Закирова Г.М. Развитие устной речи в литературном образовании // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 126-129.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Г.М. Закирова, студент

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

Аннотация. В данной статье предпринята попытка разработки теоретико-методических основ организации речевой деятельности учащихся на уроках развития речи в системе литературного образования. Нами рассмотрены и предложены некоторые методические приемы для изучения произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин», содействующие закреплению и проверке знаний текста. Описанные в статье приёмы способствуют развитию практических навыков устной речи школьников и обогащению словарного запаса. В заключение представлена схема данных методических приёмов и их краткое описание.

Ключевые слова: устная речь, развитие, урок литературы, методический прием, учащиеся.

 

 

В современном информационном мире, когда человек достиг немалых высот в науке, робототехнике, получил некоторые знания о картине мира, особо ценится разносторонний человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию. Современная школа видит перед собой задачу воспитывать целеустремленного, способного к грамотному выражению собственных мыслей и идей ученика, оратора, а это, в первую очередь, – научить его навыкам устной и письменной речи. Огромную роль в этом процессе играют русский язык и литература, так как развитие речи учащихся – одна из главных задач преподавания данных предметов.

Тема развития речи школьников является актуальной для учителей, методистов и ученных, о ней пишут в своих работах Шелестова З.А. «Развитие у школьников выразительности устной речи и чтения на уроках русского языка и литературы», Бойко И.Н. «Развитие устной связной речи младших школьников посредством изучения русских народных сказок», Ушакова Ю.А. «Развитие устной монологической речи школьников на минутке чистописания» и многие другие.

 

 

C:\Users\mdv\Desktop\2.png

Рис. 1.  Основные виды работ по развитию устной речи

 

 

Как известно, развитие речи в школьной программе осуществляется в двух направлениях – письменной и устной. Оно должно проходить на основе речевой деятельности – это целенаправленный процесс создания и восприятия высказывания. Развитие речи зависит от многих факторов: от общего режима школы, активности учителя, среды, в которую погружен учащийся, так же важно желание самого ребенка к самообразованию.

Всем известно, что всё нестандартное на уроках служит проявлению интереса со стороны школьника, так как оно требует творческого подхода и раскрепощения. Учащийся способен проявить себя с новой стороны, возможно, не изведанной им самим. Пользой нестандартных приёмов может послужить:

 повышенный интерес к уроку;

 избавление от ярлыков: каждый из учеников способен проявить себя в новом свете;

 развитие логики, мышления, творческих способностей школьников;

 слаженная работа в коллективе;

 развитие навыков самостоятельности;

 стремление учащихся быть вовлеченным в процесс;

 количество и качество усвоенного материала.

Рассмотрим виды нестандартных работ на уроке литературе, способствующих развитию устной речи учащихся на примере изучения романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более выразительной,  точной, логичной и образной. Помочь в этом может методический приём пишем книгу, который использовал в своей практике Ильин Е.Н. – учитель, разработавший концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Суть приёма состоит в том, что ученик во время урока становится известным писателем или поэтом, то есть школьник ведет рассказ от лица писателя и говорит о своей биографии, анализирует своё творчестве, возможно, читает отрывки произведений, дополняет слова учителя, импровизирует. В данном случае, писателем, которого будет представлять один из учеников, является Александр Сергеевич Пушкин. Приём пишем книгу даст возможность ученику полностью погрузиться в мир писателя и развить свои творческие способности, а его одноклассникам будет интереснее слушать своего ровесника в образе.

Коллективный рассказ приём, который так же можно использовать при изучении «Евгения Онегина». Прием не сложен: по очереди все учащиеся рассказывают одну из глав (либо несколько глав) произведения. Победителем будет являться тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задерживал ход сказки паузами. Плюсом такого рассказа может послужить сосредоточенность и внимательность учеников, командный дух. Минусом – не знание содержимого произведения хотя бы одним из учеников, приводит к тому, что цепь рассказа будет прервана.

Развить устную речь поможет приём продолжение предложения, суть которого состоит в том, что после знакомства с биографией и творчеством писателя, учитель предлагает учащимся продолжить предложение, но делает это непростым способом: предлагает перечень предложений на доске, проекторе, раздает листочки с текстом или дает возможность вытянуть предложение ученику. Например:

 Я знаю про А.С.Пушкина то, что…

 В биографии писателя меня больше всего поразило

 Данное произведение кажется мне достойным внимания, так как…

 В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»…

 Больше всех в произведении мне симпатизирует …, потому что…

 Образ Онегина является противоречивым, его нельзя однозначно назвать положительным или отрицательным героем…

 Встреча с Онегиным произвела на Татьяну большое впечатление…

 Поступок Татьяны Лариной, написавшей письмо Онегину, я считаю…

 Романтик Ленский кажется духовным антиподом скептика Онегина…

 Любовные письма Татьяны и Онегина, различающие своим содержанием,  повествуют нам о…

 Для А.С. Пушкина Татьяна Ларина – идеал русской женщины. Писатель ценит в ней

 Будущее главных героев я представляю…

Данный приём поможет проверить уровень подготовки всех учащихся и закрепить пройденный материал.

Методический приём словесного рисования так же способен развить устную речь школьников. Словесное рисование способность выражать свои представления об образе или картине. В первую очередь, направлен на развитие способности к конкретизации словесных образов, то есть воображения. Кроме того, развивает устную речь ребенка. В нашем случае может быть применим в описании образов главных героев произведения, их характеристик. Учащиеся могут глубже проникнуться и описать портреты героев, их внешние данные, одежды.

Развитие устной речи и овладение ее культурой является одной из главенствующих задач литературы. Главное, стоит помнить, что первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихсяживое слово учителя.

Приемы, предлагаемые нами для изучения произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и их краткое описание представлены ниже (рис. 2).

 

 

C:\Users\mdv\Desktop\Безымянный.png

Рис. 2. Приемы для изучения произведения

 

 

Роман в стихах А.С. Пушкина является значительным произведением русской словесности. «Евгений Онегин» входит в обязательную школьную программу по литературе не только в российских учебных заведениях, но и в школах некоторых стран бывшего советского союза. Такие методические приёмы как: пишем книгу, продолжение предложения, коллективный рассказ и словесное рисование образов способствуют не только хорошему усвоению знаний, вырабатыванию коммуникабельных, творческих способностей, но и толчком в развитии устной речи учащихся, так необходимой современному человеку.

 

Библиографический список

1. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.  В 2 ч. Ч. 2.  М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.

2. Белькова А.Е., Ходаковская Л.Ю. Синквейн как эффективный приём развития образной речи // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов (г. Нижневартовск, 5–6 апреля 2016 года) / Отв. ред. А.В. Коричко.  Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016.   С. 81-85.

 

 

THE DEVELOPMENT OF ORAL SPEECH IN LITERARY EDUCATION

 

G.M. Zakirova, student

Nizhnevartovsk state university

(Russia, Nizhnevartovsk)

 

Abstract. This article attempted to develop theoretical and methodical bases of the organization of speech activity of pupils at lessons of speech development in the system of literary education. We studied and proposed some methods for studying works of A.S. Pushkin «Eugene Onegin», contributing to the consolidation and verification of knowledge of the text. The described techniques facilitate the development of practical skills of oral speech of students and to enrich the vocabulary. In conclusion, the presented data schema instructional techniques and their brief description.

Key words: oral speech, the development, a literature class, teaching idea, students.