Мезенина В.Е. Реализация проектной деятельности на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 93-95.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В.Е. Мезенина, студент

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара

(Россия, г. Тара)

 

Аннотация. Исследование проектной деятельности на уроках английского языка в данной статье направлено на описание влияния проектной работы на развитие мотивации обучающегося к дальнейшему изучению английского языка, на приобретение универсальных учебных действий в процессе подготовки проекта. Показана значимость применения технологии проектной деятельности при обучении английскому языку, описана специфика работы над проектом в рамках изучения тематического раздела.

Ключевые слова: проект, мотивация, английский язык, универсальные учебные действия, презентация проекта.

 

 

Изучение иностранного языка является сложным процессом, требующим усилий как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. В соответствии с современной концепцией субъективного обучения, ученик, познающий окружающую его действительность, является субъектом обучения, и данное обучение предполагает самостоятельную деятельность. Какова же при этом роль учителя? В распоряжении учителя остаются различные пути направления деятельности ученика. И основной задачей учителя является нахождение точки пересечения интересов ученика и задач изучаемого материала, обозначить личную заинтересованность обучающихся в изучаемом материале. А достичь этого можно, если только ученик осознает применимость, практическую значимость получаемых знаний. Личная мотивированность обучающихся лежит в основе метода проектной работы.

Существует некоторое количество определений понятия «проект». Общим и основополагающим для всего количества определений является: наличие проблемы, интересной для участников проекта, использование методов исследования, самостоятельная работа, структурирование этапов проекта, получение материального конечного продукта. Для ученика важно не только услышать, увидеть изучаемый материал, но также применить его, раскрыть его практическую значимость.

Для осуществления проекта следует прежде всего выделить тип проекта из числа существующих.

Е.С. Полат классифицирует виды проектов по их основным признакам:

 метод, доминирующий в проекте (исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и др.);

 характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

 характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

 количество участников проекта;

 продолжительность проекта [1, с. 62].

Как выше было сказано, у проекта должна быть конкретная тематическая проблема, но в изучении английского языка, круг таких проблем ограничен, т.к. значительная часть материала, подлежащего усвоению, представлена грамматикой. Данный раздел прагматичен, структурирован и схематично представлен, он не требует дополнительного поиска информации. В связи с этим ресурсы для осуществления проекта следует искать в материалах коммуникативного, лингвострановедческого характера.

Учитывая специфику применения проектной работы на уроках иностранного языка, можно выделить наиболее приемлемые виды проектов по типологическим признакам. Условно конкретизировав тему: «My school», нужно обозначить проблему, причины, по которым данная тема может быть интересна учащимся. Мотивация учеников кроется в результате их деятельности, поэтому следует в начале работы определиться с характером конечного продукта, т.к. учащимся требуется четко осознавать возможности дальнейшего применения результатов их деятельности. В первую очередь применение полученных знаний самими учащимися. Данный тезис и является основополагающим понятия «проект» («выброшенный вперед»). Собранные данные по теме «My school» могут быть полезны при интернет-общении с друзьями из англоговорящих стран. Варианты применимости могут быть предложены самими учащимися. Конечным продуктом может являться оформленный стенд, плакат, интернет-страница и т.д. Определившись с темой и целью проекта, следует скорректировать количество участников и продолжительность проекта. Участниками проекта может стать весь класс с заранее распределенными заданиями. Продолжительность данного проекта по теме «My school» должна соответствовать срокам окончания изучения данного тематического раздела.

По типологизации проектов Е.С. Полат доминирующим методом может стать творческий, ролево-игровой. Проект по теме «школа» также может быть ознакомительно-ориентированным в случае изучения системы образования в России и Великобритании, а также дальнейшего сравнения систем образования в двух странах. Для темы «My school» интересен будет ролево-игровой метод. Можно предложить учащимся роли директора школы, координатора проекта, завуча или нескольких завучей, ответственных за расписание уроков на неделю, роли сотрудников HR (отдел кадров), в их распоряжении окажутся личные карточки состава класса, роли учителей предметников распределяются в зависимости от аргументированного выбора учениками дисциплины в качестве факультативного занятия. Неотъемлемой частью жизни школы также являются кружки, секции, роль заведующего внеклассным воспитанием можно предложить как одному, так и нескольким учащимся. Таким образом, содержательная часть проекта строится на основе продуктивного письма.

Последовательно выполнив требования каждого из этапов проекта, готовая работа может быть представлена публике (другим классам), несмотря на внутренний характер проекта, т.е. внутри класса. Собранная и оформленная информация может быть размещена на одном из сайтов, в пределах которого ученики разных стран могут познакомиться со школьными буднями как англоговорящих, так и русскоговорящих стран или презентована в виде плаката другим классам; в этом случае учащиеся могут выступить в роли тьюторов и рассказать о своей школе на английском языке. Приобретя знания по данной теме, опыт презентации на английском языке, участники проекта получили возможность поделиться своими знаниями. Тематический раздел «Школа» во многих УМК изучается на всех уровнях обучения, поэтому с целью дальнейшего применения результата проекта можно организовать консультирование для школьников по этой теме в случае необходимости. Такой приобретенный опыт будет полезен для участников проекта: объясняя другим, ученик осознает востребованность своих знаний, что мотивирует его к дальнейшему изучению иностранного языка. Опыт лингвистического консультирования в ходе проекта был описан в статье «О реализации проекта «Служба языка» в статье Н.А. Киселевой [2].

Проектная деятельность является одним из компонентов содержательного раздела основной образовательной программы. Метод проектной работы входит в систему оценки достижения планируемых результатов ФГОС [3]. Метод проекта способствует развитию таких универсальных учебных действий, как развитие познавательных навыков учащихся, ориентация в информационном пространстве, умение самостоятельно структурировать свои знания, развитие критического мышления. Развитие умения применять такие методы исследования, как анализ, синтез, описание, обобщение в исследовательских проектах также может быть полезно и в других типах проектов (творческие, ознакомительно-ориентировочные, игровые).

Итак, на основании выше сказанного можно сделать вывод, что наиболее применимым для развития внутренней мотивации обучающихся, осознания ими потребности, практической применимости приобретаемых знаний является метод проекта. Основными отличительными чертами технологии проекта являются: стимулирование интереса обучающихся к конкретной проблематике по изучаемой теме, самостоятельная работа обучающихся, применение знаний из других дисциплин, а также ранее полученных знаний, практическая значимость.

 

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

2. Киселева, Н.А. О реализации проекта «Служба языка» [Текст] / Н.А. Киселева // Филологический аспект. 2015. – 5. С. 9.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] // – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/938

 

 

IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE ENGLISH LESSONS AS A WAY TO INCREASE THE MOTIVATION OF STUDENTS

 

V.E. Mezenina, student

Branch of Omsk state pedagogical university in Tara

(Russia, Tara)

 

Abstract. Researching of the project work at the English lessons in this article aims to describe the impact of the project work on the development of student’s motivation for further study of the English language, for the acquisition of the universal learning activities in the process of project preparation. The importance of the use of the project work marked in the article teaching English. The specifics of the project within the framework of the study of the thematic section were described in this article.

Keywords: project, motivation, English language, universal learning activities, presentation of the project.