Ваневская, П. Н. Роль фотографического изображения в конструировании и поддержании традиции / П. Н. Ваневская. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 112-115.

РОЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ТРАДИЦИИ

 

П.Н. Ваневская, студент

Санкт-Петербургский государственный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. Феномен традиции, как правило, входит в предметное поле исторических наук. Тем не менее, возможно также и рассмотрение данного феномена в контексте социоантропологического знания. Традиция представляет собой сформировавшийся культурный паттерн. Однако остается вопрос, какие социокультурные механизмы способствуют созданию традиции и ее сохранению? В данной работе фокус внимания будет направлен на фотографию как механизм поддержания существования традиции.

Ключевые слова: традиция, конструирование традиции, фотография, визуальная коммуникация, культурные паттерны, коллективная память.

 

 

В современном мультикультурном мире мы наблюдаем смешение существующих культурных паттернов, культурных комплексов, а также многообразие культурных конфигураций. Широта выбора, связанная с потерей локальной привязки данных элементов, способствует усложнению процесса поддержания традиции и усиливает риск ее потери и «растворения» в иных, более крупных культурных течениях. Небезызвестно, что традиция как культурный феномен имеет возможность «отмирать» в случае, если ее существование становится нежизнеспособным, а также быть замененной «новой» традицией. Данный факт подчеркивает значимость изучения механизмов, поддерживающих существование традиции как культурного наследия прошлого, а также механизмов, формирующих новую традицию, отвечающую требованиям времени. Выбранный для рассмотрения механизм поддержания традиции, то есть фотография, является одним из наиболее распространенных и востребованных. Это объясняется тем, что в современном модернизированном мире основным каналом коммуникации становится визуальный. Это заметно и на примерах рекламы, и на примере пространства сети Интернет, где в основном информация адаптируется для реципиента с помощью различного рода изображений. В их число можно включить и фотографию. Фотоизображения «бомбардируют» индивида на каждом шагу, и подобная ситуация всячески способствует усвоению представляемых паттернов. Целью данной работы стало выявление влияния фотографических изображений на усвоения культурных паттернов и сохранение традиции.

Рассматривая феномен повседневности сквозь призму конструктивистской парадигмы социального знания, мы имеем право говорить о том, что повседневная жизнь представляет собой особую реальность, которую «знает» каждый отдельный индивид вне зависимости от его опыта. Мир повседневности создается и интерпретируется в сознании индивидов, а также обладает субъективной значимостью в качестве цельной картины мира. Реальность повседневности справедливо претендует на место реальности высшего порядка, так как разделяется всеми индивидами, т.е. она интерсубъективна [1]. За счет этого она воспринимается как нечто очевидное и не поддающееся сомнению. Реальность повседневности упорядочена. Ее проявления уже закреплены в ряде объективных паттернов. То есть реальность повседневности также и объективирована: она конструируется рядом объектов, предназначение которых уже было установлено до того, как индивид «вошел» в эту реальность. Важнейшим фактом является и то, что реальность конструируется людьми в процессе их взаимодействия и в дальнейшем поддерживается за счет воспроизведения укорененных, или хабитуализированных, практик. В данном контексте можно рассматривать феномен традиции.

Первоначально латинское понятие «traditio» имело значение «передавать», или отдавать что-то кому-то на хранение. Позднее, в эпоху Нового времени, в Европе утвердилось понимание термина «традиции» в привычном нам значении. То есть традиция – это элемент культурного и социального наследия определенной группы или общности, передаваемый последующим поколениям предшествующими и сохраняющийся в течение длительного периода времени. Традиция предполагает повторяемость и преемственность, но это не дает нам права заявлять, что она не подвластна изменениям. Традиции эволюционируют вместе с обществом, конструирующим их. Кроме того, традиция не всегда связана с глубоким прошлым. Однако данная связь может быть искусственно сконструирована путем отсылки к схожей ситуации в прошлом или путем намеренного повторения образа действия. Это попытки создать впечатление, что социальная жизнь, по крайней мере, частично, цельна и неизменна.

Процесс конструирования традиции можно частично сопоставить с процессом институализации. Традиция связана с установлением порядка и систематизации ряда социальных действий. С одной стороны традиция возникает как реакция на определенную социальную потребность в том или ином порядке действий. В дальнейшем этот порядок действий будет существовать, пока не исчерпает себя и не потеряет значимости на фоне социальных изменений. С другой стороны, традиция является результатом хабитуализации, то есть процесса, состоящего в том, что порядок действия становится паттерном, передаваемым последующим поколениям как наиболее приемлемый и значимый.

Необходимо отметить ряд социокультурных функций традиции. Во-первых, традиция устанавливает социальную связь и маркирует индивида как принадлежащего определенной группе или общности. Во-вторых, традиция легитимирует систему статусов и статусных отношений. В-третьих, традиция является мощнейшим механизмом социализации, то есть, будучи социальным конструктом, фиксирует в сознании индивидов систему верований, ценностей и поведенческих паттернов. Повторяемость образа действия обеспечивается его передачей последующим поколениям при содействии носителей данного знания или при помощи социокультурных механизмов – например, фотографического изображения.

Рассматривая традицию, как феномен, идущий из прошлого, даже не обязательно глубокого, следует обратиться к феномену памяти. Психологическое определение феномена памяти сводится к тому, что память представляет собой отражение в сознании индивида прошлого опыта при помощи запоминания, воспроизведения и узнавания. Событие, произошедшее в определенный момент в прошлом, запечатлевается в сознании причастных к нему индивидов, затем сохраненный в памяти образ транслируется потомкам, которые в свою очередь интерпретируют и реконструируют данный образ.

