Трусова А.А. Развитие русской музыкальной культуры в 19 веке // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №6. – С. 4-9

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 19 ВЕКЕ

 

А.А. Трусова

Краснояружской СОШ №2

(Россия, пгт. Красная Яруга)

 

Аннотация. В статье рассматривается музыкальная культура 19 века, ее основные направления. Проводятся исследование влияния быта на содержание произведений, культуры русского романса, элегии, песни. Осуществляется оценка композиторов и их произведений на примере Алябьева, Варламова, Гурилева. Детально рассмотрен романс Чайковского «Евгений Онегин».

Ключевые слова. Музыкальная культура, композитор, вокальное произведение, романс, элегия, бытовая песенная лирика, музыкальный театр.

 

 

19 век – время подъема русской музыкальной культуры. В ее развитии в начале 19 века выделяют 2 этапа, разграниченные событиями 14 декабря 1825 года – первый период Отечественной войны, вызревание декабризма и второй период последекабристский. На идеологии декабристов выросло творчество Пушкина, Грибоедова; осуществился решающий сдвиг в области музыки: наступает подъем романсовой лирики, впервые появляются романтические оперы, формируется новый жанр романса-монолога.

Музыкальная жизнь России первой половины 19 века протекала в условиях помещичьего крепостнического государства, которое не заботилось о музыкальном образовании. Развитие национальных творческих сил тормозила ориентация на Запад. В дворянском быту был установлен поверхностный взгляд на музыку как «услаждение слуха». Занятие музыкой как профессией считалось несовместимым с достоинством дворянина. Поэтому музыканты-профессионалы, вышедшие из дворянской среды, официально именовали себя «любителями». В первом десятилетии 19 века концертная и театральная жизни приносят первые успехи. Важными музыкальными центрами становятся лицеи, университеты, пансионы, а также литературно-художественные кружки. Большие заслуги в развитии русской музыкальной культуры принадлежат музыкантам, вышедшим из среды крепостной интеллигенции Д.Н. Кашину и С.А. Дегтяреву. В Россию приезжали гастролеры с Запада, которые вели здесь активную концертную жизнь. Однако, в связи с особыми социальными условиями крепостнической России, их концерты не были доступны для широкой публики. Все это возмещалось домашним бытовым музицированием, охватившем города, поместья и усадьбы. Привычным явлением в домашнем обиходе становятся музыкальные инструменты: скрипка, арфа, фортепиано, гитара. Музыкальные собрания устраиваются не только в аристократических кругах, но и в среде мелкопоместного дворянства, чиновников и мещан. Собираясь по вечерам, любители музыки составляли небольшие ансамбли, играли и пели под аккомпанемент, беря за основу русскую народную песню, которая разрабатывается в виде вариаций, сольных песен или дуэтов. В такой атмосфере складывался и развивался самый распространенный и любимый всеми жанр того времени – вокальная лирика, а также камерная инструментальная музыка, камерный ансамбль, смычковое и фортепианное исполнительство. 19 век стал веком подъема русской культуры, а именно музыкального искусства.

В данной работе, автором более подробно рассматривается быт провинциального и столичного дворянства того времени именно с точки зрения музыкального искусства и его проявление в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Это произведение занимает центральное место в творчестве композитора и дает полное представление об идеалах и нравах людей, живших в начале 19 века.

В «Евгении Онегине» герои живут и действуют в обстановке русской действительности того времени. В произведениях дается широчайшая картина жизни России: общественно-политическая, экономическая и, в том числе, культурная обстановка.

