Бызов Е.А. Роль педагогического сопровождения в процессе адаптации подростков в общежитии // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 72-74.

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕЖИТИИ

 

Е.А. Бызов, соискатель

Российский государственный профессионально-педагогический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения, адаптации подростков в общежитии, опыт работы в учреждении среднего профессионального образования города Екатеринбурга.

Ключевые слова: Педагогическое сопровождение, адаптация подростков, социализация.

 

 

Проблема социальной адаптации подростков в связи с постоянно изменяющимся окружающим миром, как с точки зрения научно-технического прогресса, так и с изменением отношения взаимодействия людей, на наш взгляд, будет актуальна всегда. Успешная адаптация студентов в общежитии среднего профессионального образовательного учреждения играет значительную роль в формировании положительного усвоения материала программ учебных дисциплин.

От того, как обустроится студент в этой новой для него социальной сфере, какую психо-эмоциональную установку он себе задаст, а так же какие требования выдвигает образовательное учреждение, какой психологический климат сложится для него во вновь сформированном коллективе, будет зависеть дальнейшее развитие личности подростка и формирование ее социально-значимых качеств. Для наиболее продуктивной адаптации подростков в общежитии на наш взгляд необходим процесс тесного педагогического сопровождения, как очень важное звено в системе образования и построения успешного взаимодействия в данном социуме.

Исходя из анализа тестирования студентов первого года обучения Уральского радиотехнического колледжа, имени А.С. Попова, педагогами-психологами в 2015 году, было выявлено, что число студентов с тревожностью, отклоняющейся от нормы, составило 51% от общего числа опрашиваемых. А такие ценности, как «здоровье» и «наличие верных и хороших друзей» переместились с 1 и 2 места в исследовании (по сравнению с предыдущими 2013-2014 годами) на 6 и 4 место соответственно. Тестирование проводилось по методикам Амтхауэра [1], Спилберга-Ханина [2] и Рокич [3].

Анализируя эти данные, мы сделали выводы о том, что процесс социальной адаптации проходит для большинства студентов довольно таки тяжело. Смена места жительства и условий проживания, нехватка родительской заботы, контроля и попечения сказывается на не полноценном усвоении учебного материал, а так же несвоевременном выполнении дисциплинарных требований образовательного учреждения.

Для решения данных вопросов и получения эффективного положительного результата процесса усвоения и активной положительной реализации подрастающим поколением системы социальных ролей и связей, нами были созданы условия, обеспечивающие принятие и развитие оптимальных решений и действий подросткам, в ходе их непрерывного и комплексного педагогического сопровождения. В общежитии был создан студенческий совет, состоящий из трех секторов: культурно-массового, спортивно-оздоровительного и хозяйственно-бытового. В каждом секторе есть староста, который отвечает за качественное и плодотворное функционирование своего сектора и студенты, помогающие ему в данном направлении работы, во главе студенческого совета – председатель, который руководит работой всего совета. Каждый сектор отвечает за свое направление. Культурно-массовый – за организацию творческих мероприятий, спортивно-оздоровительный отвечает за организацию и проведение спортивных соревнований между этажами и игр с сотрудниками колледжа, хозяйственно-бытовой сектор отвечает за чистоту и порядок в общежитии и на прилегающей к нему территории. Сектора активно взаимодействуют друг с другом, помогая организации и проведению мероприятий. Подростки занимают твердую активную жизненную позицию, а сама их жизнь, особенно отдых, становятся более насыщенными и полноценными. Ведь отдых – прежде всего смена деятельности. Работа ведется при целенаправленном педагогическом сопровождении воспитательского состава общежития.

Использование метода взаимодействия в управлении воспитательным процессом подростками, совместно с воспитателями, позволило управлять жизнью общежития как «снаружи» – со стороны педагогического коллектива, так и «изнутри» — со стороны студентов. При поставленном должным образом педагогическом сопровождении, студенты активно участвуют в культурной, трудовой и спортивной жизни общежития. При организации и проведении развлекательно-познавательных, творческих, спортивных и трудовых мероприятия студенты вплотную примеряют на себя роль руководителей и исполнителей социальных ролей, и сами являются активными деятелями данного процесса. Совместная подготовка и самостоятельное проведение вечеров отдыха и соревнований подталкивает студента к самообразованию и саморазвитию. А личный пример воспитателя «заряжает» и мотивирует их. Подростки, заинтересованные в повышении уровня качества своей жизни и быта проявляют себя как неординарные личности, способные к самостоятельной постановке и выполнению задач по благоустройству своего нынешнего дома.

Занятия данным видом деятельности позволили подросткам улучшить самоорганизацию и находить оптимальные варианты решений развития личностного потенциала, а так же реализации своих коммуникативных способностей. Создание вариантов и вариаций новых или развития уже существующих социально значимых ролей помогает подрастающему поколению окунуться в мир реальных отношений социума, а при непосредственном педагогическом сопровождении, еще и более целенаправленно определить свое место в нем.

Собственный педагогический опыт и теоретические основы педагогического сопровождения социализации говорят о том, что у подростков повышается заинтересованность в саморазвитии, стремлении обогатить себя новым жизненным опытом. У студентов появляется характерное стремление к самоутверждению себя в коллективе, обществе и в жизни. Именно в этот момент и необходимо четкое направление в «нужную сторону» со стороны педагога, в нашем случае воспитателя. Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации студентов в общежитии. Основная задача, их состоит не только в своевременной поддержке подростков, но и сопровождении его в дальнейшем, на всем этапе получения образования и проживания в общежитии.

Использование методов наблюдения, диалога, ситуативного, словесного и проблемного обучения, а так же использование методик, основанных на гуманистическом, антропологическом и акмеологическом подходе, в процессе педагогического сопровождения, играет огромную роль. Социальная адаптация подростков проходит более полноценно и предупреждает развитие определенных негативных стрессовых факторов у еще формирующейся личности.

Изучая и анализируя деятельность студентов, а так же видимый результат этой деятельности, мы наглядно видим пример того, что под непрерывным процессом сопровождения педагога подростки не только быстрее и качественнее адаптируются в данной социальной среде сами, но и помогают в этом своим соседям по общежитию, однокурсникам, друзьям.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что процесс педагогического сопровождения социальной адаптации подростков играет огромную роль. Используя, основные методы и принципы педагогического сопровождения мы воспитываем полноценного гражданина своей страны и неординарную личность.

 

Библиографический список

1. Р. Амтхауэр, Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. С.342-370.

2. http://test-metod.ru.

3. http://azps.ru.

 

 

THE ROLE OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF ADAPTATION OF TEENAGERS IN THE HOSTEL

E.A. Byzov, applicant

Russian state vocational pedagogical university

(Russia, Ekaterinburg)

 

Abstract. The article discusses the problems of pedagogical support of adaptation of teenagers in a Dorm, experience in the institution of secondary professional education of the city of Yekaterinburg.

Keywords: Educational support, adaptation, adolescents, socialization.