В соответствии с теорией Мориса Хальбвакса, существует два вида памяти: индивидуальная и коллективная [2]. Первая относится к субъективным переживаниям индивида и его личному опыту, вторая – к представлениям членов определенной группы или общности о пережитом совместно опыте. Коллективная память необходима обществу для поддержания его жизнеспособности, а также для сохранения идентичности. В течение жизни индивид синтезирует оба вида памяти: имея представления о собственном опыте, он вписывает этот ряд событий во всеобщую историю. Таким образом, значимые исторические события, сохранившиеся в коллективной памяти, играют роль социальных рамок. Получается, что на протяжении своего развития общество так или иначе обращается к своему прошлому, чтобы поместить новые элементы в рамки, состоящие из воспоминаний, знакомых традиций и образов действия. Прошлое невозможно возродить, можно лишь составить впечатление о том, каким был интересующий нас феномен. Можно сконструировать образ и внедрить его в сознание, путем привязки к уже существующим конструктам, обладающим значимостью в сознании представителей группы или общности. Коллективные воспоминания, как правило, фиксируются в конкретных источниках. В качестве такого источника мы рассматриваем фотографию.

Сегодня фотография представляет собой род искусства, доступный подавляющему большинству населения. На сегодняшний день действительно очевидно, насколько распространен феномен фотографии в различных структурах общества, начиная с повседневной жизни, заканчивая субъективным миром отдельного индивида. Техническая сторона фотографии совершенствуется с течением времени, давая возможность использовать средства фиксации изображений так часто, насколько этого требуют потребители. Однако остается вопрос. Что представляет собой фотография? Фотография есть уникальный феномен фиксации части реальности в ходе общего потока событий и сохранения ее на некоторый промежуток времени. Фотография дает происходящему в данный момент шанс на неисчезновение. До изобретения фотоаппарата данную функцию выполняла лишь память, как коллективная, так и индивидуальная. Мы можем также обозначить одно из важнейших отличий фотографии от памяти: фотография фиксирует происходящее, но не сохраняет его смысл. Коллективная память хранит в себе смыслы и значения, необходимые для правильной интерпретации изображенного на фото. Фотография в данном контексте может выступать стимулом для актуализации конкретных аспектов коллективной памяти, что способствует их воспроизведению в сознании индивидов, которое в свою очередь препятствует «умиранию». Обратившись к британскому арт-критику Джону Берджеру, мы увидим: «Фотографии – реликвии прошлого, следы того, что происходило. Если живущие возьмут это прошлое на себя, если прошлое станет неотъемлемой частью процесса, в ходе которого люди делают собственную историю, тогда все фотографии вновь обретут живой контекст, из оставленных мгновений превратятся в нечто такое, что продолжает существовать во времени» [3, с. 38].

Восприятие фотографии зависит не только от одного человека; здесь складывается «исторически определенная общность воображения» [4]. То есть понимание фотографии реализуется в рамках реальности повседневности, сконструированной определенной группой или общностью. Как мы помним, традиция неразрывно связана с реальностью повседневности. Получается, что ее существование также будет влиять на способ восприятия образа. Рассматривание фотографии подразумевает механизм узнавания, то есть включение индивидуальной и коллективной памяти. Фотография не дает человеку забыть прошедшее. Не важно, был ли он участником событий или нет, фотография репрезентирует события прошлого, связанные с ним образы, и становится частью сознания индивида. Фотография существует вне времени и погружает созерцателя в свое пространство, давая ему возможность «побывать» в том временном промежутке, который либо хранится в индивидуальной памяти, либо сконструирован памятью коллективной. По отношению ко второй фотография оказывает поддержку, так как не дает затухать существующим образам и паттернам. Культурные паттерны, зафиксированные на фото, являются стимулами для воспоминания данных образов действий или их усвоения и закрепления в сознании индивидов. Фотография расширяет круг участников того или иного действия.

На сегодняшний день визуальный канал коммуникации – один из наиболее часто используемых в повседневных практиках. Повседневная жизнь включает в себя множество визуализаций, которые, запечатлевая тот или иной образ, внедряют его в сознание индивидов путем повторения, или, как в данном случае, путем широкого распространения того или иного изображения. Традиционные образы так же распространяются за счет своей фиксации на фотоизображениях. Это служит своеобразным подкреплением для того, чтобы индивиды не теряли из собственных реальностей тот образ, который был сконструирован ранее. Также, за счет множественности и повторяемости изображения определенного образа, традиция не только поддерживается, но и конструируется. Таким образом, фотоизображения можно назвать позитивным подкреплением для существования традиции.

 

Библиографический список

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995.

2. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М., 2007.

3. Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначения. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 240 с.

4. Петровская Е.В. Антифотография. – М.: Три квадрата, 2003. – 112 с.

5. Гидденс Э.Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М., 2004. – 120 с.

6. Нора П. Франция – память. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 328 с.

7. Сонтаг С. О фотографии. – М: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 272 с.

8. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. // www.magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html

9. Hobsbawm E. The Invention of Tradition. – Cambridge University Press, 2000.

 

 

ROLE OF PHOTOGRAPHIC IMAGE IN CONCTUCTING AND MAINTAINING

TRADITION

 

P.N. Vanevskaya, student

Saint-Petersburg state university

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. The phenomenon of tradition is mainly in the field of historical sciences. Nevertheless, it could be analyzed in socio-anthropological perspective. Tradition is fully formed cultural pattern. The question is what are socio-cultural mechanisms of creating and maintaining tradition. This article is focused on phenomenon of photography as mechanism for maintaining the existence of a tradition.

Keywords: tradition, constructing of tradition, photography, visual communication, cultural patterns, collective memory.