Песня и романс

Первая половина 19 века была временем расцвета бытовой песни и бытового романса. Русская городская песня, впитывая широкое, разностороннее содержание, обогащалась вместе с развитием городской жизни. В самом распространенном жанре музыки – песне-романсе – осуществлялась связь между композиторским и народным творчеством. Композиторы брали материал из бытовых песен. В то же время их собственные песни входили в быт, становясь народными, как, например, «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева, «Колокольчик» Гурилева. Отечественная война 1812 года положила начало новым песням – героическим, походным, суточным, сатирическим и популярной рекрутской песне. Они получили широкое распространение в народе, так как были полны скрытого протеста, позволяющего понять настроение декабристских лет. Числу любимых городских произведений принадлежат «Сторона ль моя, сторонушка», «Не белы снеги», «Не кукушечка во сером бору». Цензура запрещала печать песен, в которых отражалось противостояние самодержавию. Но именно поэтому они играли важную роль в становлении революционного сознания русского общества.

Большие заслуги в появлении революционной песни принадлежат деятелям декабристского движения – Рылееву и Бестужеву. В созданных ими песнях проявляется сатира, вызов самодержавию: «Царь наш, немец прусский», «Ах, где те острова», «Ты скажи, говори, как в России цари правят». Традиции революционной песни, позднее были развиты их современниками. Глубоко проникли в бытовую песню и в творчество русских поэтов пушкинской поры темы свободолюбия.

Большую популярность в городском быту приобретает украинская песенная лирика, а также цыганская песня, любимая во всех слоях русского общества. В песнях «детей вольности» люди видели проявление смелого человеческого чувства. Цыганские хоры (в состав которых, помимо певцов, входили гитаристы и плясуны) исполняли русские народные песни в привычной им темпераментной манере.

На основе бытовой песенной лирики развивалось насыщенное романсовое творчество. Расцвету романсовой лирики сопутствовал высокий подъем русской поэзии. Творчество Жуковского, Пастушкова, Баратынского, Дельвига и особенно Пушкина создало благотворную почву для развития русского романса. Романс чутко отображал стилистическую эволюцию русской поэзии, ее образный покой и тематику, которая позднее (в пушкинскую эпоху) очень углубляется и становится более содержательной.

Вокальная лирика соответствовала всем эстетическим нормам и потребностям различных социальных групп. За достаточно большой срок романсовая лирика развивается от сентиментального романса до психологически насыщенных произведений.

В русский музыкальный обиход вошел термин «романс» только в 19 веке. Романс – лирическое вокальное произведение с инструментальным аккомпанементом. В это же время формировался близкий к фольклору, жанр вокальной камерной музыки «русская песня», который развивался благодаря огромному влиянию интереса к народному творчеству. Поэтому «русские песни» композиторов Алябьева, Варламова, Гурилева стали народными – так поэтично и тонко были претворены в них черты народной песенной лирики.

Пушкинская эпоха вызвала поток романсового творчества. Поэтому сочинение песен и романсов в этот период – повседневное явление, как в столичном, так и в провинциальном дворянстве. Это способствует возникновению анонимных любительских романсов бытового характера. Именно этот, простейший на первый взгляд, жанр положил основу развития интеграционного принципа русской мелодии, ее стиля и языка. Постепенно в романсе выработалась стройная классическая форма. Двухчастная форма – один из ее наиболее распространенных видов.

Мелодия русского бытового романса типически вокальна, имеет плавность и широкую интонационную мягкость, что указывает на связь с народно-песенными истоками. Еще одной характерной особенностью жанра бытового романса является присутствие внутрислоговых распевов, мягких окончаний фраз, а также наличие томных хроматизмов.

Особое значение в русской музыке 20-30х годов приобретает характерный жанр лирико-философского романса – элегия – романс-размышление. Ее основным отличием являются такие факторы, как размеренный ритм и сосредоточенное выражение чувств. Романс этого жанра сложились под влиянием философских стихотворений Пушкина, Жуковского, Баратынского.

