Сибилева Е.В. Реорганизация системы управления персоналом АО «Аэропорт Якутск» / Е.В. Сибилева, И.С. Шеина, Т.В. Пархоменко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №6. – С. 81-86

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

АО «АЭРОПОРТ ЯКУТСК»

 

Е.В. Сибилева, канд. экон. наук, доцент

И.С. Шеина, студент

Т.В. Пархоменко, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

 

Аннотация. В функционировании нынешних предприятий особую актуальность приобретает проблема наиболее эффективного использования производственного потенциала, что невозможно без эффективно построенной системы управления персоналом, а также грамотно сформированной кадровой политики, построенной в соответствии с принятыми стандартами. Следовательно, совершенствование системы управления крупных предприятий является актуальным для стратегического развития Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: система управления персоналом, руководитель, подразделение, эффективность, персонал, аэропорт, численность.

 

 

Существует множество определений термина «управление персоналом». Однако все они сходятся в основных положениях это вид деятельности по руководящему воздействию на людей, направленный на достижение миссии и целей предприятия путем применения труда, опыта, таланта работников с учетом их мотивированности.

В современном подходе к определению делается акцент на вкладе именно мотивированного персонала, который играет большую роль в достижении корпоративных целей. Данный подход, обусловленный пересмотром концепции управления человеческими ресурсами в последние 50 лет, является верным, так как без персонала не могут быть достигнуты высокие показатели эффективности.

Аэропорт «Якутск» международный аэропорт в Дальневосточном федеральном округе на Северо-Востоке России. Акционерное общество «Аэропорт Якутск» является одним из ведущих авиапредприятий в транспортной отрасли Якутии. Он отвечает всем сертификационным требованиям и является единственным международным аэропортом в республике. Международный «Аэропорт Якутск» многопрофильное предприятие, которое объединяет работу более 20-ти различных служб, нацеленных на выполнение основной функции аэропорта: предоставление услуг по обслуживанию авиакомпаний, пассажиров, багажа, грузов и почты, обеспечивая на высоком уровне регулярность и безопасность полетов.

В АО «Аэропорт Якутск» система управления персоналом включает в себя:

1. Численность персонала.

Численность персонала АО «Аэропорт Якутск» за период 2013-2015 гг. значительно уменьшилась. Структура работников по категориям характеризуется преобладанием рабочих, что связано с особенностями авиационно-технической  деятельности предприятия. Уменьшение численности в 2015 году  по категории «рабочий» обусловлена переводом ряда рабочих профессий (уборщики служебных и производственных помещений) на аутсорсинг. Однако, в анализируемом периоде (2013-2015 гг.), немаловажно отметить нездоровую тенденцию увеличения численности работников в категории «руководители», что считается нецелесообразным и неэффективным при снижающемся количестве работников по остальным категориям.

 

Таблица 1. Информация о движении кадров АО «Аэропорт Якутск», чел.

Движение кадров

2013

2014

2015

Динамика

Темп прироста, %

13/14гг.

14/15гг.

13/14гг.

14/15гг.

Принято

541

192

256

-349

64

-64,5

33,3

Уволено

322

151

380

-171

229

-53,1

151,6

В том числе:

 

По собственному желанию

250

115

226

-135

111

54

96,5

По сокращению

0

1

68

1

67

За нарушения ТК

20

11

14

-9

3

-45

27

По другим причинам (выход на пенсию, призыв в армию, по состоянию здоровья, перевод, окончание срочного трудового договора)

52

24

93

-28

69

-53,8

287,5

 

 

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно проследить аналогичную тенденцию: увеличение персонала в 2013 году, в связи с переходом в новый терминал, затем сокращение численности к 2014 году. В 2015 году восстановление необходимых работников, для корректного функционирования АО «Аэропорт Якутск». Также стоит отметить, что за весь исследуемый период 2013-2015 гг. причина ухода «собственное желание» остается самой многочисленной, не в последнюю очередь это связано с желанием руководства «омолодить» состав персонала. Также необходимо отметить, что основная текучесть кадров происходит по категории «рабочий» (грузчики, водители, пожарные и др.). Количество уволенных по сокращению в 2015 году значительно выросло, это обуславливается переводом работников на аутсорсинг.

Структура кадрового состава по возрастным категориям оптимальна – 44% (645 чел.) составляют работники в возрасте от 30 до 50 лет, которые являются наиболее трудоспособными и квалифицированными. Доля возрастной категории до 30 лет составляет 30% (448 чел.), от 50 лет и старше – 26% (391).

2. Кадровое планирование.

