Давыдова, Е. М. Роль художественного образа в проектировании комплекта мебели для сферы услуг / Е. М. Давыдова, В. Ю. Радченко, Т. Д. Казакова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 6-11.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЛЕКТА МЕБЕЛИ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Е.М. Давыдова, старший преподаватель

В.Ю. Радченко, старший преподаватель

Т.Д. Казакова, магистрант

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

(Россия, г. Томск)

 

Аннотация. Статья посвящена разработке художественного образа комплекта мебели, предназначенного для использования в сфере услуг, связанных с эстетикой красоты рук. Определена роль художественного образа в дизайне интерьера. Обоснованы основные принципы выбора художественного образа в современном дизайн-проектировании: соблюдение требования функциональности и эргономичности; соответствие принципам эстетики и гармонии; отражение актуальных тенденций дизайн-проектирования; соответствие окружающей предметной среде. Предложены три варианта дизайн-концепции комплекта мебели, предназначенного для мастера маникюра. Показано, как выбор художественного образа влияет на окончательный вид дизайн-продукции.

Ключевые слова: дизайн интерьера, принцип художественности, художественный образ, комплект мебели, композиция, принципы формообразования, цветовые характеристики.

 

 

 

Введение. Поиск художественного образа является одним из важных этапов дизайн-проектирования. Данный этап предполагает выбор и объединение таких элементов дизайн-композиции, как линии, цвет, свет, форма, пропорции и т. п. [1]. Мебель, как один из объектов дизайна, являясь предметом интерьера, должна обладать не только функциональными и технико-экономическими свойствами, но и эстетическими, она должна отличаться художественно-конструкторскими достоинствами. Соответственно, при проектировании мебели дизайнеру, как отмечают многие исследователи, необходимо руководствоваться принципом художественности, основанным на эмоционально-образной художественной составляющей проектирования [2]. Принцип художественности дизайна проявляется в образно-стилевых, концептуальных и композиционных решениях, т. е., в первую очередь, в выборе формы изделия и его цвета.

В данном дизайн-проекте на основе принципов модульности и эргономичности разработан концепт комплекта мебели для мастера маникюра, состоящий из маникюрного стола, подвесной полки, вращающегося органайзера и шкатулки (подробнее об этом см. [3]). Задача следующего этапа проектирования заключается в выборе художественного образа для указанного комплекта мебели.

Принципы выбора художественного образа. Любой объект дизайна должен, в первую очередь, выполнять свое утилитарное назначение, но при этом он не просто отвечает эргономическим требованиям, соответствуя физическим особенностям человека, он способен к созданию психологического комфорта для человека, а также, по мнению О.Б. Чепуровой, он должен приводить к гуманизации, гуманитаризации, экологизации культуры быта в современном обществе [4].

В основу формообразования мебели могут быть положены различные способы стилизации:

1) бионическая стилизация, построенная на использовании в разрабатываемом дизайн-объекте особенностей форм, присущих природе [5];

2) грубая геометрическая стилизация (прямоугольник, треугольник, квадрат и т. д.);

3) мягкая геометрическая стилизация (овал, круг, волнистые формы и т. д.);

4) объединение грубой и мягкой геометрических форм (прямоугольник со скругленными углами, треугольник со скругленными углами и т. д.).

Нередко при проектировании мебели используется метод художественного формообразования, когда для дизайн-концепции заимствуются образы на основе различных стилей искусства, например, сюрреализма, футуризма, экспрессионизма, кубизма, супрематизма и т. п. [6]. При этом художественные образы в дизайне могут использоваться тремя разными способами: геометрический тип – использование упрощенных, схематичных образов, простых геометрических форм; ассоциативный тип – опора на отвлеченные, абстрактные образы; изобразительный тип, основывающийся на реалистичных образах. Выбор того или иного художественного образа позволяет создать в проектируемом предмете интерьера художественную индивидуальность, авторскую неповторимость, придать мебели оригинальность, образность и новизну [7].

Следующим компонентом художественного образа является цвет. Цвета имеют значительную эмоциональную выразительность и воздействуют на психофизиологическое состояние человека. Люди по-разному воспринимают разные цвета и их сочетания, испытывают разнообразные чувства и ассоциации: цвет может создавать жизнерадостное настроение или раздражать, может повышать работоспособность или снижать ее. Цвет может влиять также на зрительное восприятие пространства: одно и то же помещение в зависимости от его цвета может казаться больше или меньше. Правильное использование свойств цвета позволяет выбрать ту цветовую гамму, которая сделает помещение гармоничным. Выбирая цветовую гамму для дизайн-объекта, необходимо учитывать назначение данного объекта, его окружение при использовании, а также исходить из решаемых эстетических задач [8].

