Овсянникова Е.А. Развитие у младших школьников навыков самоконтроля в процессе учебной деятельности как предмет педагогического анализа / Е.А. Овсянникова, О.Д. Третьякова  // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 1. №3. – С. 5-7.

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Е.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доцент

О.Д. Третьякова, студент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В данной статье конкретизируется понятие «самоконтроль», раскрывается его сущность как предмет педагогического анализа. Мы провели анализ работ психологов, педагогов, с точки зрения их понимания исследуемой проблемы, пути ее решения. Описывается педагогический опыт учителей и современные подходы к решению проблемы развития у младших школьников навыков самоконтроля в процессе обучения. Формулируются требования, необходимые для педагога при формировании навыков самоконтроля у школьников в образовательном процессе.

Ключевые слова: самоконтроль, самооценка, контроль, младший школьник, педагогический анализ.

 

 

Развитие у младших школьников навыков самоконтроля в процессе учебной деятельности является для современной педагогической практики одной из актуальных задач. В достижении успехов в учебной самостоятельности большое значение имеет способность контролировать свои действия и поступки, умение принимать собственное решение в любой возникшей ситуации.

Проблему «Развитие у младших школьников навыков самоконтроля в процессе учебной деятельности» рассматривали: А.Ф. Ануфриев, Л.А. Венгер, Г.И. Вергелес, П.Я, Гальперин, С.А. Дудникова, М.И. Лукьянова, Л.А. Матвеева, А.Г. Пачина, А.И. Раев, Н.Ф. Талызина, Э.С. Шелопаева и др.

Изучаемая нами проблема не является «новой» проблемой, существует большое количество подходов со стороны педагогов и психологов к обоснованию и определению сущности понятия «самоконтроль».

Существует большое количество интерпретаций исследуемого нами понятия, рассмотрим некоторые из них. Самоконтроль – это:

 один из главных способов социализации и регулирования человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями [4, с. 252];

 контроль над своими действиями и поступками [3, с. 618];

 контроль над самим собой, над своей работой [5, с. 746].

Д. Б. Эльконин проведя немалочисленные исследование, утверждает, что «действие самоконтроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» [30, с. 218]. А. С. Лында видит самоконтроль как «качество, связанное с проявлением активности и самостоятельности личности, как структурный элемент процесса воспитания [2, с. 14].

Проанализировав разнообразные источники, мы вывели свое понятие. «Самоконтроль – сознательная деятельность человека направленная на осуществление контроля над собственным поведением, мыслями, а также способность к регулированию и планированию своих поступков».

Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля – в выработке критериев и в применении их к различным конкретным ситуациям. Следовательно, осуществлять самоконтроль, как отмечает М. И. Лукьянова нужно в соответствии с определенными принципами:

а) дифференцированность, каждое усилие ученика контролируется отдельно;

б) гибкость, система контроля тонко реагирует на процесс (или регресс) в успеваемости ребенка;

в) контроль учителя – средство «выращивания» здорового самоконтроля ребенка;

г) двусторонность контроля, контроль ребенка должен предшествовать контролю учителя [1, с. 36-39].

М. И. Лукьянова в своем исследовании говорит о том, что в первом классе самоконтроль осуществляется преимущественно по образцу, который предоставляет для учащихся учитель. На подготовительном этапе обучения дети узнают о правилах поведения в общеобразовательном учреждении и на уровне класса в частности. На этом этапе дети не способны в полной мере отслеживать свои действия, в этом им помогает учитель и родители. В период протекания основного этапа начального обучения младшие школьники овладевают пониманием учебного процесса и их ролью в нем, отсюда вытекает осознанность и контроль своих действий и поступков по отношению к одноклассникам и к самому себе [1].

На основе исследования М. И. Лукьяновой, мы пришли к выводу, что для младшего школьника как субъекта собственного учения и обучения необходимо создать определенную учебную среду, насыщенную множеством методов и средств, с помощью которых ученик мог бы сам объективировать те изменения, которые происходят с ним в процессе обучения.

Итак, самоконтроль – это осознание и оценка субъектом своих собственных действий, психических процессов и состояний. Контроль в учебной деятельности подчиняется определенным закономерностям: выполнение заданий от простого к сложному, концентрический принцип подачи материала. Благодаря многократным и постоянным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности.

По нашему мнению, на уроках очень важен процесс самоконтроля, так как данная деятельность способствует развитию внимания, памяти, мышления у младших школьников. Получая задание от учителя, учащиеся редко задумываются над тем, что правильное выполнение упражнения не просто принесет положительную оценку, но также будет способствовать усвоению уже изученного знания.

Мы сформулировали требования для учителя необходимые при формировании навыков самоконтроля у младших школьников:

 обращать внимание на важность выполняемого учениками задания;

 подбор заданий, в которых будет обязателен этап самопроверки полученного результата;

 образцы (таблицы, схемы) должны находиться на видном для учащихся месте; если раздаточный материал индивидуальный, то необходимо проконтролировать доступность заданий для каждого школьника;

 не ругать школьника за допущенные ошибки, а спросить, что было не понятно и спокойно объяснить еще раз в случае необходимости;

 предлагать учащимся пользоваться методами взаимопроверки и самопроверки.

Мы считаем, что процесс развития самоконтроля у младших школьников неразрывно связан с выполнением домашнего задания учащимися. Выполнения домашнего задания является обязательной частью обучения, так как он способствует лучшему усвоению изученного материала. В начальный период обучения характерен контроль извне, то есть со стороны родителей, который служит основой успешного формирования самоконтроля учащихся. Постепенно контроль со стороны родителей снижается, учащимся приходится самостоятельно следить за выполнением своих действий. Домашнее задание строится на информации, полученной на уроках, если учащийся не успел за мыслями учителя (в силу внешних или внутренних факторов), то дома у младшего школьника есть возможность попытаться самостоятельно ознакомиться с непонятным материалом. Не заметно для себя школьник становится более внимательным на уроке, так как самостоятельно изучать новый материал гораздо сложнее, тем самым учащийся проявляет самоконтроль по отношению к своей деятельности в школе.

 

Библиографический список

1. Кыверялг, А. А. Контроль и самоконтроль – важные условия формирования вычислительных навыков / А. А. Кыверялг // Начальная школа. – № 2. – 1986. – С. 36–39.

2. Лында, А. С.  Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. ЛындаМ. : Высшая школа, 1979. – 150 с. – С. 14.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.  Ожегов – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь: энциклопедия / ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с. – С. 252.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. – 844 с. – С. 746.

6. Третьякова, О. Д. Развитие у младших школьников навыков самоконтроля в образовательном процессе / О. Д. Третьякова // Научные исследования современных ученых. XV. Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. – М.: Издательство «Олимп», 2016. – 545 с. – С. 451-456.

 

 

DEVELOPMENT IN PUPILS THE SKILLS OF SELF-CONTROL IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

 

E.A. Ovsyannikova, candidate of pedagogical sciences, associate professor

O.D. Tretyakova, student

Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. This article elaborates on the concept of «self-control», reveals its essence as a subject of pedagogical analysis. We conducted an analysis of the work of psychologists, educators, from the point of view of their understanding of the research problem, ways of its solution. Describes the pedagogical experience of the teachers with modern approaches to solving the problems of development in pupils the skills of self-control in the learning process. Requirements necessary for the teacher in the formation of skills of self-control of pupils in the educational process.

Keywords: self-control, self-control, Junior high school student, pedagogical analysis.