Кадровое планирование АО «Аэропорт Якутск» заключается в своевременном анализе потребности в кадрах, а также определении какие именно категории персонала требуются в данный момент. Примером является то, что с 2014 года ведется активное сотрудничество с Центром занятости города Якутска, по поиску и трудоустройству новых молодых специалистов, потребность в которых также была проанализирована и поставлена как кадровая цель – омоложение персонала АО «Аэропорт Якутск». Также каждую неделю проводится оперативное кадровое планирование, то есть Отделом кадров формируется отчет по существующим вакансиям и представляется на еженедельной комиссии по персоналу.

3. Кадровая политика.

Вопросами найма, отбора и приема персонала, а значит вопросами управления персоналом, занимается Директор по организационным вопросам и персоналу, а именно отдельное подразделение – Отдел Кадров.

 

 

Рис. 1. Внешние и внутренние источники АО «Аэропорт Якутск»

 

 

Основной задачей при найме персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. Данная организация пользуется двумя источниками найма: внешними и внутренними, которые представлены на рисунке 1.

Также нужно пояснить процесс отбора персонала, для этого необходимо представить следующие этапы:

1. Предварительная отборочная беседа, предоставление резюме.

2. Заполнение бланков заявления на должность.

3. Комиссия по вопросам персонала.

4. Медицинский осмотр.

5. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

6. Оформление работника на выбранную вакансию.

7. Мероприятия по адаптации работника на новом месте.

Важным направлением кадровой политики предприятия является работа с молодежью. С целью повышения статуса и роли молодежи в производственной и общественной жизни предприятия, воспитания активных квалифицированных работников создан Совет молодежи. При принятии коллективного договора в 2011 г. в него впервые был включен раздел «Молодежная политика», предусматривающий материальную поддержку молодых работников аэропорта. За 20132015 год в АО «Аэропорт Якутск» было трудоустроено 66 молодых специалистов (2013 г. – 23 человека; 2014 г. – 23 человека; 2015 г. – 20 человек).

4. Оценка персонала.

Оценка персонала осуществляется в основном посредством соответствия плановым показателям, а главное с помощью аттестации. Плановые показатели в полной мере анализируются в годовом отчете АО «Аэропорт Якутск», информация для которого отслеживается в течение отчетного года. Более эффективным является процесс аттестации работников. Аттестация руководителей и специалистов представляет собой организационноправовую форму определения квалификации работников, выражающаяся в обязательной и периодической оценке уровня деловых, личностных качеств работника при определении соответствия занимаемой должности, а также оценки результатов служебной деятельности. Целью аттестации является рациональное использование персонала: повышение его квалификации, эффективности и качества труда, ответственности, содействия сохранению, изменению и прекращению трудовых отношений.

Количество работников, прошедших аттестацию за исследуемый период представлено в таблице 2.

 

Таблица 2. Категории персонала, прошедшего аттестацию (2013-2015 гг.), чел.

Категории персонала

2013

2014

2015

Темп прироста, %

Удельный вес, %

13/14

14/15

13г.

14г.

15г.

ВСЕГО:

630

650

594

3,2

— 8,6

100

100

100

Руководители

64

47

59

— 26,6

25,5

10,2

7,2

9,9

Специалисты

249

278

237

11,6

— 14,7

39,5

42,8

39,9

Служащие

35

40

56

14,3

40

5,6

6,2

9,4

Рабочие

282

365

352

29,4

— 3,6

44,8

56,2

59,3

 

 

Таким образом, из таблицы 2 становится ясно, что в аттестуемом персонале, преобладают категории «специалисты» и «рабочие», что очевидно, так как эти категории самые многочисленные.

5. Нормативно – правовое обеспечение.

На основе типовых документов с учетом особенностей деятельности АО «Аэропорт Якутск» специалисты службы отдела кадров, а также иные профилирующие специалисты подразделений, таких как отдел Управление качеством и развитием, разрабатывают документы для внутреннего использования. Создание таких подразделений как Управление качеством и развитием является признаком применения системы менеджмента качества в АО «Аэропорт Якутск». В случае АО «Аэропорт Якутск» нужно отметить достаточно устаревшие положение о подразделении и должностных инструкций работников многих подразделений.