Стремление к яркости и определенности национального колорита все чаще проявляется в вокальной лирике 30-х годов, что является явственным примером появления новых романтических тенденций, также связанных с поэзией. Композиторы стремятся воплотить в песни типические черты характера и быта различных народов. Благодаря этому появляются новые разнообразные типы национально-жанрового романса: испанские серенады, итальянские баркаролы, восточные песни, героические романсы в ритме марша или полонеза. Особенно наглядным примером романтического влияния на музыкальные произведения, увлечения таинственной фантастикой, образами старинных легенд и преданий 20-х годов является жанр баллада, как своеобразная повествовательно-драматическая песня, выходящая по характеру выразительных средств за рамки камерно-бытовой романсовой лирики. Сложная по композиционному построению баллада являлась прототипом развернутого драматического монолога в свободной форме. Ее содержание требовало от певца ясного, и, главное, выразительного текста; мрачно-фантастическая сюжетика находила яркое отражение в живописно-изобразительных средствах аккомпанемента.

Традиционный жанр застольной песни, соприкасавшийся с боевыми (походными), занимал очень значимое место в бытовом репертуаре столичных и, особенно, провинциальных дворян. Застольные песни были изложены в форме куплетов, отличались напевом солиста и припевом хора.

Если посмотреть на проявление жанра бытового романса в опере Чайковского «Евгений Онегин», то уже в первой картине первого действия мы можем наблюдать за сценой бытового музицирования.

Усадьба Лариных. Вечереет. Из дома доносится пение Татьяны и Ольги. Звучит их дуэт («Слыхали ль вы за рощей глас ночной / Певца любви, певца печали?»). В этом дуэте прослеживаются все главные черты, характерные для бытового романса. Во-первых, мелодия: специфически вокальна, в ней слышны народно-песенные истоки, присутствуют внутрислоговые распевы, которые подчеркивают плавность, томные хроматизмы и мягкие окончания. Во-вторых, форма этого романса – куплетная. В-третьих, романс передает сентиментально-лирическое настроение. В-четвертых, оркестр, сопровождающий дуэт, создает эффект звучания фортепиано и арфы, что свойственно для бытового музицирования.

Культура русского романса оказала несомненное воздействие на развитие русской классической оперы. В связях бытовой песенной традиции кроется одна из причин широкой доступности русской классической оперы.

Инструментальная музыка

В первой трети 19 века в формах бытового музицирования преобладает тенденция камерности, что дает этому искусству почву для развития в условиях русского быта всех слоев общества (в особенности дворян). Камерное творчество быстрыми темпами набирало обороты и процветало. Этому способствовало появление концертов в учебных заведениях, любительские музыкальные вечера и другие проявления этого искусства в повседневной жизни. Камерное творчество 19 века в свою очередь подразделяется на две основные тенденции: разработка народно-песенного национального материала и применение классических принципов, основанных на общеевропейских традициях.

Первая тенденция развивается и находит полное выражение в вариациях (как известно, вариации являются излюбленной музыкальной формой того времени). Что касается метода общеевропейского классического инструментального стиля, то он находит свое проявление и развивается в основном в произведениях циклической формы – сольных сонатах и камерных ансамблей.

Многие произведения, основанные на подлинных народных мелодиях, открыто выражают «фольклорный» характер, как, например, вариации на народные темы известного скрипача Г.А. Рачинского.

В сложнейшем жанре струнного квартета, оценить который может лишь профессионально подготовленная музыка, появляется, «академичное» направление. Свидетельством этого являются квартеты Веркольского и Ласковского.

Фортепианная музыка, тесно связанная с музыкально-общественной жизнью, с условиями быта дворян и прочих классов, приобретает совершенно другое значение; В своих истоках русская фортепианная музыка связана с вокальными жанрами песни и бытового романса. Специфика русского пианистического стиля на ранней стадии определяется широкой напевностью. Этот стиль, подобно романсу, прежде всего, складывался в сфере лирических настроений (так как мягкий и напевный звук фортепиано ассоциировался с лиризмом, с тонким ощущением и с томным, романтическим состоянием души).

В 15-30-е годы русской фортепианная музыка достигает пика; виртуозный блеск, рост исполнительской техники и профессионального мастерства свидетельствую об этом. Все большую роль пианистический стиль играет в быте дворян.

