Сальпиева, Э. Б. Роль менталитета Кыргызов в воспитании молодежи / Э. Б. Сальпиева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 189-192.

РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА КЫРГЫЗОВ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

 

Э.Б. Сальпиева, преподаватель

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына

(Кыргызская Республика, г. Бишкек)

 

Аннотация. В данной статье исследуется менталитет кыргызов в условиях глобализации. Кыргызстан сегодня живет в эпохе глобализации. Кыргызский менталитет один из типов менталитета по национальным признакам.

Ключевые слова: Менталитет, глобализация, нация, традиция, племя, эпоха, цель, народ.

 

 

В современной гуманитарной науке часто используется относительно новое понятие «менталитет». Оно оказалось способным воплотить целостный образ человека, раскрыть многозначность и много уверенность его природы. Спектр связанных с данным понятием вопросов широк, т.к. каждая из областей гуманитарного знания характеризует это феномен по своему. Тема теоретического осмысления понятия «менталитет», на наш взгляд, остается одной из актуальнейших в философии. В первую очередь, она затрагивает вопросы национального создания и культуры, которые всегда остры и современны, независимо от стабильности ситуации. Необходимость выявления сущности, структуры, специфики, факторов формировании национального менталитета обусловливает обращение к глубинным основам бытия человека в культуре.

Научная категория «менталитет» не получила в советской литературе должного применения как «вредная буржуазная теория», поскольку в СССР существовал закрытый тип общества и в нем господствовала тоталитарная идеология, признающая инвариантность мирового развития. Только теперь, когда разрушены устои тоталитаризма и изоляционизма, он получил новое звучание и содержание. Этимологическое значение понятия «менталитет» раскрывается через латинские слова «mens, mentalis», которые переводятся на русский язык как «ум, мышление, образ мыслей, умственный, душевный склад, склад ума».

 Термин «менталитет» встречается у Р.Эмерсона(1856), однако свое продуктивное и многостороннее развитие понятие «менталитет» получило во франко-язычной гуманитаристике. М.Пруст, отмечая его новизну, с симпатией вводит «неологизм» в свой словарь.

 Проблема менталитета – одна из самых острых наболевших тем в общественных дискуссиях. Она нашла отражение в целом ряде исследований, проведенных в различных областях гуманитарного знания: философии, социологии, истории, психологии, художественной культуре и других. В современной теории можно выделить три наиболее значимых подхода менталитета:

Менталитет как психологический феномен (психическая жизнь человека) этот подход сформировался в западной традиции в конце ХIХ в. в недрах психополитической теории (наиболее полно отражен в работах З.Фрейда и К.Г.Юнга), на его основе менталитет характеризуется как психический склад человека, уникальный сплав рационального, эмоционального и интуитивного опыта в духовной жизни личности, внутренний синтез сознательных и бессознательных установок человеческой психики.

Менталитет как философский феномен. Данный подход формируется в недрах современной философии и ставит проблему менталитета в связи с фундаментальными вопросами о природе и сущности сознания.

 Осмысления феномена менталитета с культурологической точки зрения, теоретическая разработка этой категории путем системного культурно-философского анализа человека и его жизненного мира является важным элементом современного гуманитарного знания.

С позицией философии это феномен о сущности и структуре, которого раскрываются взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов. Менталитет определяет характер долговременных форм поведения и мнений людей, являющихся членами той или иной общности. Он включает в себя основные, базовые представления человека о себе, своем местоположении в природе и обществе, о структуре мироздания. На формирование менталитета оказывают влияние следующие факторы:

 природные (природная среда обитания человека, расово-этническая принадлежность индивида);

 общекультурные (совокупность элементов культурного опыта индивида или общности – формы социального взаимодействия, типы жизнедеятельности, мировоззренческие модели, системы религиозных представлений и т.д.);

 индивидуальные факторы, подразделяющиеся на эмоционально чувственные (обычно не поддаются осмыслению) и рациональные (выражают опыт научного, философского, идеологического осмысления действительности).

Основные свойства:

 менталитет характеризуется целостностью;

 различные опытные элементы в его структуре группируются вокруг качественного ядра;

 обуславливает предрасположенность личности определенным образом чувствовать и воспринимать мир;

 выступает основой целостного образа жизни, осознанно и неосознанно детерминируя все поведения человека.