В итоге анализа системы управления персоналом АО «Аэропорт Якутск» дана оценка уровня качества системы управления предприятия в целом. Для этого рассмотрены следующие факторы, представленные в таблице 3:

 

 

Таблица 3. Оценка уровня качества системы управления предприятием

Факторы качества системы управления

Весомость фактора

Значение фактора

Норм

Факт

Доля управленческого персонала к общей доле работников организации, %

0,20

10

11,5

Количество и глубина применяемых к управлению инструментов конкурентоспособной экономики

0,30

10

6

Средняя образованность всего персонала организации

0,10

0,80

0,61

Текучесть управленческого персонала организации, %

0,25

15

8,82

Уровень автоматизации управления организации

0,15

0,90

0,71

 

 

1. К инструментам конкурентоспособной экономики относятся:

 финансовая поддержка республики;

 оптимизация расходов;

 антикризисное управление;

 поддержка инновационной деятельности;

 сотрудничество с различными государственными негосударственными организациями Республики Саха (Якутия);

 наличие современных информационных источников организации, в частности очень подробного веб-сайта, доступного и удобного всем жителям Республики Саха (Якутия).

2. Средняя образованность всего персонала организации = 364/1484 + 532/1484 = 0,61.

3. Текучесть управленческого персонала организации:

 

Ктек = х 100 = 15/170 х 100 = 8,82.

 

4. Уровень автоматизации управления организацией:

 оформление технологической документации (автоматизированный процесс);

 поиск и расчет задач (ручной процесс);

 сбор и обработка информации (автоматизированный процесс);

 анализ информации (автоматизированный процесс);

 хранение и контроль информации (автоматизированный процесс);

 разработка вариантов решения и планов (ручной процесс);

 доведение решения до исполнителей и контроля исполнения (автоматизированный процесс).

Таким образом, уровень автоматизации = 5/7 = 0,71.

В итоге, подставив результаты анализа факторов в формулу, можно увидеть следующий результат:

 

Купр = = 11,5/10*0,20 + 6/10*0,30 + 0,61/0,80*0,10 + 8,82/15*0,25 + 0,71/0,9*0,15 = 0,23 + 0,18 + 0,08 + 0,147 + 0,12 = 0,757

 

Расчет уровня качества системы управления предприятием показал, что он выше нормативного значения на 6%, что обусловлено большой долей управленческого персонала, а также низким уровнем текучести управленческого персонала. Также нужно отметить недостатки, как низкий уровень применения инструментов конкурентоспособной экономики, а также средняя образованность и уровень автоматизации находятся немногим ниже норматива.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие проблемы:

1. Устаревшие нормативно – правовые документы.

2. Снижение численности работников в категории «рабочий», которая является основополагающей в функционировании АО «Аэропорт Якутск», при увеличении численности работников в категории «руководители».

3. Недостаточная проработанность документации по найму персонала.

4. Недостаточное количество КПК для руководителей.

В связи с выделенными проблемами и проведенным анализом предлагаются следующие мероприятия:

1. Переименование отдела кадров АО «Аэропорт Якутск» в «Службу управления персоналом».

2. Введение в нормативный функционал предприятия адаптированные профстандарты.

3. Корректировка положений о проводимых комиссиях.

4. Разработка единого Руководства по кадровому делопроизводству.

5. Введение анкетирования в процедуру отбора персонала.

6. Повышение профессиональной грамотности, посредством специализированных курсов для руководителей.

В итоге, введение предложенных рекомендаций можно социально обосновать способностью персонала повысить конкурентоспособность Общества, так работа с соискателями будет осуществляться более тщательно и рационально благодаря анкетированию и опросу. Введение Руководства по кадровому обеспечению способствует повышению обоснованности принимаемых кадровых решений, а корректировка должностных инструкций поможет большему соответствию содержания труда работников их квалификации. Например, расширение обязанностей специалистов Управления персоналом, повлекшее за собой увеличение окладов сотрудников данной службы, уже повлекло видимый результат, так как АО «Аэропорт Якутск» занял первое место среди 500 предприятий Якутска по заблаговременной подготовке документации пенсионеров для ПФР. Это также способствует формированию благоприятного имиджа предприятия.

 

Библиографический список

1. Шеина И.С. Оценка кадрового состава АО «Аэропорт Якутск» / И.С. Шеина, Е.В. Сибилева // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С 64-268.

2. Официальный сайт Акционерного общества «Аэропорт Якутск» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://yks.aero/ (дата обращения: 27.04.2017)

3. Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://ecsocman.hse.ru/

PERFECTION OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

JSC «AIRPORT YAKUTSK»

 

E.V. Sibileva, candidate of economic sciences, associate professor

I.S. Sheina, student

T.V. Parkhomenko, student

 

Abstract. In the functioning of the current enterprises, the problem of the most effective use of the production potential is becoming particularly topical, which is impossible without an effectively constructed personnel management system, as well as a well-formed personnel policy built in accordance with accepted standards. Consequently, the improvement of the management system of large enterprises is relevant for the strategic development of the RS (Y).

Keywords: personnel management system, head, division, efficiency, personnel, airport, strength.