Цветовая гамма предметов интерьера должна быть гармоничной (в соответствии с законами цвета), должна положительно воздействовать на психику человека, учитывать современные стилевые направления, а также отражать предназначение объекта [9]. Для современных интерьеров характерно преобладание теплой цветовой гаммы. Основным цветом мебели чаще всего является белый или цвет дерева, нередко в сочетании с черным и с добавлением цветных вкраплений, в качестве которых наиболее популярны оттенки зеленого, желтого, синего цветов [10].

Выбор художественного образа для комплекта мебели. Исходя из назначения проектируемого комплекта мебели – использование его в маникюрных салонах, парикмахерских, и с учетом актуальных тенденций в современном дизайне интерьера в данном проекте разработаны три варианта дизайн-концепции комплекта мебели для мастера маникюра с точки зрения соотношения цвета и формы.

Как уже было отмечено ранее, актуальной тенденцией выбора художественного образа в современном дизайне является ориентация на неклассическое искусство. Первый вариант дизайн-концепции (рис. 1) характеризуется стилизацией, основанной на творчестве Пита Мондриана – нидерландского художника-абстракциониста, родоначальника неопластицизма, а также абстрактной и нон-фигуративной живописи. Наиболее узнаваемой работой художника является работа «Composition with Red, Yellow, Blue and Black» Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным»). «Геометрическая» абстрактная живопись (неопластицизм) базируется на абстрактном использовании геометрических фигур.

 

 

 

ispraklenny_mandrian

Рис. 1. Дизайн-концепция «Неопластицизм»

 

 

 

Основными формами, использованными в данной концепции, являются прямоугольник и квадрат. Цветовое решение комплекта мебели включает три цвета вышеназванной картины Пита Мондриана – красный, желтый, синий.

При разработке второго варианта художественного решения комплекта мебели в качестве главного принципа выбран учет его предназначения – использование данного комплекта в сфере эстетических услуг, в салонах красоты. Дизайн-концепция «Luxury» (рис. 2) нацелена на формирование у посетителей салона ощущения роскоши, одним из символов которой считается жемчуг.

 

 

 

итити

Рис. 2. Дизайн-концепция «Luxury»

 

 

 

Данная концепция учитывает особенности формы и цвета жемчужины: все геометрические фигуры дизайн-объекта имеют скругленные углы, базовый цвет – розовый перламутр (который можно создать с помощью покрытия мебели глянцевым лаком).

Одним из актуальных направлений развития современного общества является его экологизация: все аспекты жизнедеятельности человека рассматриваются сквозь призму экологии, всё мировое сообщество стремится к формированию экологического сознания человека [11]. В связи с этим третий вариант дизайн-концепции (рис. 3) разработан в экологическом стиле.

 

 

 

аааа

Рис. 3. Дизайн-концепция «Эко-стиль»

 

 

 

По форме элементы комплекта стилизованы под лист дерева. Основной цвет – лиственная зелень.

В завершение образа для каждого из трех описанных вариантов дизайн-концепции разрабатывался логотип (фирменный знак), который будет наноситься на упаковку.

Для логотипа «Неопластицизм» (рис. 4) использован квадратный (геометрический) шрифт, разработанный нидерландским художником-неопластицистом Тео ван Дурсбургом. Данный шрифт соответствует геометрическому стилю концепции, основанной на творчестве Пита Мондриана. Для цветового наполнения логотипа использованы цвета дизайн-концепции: красный, желтый, синий и черный. Графическую основу логотипа составляют первые буквы частей слова «неопластицизм» – Н и П.

 

 

 

logo_neoplastitsizm

Рис. 4. Логотип «Неопластицизм»

 

 

 

Логотип «Luxury» (рис. 5) основан на игре слов: совпадение произношения первой части английского слова «Luxury» (‘лак-шэри’ – роскошь) и русского слова «лак». Вторая часть слова на логотипе отражает звуковую оболочку второй части слова «Luxury» и в то же время совпадает с французским словом «cheri» – дорогой.

 

 

 

logo_laksheri

Рис. 5. Логотип «Luxury»

 

 

 

Для данного логотипа разработан собственный шрифт, основанный на объединении двух геометрических форм, характерных для флакона лака: круга и прямоугольника. Цвет – темный перламутр.