Смена стилистических направлений, несомненно, отразилась во всех направлениях искусства. В начале 19 века произведения русских авторов еще несут на себе печать эпохи классицизма. В них вырабатывается установленный жанр точных классических вариаций с превосходством фактурного развития. Новые романтические тенденции, появляющиеся в творчестве композиторов старшего поколения, открыто проявились в русской фортепианной музыке 20-30-х годов.

Возрастает и усиливается жанровый диапазон фортепианной музыки, появляются новые, свойственные романтическому направлению того времени, жанры – ноктюрн, баркарола, колыбельная, прелюдия, экспромт. Свой отблеск в русской музыке эпохи романтизма нашел ход поэтизации и идеализации бытового танца (Шуберт, Шопен). Несмотря на то, что танец утрачивает прикладное значение, в наилучших идеалах фортепианной миниатюры он приобретает утонченно-лирический облик (вальсы Грибоедова).

Заметный перелом, вызванный усиленным ростом разных форм музицирования (бытового и концертного), наблюдается в 19 веке. Особое значение в искусстве занимает симфоническая музыка и ее формы – симфонии, симфониетты, увертюры, сюиты, концерты, симфонические поэмы, фантазии, рапсодии, легенды, каприччио, скерцо, различные симфонические танцы, вариации, попурри и т.д., которые непосредственно вплотную связаны с оперой и театральной традицией. Оркестровая музыка не вышла на самостоятельный путь из-за незначительной развитости концертной жизни, но отразила эволюция русского творчества той эпохи. Яркие по оркестровке и выразительные по тематизму увертюры Козловского, Давыдова подготовили симфонические принципы Глинки. В них проявился тернистый путь, который преодолела русская музыка от классицизма 17 века через «неистовую романтику» к «реалистическому симфонизму».

Инструментальная музыка звучала на балах в виде различных танцевальных жанров. В начале 19 века торжества, балы открывались польским танцем – полонезом, позже на его смену пришел менуэт.

Один из распространенных бальных танцев – вальс – пользовался в 20-е годы репутацией непристойного, даже вульгарного танца. Он противопоставлялся установленным строгими нормами классики танцам и являлся «модным и молодежным». Вскоре он был «запущен» на балы Европы, как дань новой эпохе. Мазурка была в эпицентре всеобщего внимания на балах и означала его кульминацию. Особенностью этого танца наблюдалась тенденция многочисленных причудных фигур и мужского соло. Котильон – вид кадрили – один из заключающих бал танцев. Исполнялся на мотив вальса и изображал собой «танец-игру», являлся самым непринужденным, разнообразным и шаловливым танцем.

У Чайковского в «Евгении Онегине» в первых картинах второго и третьего действий инструментальная музыка первой половины 19 века представлена в виде танцевальных жанров.

Второе действие. Бал в доме Лариных. Празднуются именины Татьяны. Действие открывается вальсом. Молодежь танцует, среди них Онегин и Татьяна. Пожилые гости в это время сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими. Это подтверждает, что вальс в те времена являлся молодежным танцем. Позже Онегин с Ольгой танцуют танец французского происхождения – котильон. Чайковский осознано выбрал для этой сцены «шаловливый танец». В нем присутствует момент, когда дама садиться на колени к своему партнеру. Не удивительно, что Ленский приревновал свою возлюбленную: «Ах! Что такое! Глазам не верю! Ольга! Боже, что со мной!»; это и послужило поводом для развития дальнейших роковых событий. На закате торжества, как и положено, звучит мазурка.

В третьем действие на балу у одного из петербургских сановников гости танцуют полонез. Этот танец свидетельствует о том, что бал только начался, а также подчеркивает возвышенный характер праздника. На этом балу звучат также два экосеза – весёлый парно-групповой танец быстрого темпа, в двудольном размере (при Петре I назывался «английским танцем»).

