN DEVELOPMENT AND FUNCTIONING

OF TRADITIONS OF KYRGYZS

 

J.K. Asanov, candidate of philosophy sciences, senior researcher

National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek).

 

Abstract. In this article, the nature of the continuity of the traditions of the Kyrgyz people is examined, and it also says that the concept of «continuity» is explicated in indissoluble connection with the categories of «negation», «withdrawal», «state connection,» and, therefore, it receives the most complete expression in the dialectical the law of negation of negation. The most important aspect (appearance) of this law is continuity, in particular, the continuity of national traditions, which has a cultural, historical, ethnocultural character in the context of the dialectic of societies.

Keywords: continuity, tradition, historical logic, phenomenon, society, values, culture, civilization.