Графическую основу логотипа «Эко-стиль» составляет первая часть данного сложного слова (рис. 6). Форма букв Э и О стилизована под форму листа. Буква К отражает форму прожилок на листе.

 

 

 

logotip_eko_v_diplom

Рис. 6. Логотип «Эко-стиль»

 

 

 

Вариант написания всех букв одной линией является результатом поиска правильной контрформы [12], позволяющей наилучшим образом использовать пространство вокруг элементов логотипа. Цвет логотипа – лиственная зелень.

Заключение. В завершение еще раз укажем основные принципы выбора художественного образа при проектировании предметов интерьера:

1) соблюдение требования функциональности и эргономичности;

2) соответствие принципам эстетики и гармонии;

3) отражение актуальных тенденций дизайн-проектирования;

4) обеспечение гармоничного сочетания с окружающей предметной средой, выполнение функции эстетизации и гуманитаризации общества.

Предложенные в исследовании дизайн-концепции комплекта мебели для мастера маникюра демонстрируют, как выбор художественного образа на основе преобладания одного из указанных принципов приводит к созданию новых, разнообразных, уникальных дизайн-объектов, отвечающих потребностям современного человека.

 

 

Библиографический список

1. Ильина, Н.В. Художественная композиция: отбор и синтез формальных элементов [Электронный ресурс] / Н.В. Ильина, Н.Г. Устименко // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/01/13650 (дата обращения: 03.11.2017).

2. Смекалов, И.В. Эстетические принципы живописи в проектной культуре средового дизайна: монография / И.В. Смекалов. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 210 с.

3. Казакова, Т.Д. Принципы проектирования комплекта мебели (на примере комплекта для мастера маникюра) / Т.Д. Казакова, Е. М. Давыдова, В.Ю. Радченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: НИЦ АЭТЕРНА, 2017. – Ч. 2. – С. 206208.

4. Чепурова, О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. … канд. искусствоведения / О.Б. Чепурова. – М., 2004. – 179 c.

5. Бастов, Г.А. Бионическое проектирование обуви объемно-пространственных форм / Г.А. Бастов, М.Д. Прапорщикова // Дизайн и технологии. – 2016. – № 55(97). – С. 618.

6. Шутёмова, Е.А. Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2011. – № 3. – С. 8891.

7. Шлеюк, С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII – начала XXI веков: дис. … канд. искусствоведения / С.Г. Шлеюк. – М., 2005. – 200 с.

8. Наимов, С.Т. Роль цвета в быту и в трудовой деятельности / С.Т. Наимов // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 680–681.

9. Воротилкина, Е.С. Разработка цветовых концепций для модульной мебели / Е.С. Воротилкина, Е.В. Вехтер, Е.М. Давыдова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сб. науч. тр. III Междунар. науч. конф. – Томск : Изд-во ТПУ, 2016. – Ч. 1. – С. 524–528.

10. Бавбеков, Р.И. Цветовые характеристики и использование цвета в интерьере / Р.И. Бавбеков // Инновации в науке. – 2016. – № 7 (56). – С. 17–21.

11. Mudrak, S.A. Integration of professional and ecological education students of civil engineering institute: problems and prospects [Electronic resource] / S.A. Mudrak // MATEC Web of Conferences. – 2017. – Vol. 106. – Access mode: https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2017/20/matecconf_spbw2017_09002.pdf (access date: 03.11.2017).

12. Сидоренко, В.Ф. Форма и контрформа / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна: сб. ст. – М.: «Архитектура-С», 2004. – С. 62–100.

 

 

THE ROLE OF AN ARTISTIC IMAGE IN THE DESIGN OF A SET OF FURNITURE FOR USE IN THE SERVICE SECTOR

 

E.M. Davydova, senior lecturer

V.Ju. Radchenko, senior lecturer

T.D. Kazakova, graduate student

National research Tomsk polytechnic university

(Russia, Tomsk)

 

Abstract. The purpose of this article is to develop an artistic image of a set of furniture that will be used in the sphere of services related to the aesthetics of hand beauty. We described the role of the artistic image in interior design. We explained the basic principles of choosing an artistic image in modern design: compliance with the requirements of functionality and ergonomics; conformity to the principles of aesthetics and harmony; reflection of actual design trends; correspondence to the surrounding environment. We proposed three variants of the design concept for a set of furniture designed for a manicurist. This study shows how the choice of artistic image affects the final appearance of design products.

Keywords: interior design, artistic principle, artistic image, furniture set, composition, principles of form formation, color characteristics.