В жизни кыргызского народа эпос «Манас» играл большую роль не только в художественно – эстетическом плане, но и идейно – политическом, воспитательном, познавательном плане. «Манас» сокровищница народной               мудрости и древней истории, является «культурной энциклопедией» кыргызского народа, отражающей все стороны общественного сознания и жизни кыргызов: мифологию и религию, нравы и обычаи, философию и эстетику, мораль и нормы поведения. Эпос является национальной гордостью кыргызов, величайшим наследием предков, который переходит из поколения в поколение. Для кыргызского народа «Манас» является не только историко-поэтическим, но поистине культовым произведением. Из века в век кыргызы черпали из него как из глубокого благодатного источника великие стимулы государственности, идеи национального единства, преданности и верности своему народу, человеческого благородства. Это во многом помогло нашему народу выжить в веках и выстоять в самые лихие времена. Мы уверены, что «Манас» засверкает с годами еще ярче, освещая путь нашим потомкам в будущем. В период «развитого социализма» господствовал бюрократический аппарат КПСС, в руках которого была сосредоточена вся власть в стране. В деятельности ВЛКСМ, называвшегося боевым резервом партии, утвердился стиль формализма, принятая поспешных решений, неуместной парадности, громогласных рапортов. В эти годы инициативность комсомольских органов превратилась в пустую формальность, а вся деятельность осуществлялась под руководством партии. Профсоюзы в своей деятельности проводили определенную работу по укреплению трудовой дисциплины, улучшению семейно-бытовых условий населения, повышению производительности труда и др.

На сегодняшний день национальные традиции и обычаи кыргызов и их роль в воспитании молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышение патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Социокультурное пространство, информационное поле в целом, в условиях которого формируется менталитет современной молодежи, во многом обусловлены процессом глобализации. Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется стремительным ускорением глобальных процессов, высоким динамизмом международной жизни, усилением взаимосвязи и взаимозависимости народов и государства. Ведущим фактором глобализации выступает развитие образования, науки, культуры. Основные признаки и параметры современной глобализации, которая приводит к унификации мира во всех областях их появлению социальных связей, солидарности и идентичности в наднациональном масштабе оказывают влияние на изменение менталитета современной молодежи. Основными параметрами современной глобализации можно назвать следующие взаимозависимость с точки зрения безопасности, общность экологических угроз. Когда говорят об экономической глобализации, речь идет о возникновении экономических отношений всемирного характера, в которых задействована современная молодежь как самая мобильная часть общества.

Молодежь постсоветского периода ориентирована на восприятие глобализированных субкультурных образцов. В условиях глобализации формируются новые ориентиры в области образования, приобретающие интернациональный характер. Молодежь Кыргызстана выросла во времена огромных перемен в их непосредственном социальном окружении, заключавших в себе как вызовы, так и возможности. Социально-экономическая трансформация принесла значительные изменения в перспективы рынка труда для молодых людей. Они включают новые требования к навыкам и образованию, которые трудно удовлетворить в ухудшающейся ситуации образовательных учреждений и при хрупкой структуре общества. При советском социализме трудоустройство гарантировалось обязанностью, а не вопросом выбора. И не смотря на ограниченность выбора, система представляла молодым людям чувство стабильности, гарантировала, в значительной степени, предсказуемый путь от школы к работе и делала доступными льготы и социальные услуги, представляемые государственными предприятиями. Для реализации потенциала Кыргызстанской молодежи, в русло социально-экономического и культурного развития страны и сделано переход молодых людей в период зрелости по возможности более плавным.

Молодые люди Кыргызстана более всего ценят получение образования и возможность выбора правильной карьеры. Взгляды молодежи являются важнейшим фактором оценки текущих общественных процессов и тенденций развития страны.

 

Библиографический список

1. Айтбаев А.А. «Менталитет кыргызского народа» теория и практика. – Б: 2006.

2. Ашхамахова А. «Глобализация и этнический менталитет».

3. Губанов Н.Н. «Роль менталитета в развитии общества». Вестник ТГУ Тюмень.

4. Сорочайкина Н. «Психологические особенности развития рыночных отношений в Кыргызстане». – Б., 2004.

5. Бек У. «Что такое глобализация?» М., 2001.

6. Ахметова Н.А. «Патриотические идеи эпоса «Манас» в системе воспитания» Б., 2016.

7. Такаев Г.С. «Глобализация как тенденция нового времени». – М., 2009.

8. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений.М.: Просвещение, 1989.

9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.

11. Современная западная философия. Словарь.М.: Политиздат, 1991. – С. 177.

THE ROLE OF THE MENTALITY OF KYRGYZS IN THE EDUCATION OF YOUTH

 

E.B. Salpieva, lecturer

Balasagyn Kyrgyz national university

(Kyrgyz Republic, Bishkek)

 

Abstract. This article examines the mentality of Kyrgyz people in the context of globalization. Kyrgyzstan today lives in the era of globalization. The Kyrgyz mentality is one of the types of mentality by national characteristics.

Keywords: Mentality, globalization, nation, tradition, tribe, era, purpose, people.