Макиенко Д.Д. Роль Международного трибунала по морскому праву в разрешении морских споров и его новейшая практика // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 48-50.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА ПО МОРСКОМУ ПРАВУ В РАЗРЕШЕНИИ МОРСКИХ СПОРОВ И ЕГО НОВЕЙШАЯ ПРАКТИКА

 

Д.Д. Макиенко, студент

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В статье рассмотрена роль Международного трибунала по морскому праву в разрешении морских споров, приведены примеры решений Международного трибунала по морскому праву. Определено значение Трибунала в разрешении морских споров и выявлены отличительные признаки  Трибунала от других международных судебных органов.

Статья рассчитана на широкий круг специалистов в области морского транспорта, а также законодателей.

Ключевые слова: международный трибунал по морскому праву, морские споры, экипаж, Мировой океан.

 

 

 

Международный трибунал по морскому праву – уникальный специализированный орган, рассматривающий исключительно вопросы, связанные с морской деятельностью государств.

Его значение и роль в разрешении морских споров определяется преимущественно особенностями Трибунала, которые и отличают его от других международных судебных органов.

В отличие от Международного Суда ООН, Трибунал вправе рассматривать споры не только между государствами, но и между такими сторонами контракта, как государственные предприятия, физические или юридические лица (Палата Трибунала по спорам, касающимся морского дна). При этом речь идет о тех лицах, которые имеют гражданство государств участников Конвенции или находятся под эффективным контролем этих государств или их граждан (ст. 187 и ст. 153 Конвенции). Особо необходимо подчеркнуть, что Трибунал обладает правом принимать решения о незамедлительном освобождении судов и экипажей.

Особая роль отведена Трибуналу при решении вопроса о незамедлительном освобождении задержанного судна и его экипажа. Согласно ст. 292 Конвенции 1982 г. в случае, когда власти государства-участника задерживают судно, плавающее под флагом другого государства-участника, и утверждается, что задерживающее государство не соблюдает положений Конвенции 1982 г. о незамедлительном освобождении судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспечения, вопрос об освобождении может быть передан любому суду или арбитражу по соглашению сторон. Если в течение 10 дней со дня задержания такое соглашение не будет достигнуто, то вопрос об освобождении передается суду или арбитражу, признанному задерживающим государством согласно ст. 287 Конвенции 1982 г., либо Международному трибуналу по морскому праву, если стороны не договорятся об ином. Заявление о незамедлительном освобождении подается в Трибунал, который и выносит указанное решение, являющееся окончательным и обязательным. Впервые Трибунал вынес подобное решение в 1997 г.; оно касалось освобождения судна «Сайга» и его экипажа под флагом Сент-Винсента и Гренадины, арестованного Гвинеей за снабжение топливом рыболовных судов в ее исключительной экономической зоне. В 2002 г. Трибунал постановил освободить еще одно, уже российское, рыболовное судно «Волга». Российское судно «Волга» было арестовано в 2000 году властями Австралии по обвинению в незаконной рыбной ловле в австралийской рыболовной зоне. РФ направила в Трибунал ходатайство об освобождении «Волги» и его команды, назвав при этом условия освобождения, установленные Австралией, недопустимыми и неразумными в соответствии с Конвенцией. Это особенно знаменательное событие, поскольку Россия впервые обратилась в международную судебную инстанцию и выиграла дело.

Одним из последних громких дел, которое разбирал Трибунал, было дело голландского судна Arctic Sunrise. Амстердам обратился в трибунал в связи с инцидентом в Печорском море 18 сентября 2013 г., когда активисты экологической организации Greenpeace попытались подняться на нефтяную платформу «Приразломная» компании «Газпром нефть шельф», чтобы провести акцию против нефтедобычи в Арктике. На следующий день на борт судна экологов Arctic Sunrise высадились российские пограничники. Судно под флагом Нидерландов было отбуксировано в Мурманск, а активисты арестованы по обвинению в пиратстве (ст. 227 УК РФ). Позже дело переквалифицировали на статью «хулиганство». Нидерланды потребовали дать возможность судну покинуть воды РФ, освободить экипаж, приостановить административные и судебные разбирательства в российских инстанциях и воздержаться от шагов, которые могли бы «усугубить» ситуацию вокруг этого дела. Трибунал удовлетворил требования Нидерландов, постановив, что судно и экипаж должны быть освобождены под финансовые гарантии в размере 3,6 миллиона евро.

Трибунал имеет большой потенциал по рассмотрению морских споров различных видов и вносит вклад в развитие и толкование международного права. Международный трибунал по морскому праву представляет собой совершенно новый международный судебный орган, учрежденный в ходе III Конференции ООН по морскому праву: международный суд, специализированный не по кругу участников, а по сфере охватываемых его компетенцией. Российская Федерация, будучи крупной морской державой, заинтересована в том, чтобы на пространствах Мирового океана поддерживался правопорядок, взаимно согласованный и признанный большинством государств.

 

 

Библиографический список

1. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, №25, ст. 2954.

2. Абашидзе А.Х., Арсентьев Ю.А., Лазарев М.И. Международное морское право. Теория и практика. – М., 2005 – 189 с.

3. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Агейченков К.В. «Мирное разрешение международных споров: современные проблемы». – М., 2011. – 213 с.

4. Солнцев А.М. «К 15-летию деятельности Международного трибунала по морскому праву» // Российский юридический журнал. – №4. – 2012. – С. 68.

5. Решение международного трибунала по морскому праву от 4.12.1997 г. по делу №1. «По иску государств Сент-Винсент и Гренадин к государству Гвинея // www.itlos.org

6. Решение международного трибунала по морскому праву от 23.12.2002 г. по делу №11. «По иску государства Российская Федерация к государству Австралия // www.itlos.org.

7. Решение Международного трибунала по морскому праву от  22.11.2013 г. по делу №22. «По иску государства Амстердам к государству Российская Федерация» // www.itlos.org.

ROLE OF THE INTERNATION TRIBUNAL FOR A MARINE LAW IN PERMISSION OF SEA DISPUTES AND ITS LATEST PRACTICE

 

D.D. Makienko, student

Admiral Makarov state university of maritime and inland shipping

(Russia, St. Petersburg)

 

Abstract. The article considers the role of the International Tribunal for the law of the sea in resolving Maritime disputes, are examples of decisions of the International Tribunal for the law of the sea. Determined the value of the Tribunal in the resolution of Maritime disputes and identified the distinctive features of the Tribunal from other international judicial bodies.

This article is intended for a wide range of experts in the field of Maritime transport, as well as legislators.

Keywords: international Tribunal for the law of the sea, Maritime disputes, the crew, the World’s oceans.