Процесс развития инструментальной культуры первой половины 19 века, как видно из нашего обзора, протекал неравномерно. Резкий сдвиг произошел в декабристский период 20-х годов. Как и в других жанрах, сдвиг этот был закономерен.

Музыкальный театр

Начало 19 века – эпоха больших, решающих сдвигов в истории русского театра. В годы Отечественной войны, декабризма театр сохраняет свое просветительское значение и мощно расширяет свое влияние на русское общество. Он приковывает к себе внимание широких кругов зрителей, становится объектом литературных дискуссий и споров.

Самовыражается на сцене театра 1800-1810-х годов героико-патриотическая тенденция. Идут трагедии на русские исторические сюжеты, которые затрагивают патриотические чувства зрителей. Особым успехом пользовались французские «оперы спасения» (о событиях французской революции 1789 года) композиторов Мегюля и Лесюера.

В комедийных жанрах, таких, как комедии, водевили и комические оперы затрагивались глубочайшие вопросы современности. Очевидным проявлением в социальном обществе 20-х годов становится театральная критика. Одними из самых ярчайших критиков этого времени были Гнедич, Катенин, Кюхельбекер. В театральном «резерве» 10-20-х годов было достаточно и пустых пьес. Позднее, в 30-40 годы значительное место отводилось пьесам официально-монархического содержания.

С такими отрицательными тенденциями русского театра активно боролись русские писатели и критики. Центральная роль в этой борьбе принадлежит Белинскому. Со своими сторонниками, он видел в театре гениальное, грандиозное преобразующее искусство – мир правды и поэзии, которые возвышают сущность человека. Белинский призывал к разработке народного русского театра – театра «действительной жизни». Все это оказало влияние на развитие музыкального театра. Вместив в себя различные стили и направления – классицизм, сентиментализм и романтизм, русская опера пришла к реалистическому искусству Глинки.

19 век ознаменован поисками идеала оперного театра, привычной непостоянностью жанров и форм; и только Глинки смог урегулировать эту задачу и найти ее решение – создать русскую классическую оперу.

 

Заключение

Исходя из моей работы, можно сделать вывод, что новый взгляд на фольклор, появление новых структурных и жанровых форм, обращение к художественно-выразительным приемам других видов искусства – все это обусловило высокую результативность развития музыкальной культуры первой половины 19 века.

Музыкальная культура того времени служит неиссякаемым источником вдохновения и по сей день. Свойственные ей черты нашли свое продолжение в творчестве таких композиторов, как Чайковский, Глазунов, Лядов и Рахманинов. Именно поэтому я обратилась к опере Чайковского «Евгений Онегин»; в ней он использует традиционные формы интересующего нас времени (различные инструментальные жанры и показывает сцену домашнего музицирования). Это вносит в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелища. Вся опера «Евгений Онегин» связана с природой русского романса. По выражению Б.В. Асафьева, «романсное, как лирическое высказывание, проникает собою каждую из «лирических сцен».

 

Библиографический список

1. Келдыш, Ю.В. История русской музыки. Т. 3. – М.: МУЗГИЗ, 1954. – 531 с.

2. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века. М.: Изд-во Знание, 1974. 208 с.

3. Соболева, Г. Г. Русский романс. М.: Знание, 1980. 112 с.

4. Петруганская, Р. И. Музыка и поэзия. – М.: Знание, 1984. – 56 с.

 

 

DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE IN THE 19 CENTURY. SONG AND ROMANCE. MUSICAL THEATRE

 

A.A. Trusova

Krasnoyaruzhskaya school №2

(Russia, Krasnaya Yaruga)

 

Abstract. The article considers the musical culture of the 19th century, its main directions. A study is being made of the influence of everyday life on the content of works, the culture of the Russian romance, elegy, and song. The composers and their works are evaluated by the example of Alyabyev, Varlamov, Gurilev. Tchaikovsky’s romance «Eugene Onegin» is considered in detail.

Keywords. musical culture, composer, vocal work, romance, elegies, everyday song lyrics, musical theater.